UA / RU
Поддержать ZN.ua

Оборот земли. Вопросы для обсуждения

Сейчас обеспечение сохранности украинской земли находится под защитой моратория на ее свободную продажу.

Автор: Роман Головин

Одним из условий отмены моратория является принятие закона об обороте земель, который должен создать в государстве земельный рынок. Несмотря на значительное число как сторонников, так и противников моратория, нет желающих работать над созданием земельного рынка и принятием закона о земельном обороте.

На официальном сайте Верховной Рады Украины из предложений по новому законодательству об обороте земли есть только два не таких уж и новых - проект №5535 от 13 декабря 2016 г. и альтернативный №5535-1 от 28 декабря 2016 г. (см. рис. 1 на 6-й стр.). Сейчас в работе находятся еще два проекта - тайный министерский и лоббистский депутатский. До конца этого года закон об обороте земель должен увидеть свет, и тот факт, что общественное обсуждение закладываемых в него положений до сих пор не начато, не может не удивлять.

Главными положениями проекта закона №5535 являются отчуждаемость земли с определенными ограничениями по ее количеству, находящемуся в собственности:

- физическому лицу - до 500 га;

- юридические лица могут владеть 33% земель на определенной территории территориальной громады или района.

Законотворцы могли бы уже и не прописывать эти 33% для юридических лиц, потому что согласно украинскому законодательству монопольное положение начинается с 35-процентной доли на рынке товара, - 2% роли не сыграют.

Фактически три юридических лица могут скупить 99% земель сельскохозяйственного назначения в Украине. Разумеется, тот, кто планирует согласно этому законопроекту стать монопольным владельцем земли в Украине, в схеме по ее скупке задействует не менее ста юридических лиц - по несколько на область.

Положения проекта №5535-1 не вводят ограничений по количеству земель, находящихся в собственности. Назвать такой законопроект альтернативным очень тяжело, это расширенная версия основного проекта, выстроенная по той же логике - "распродать".

Проект №5535 не ограничивает иностранцев в получении права собственности на земли сельскохозяйственного назначения в Украине. Иностранцы как участники юридических лиц с принятием закона сразу могут без ограничений становиться владельцами богатства всего украинского народа. Как физические лица, иностранцы получат право обретения собственности с 2030 г., - это незначительные детали, согласитесь. В целом согласно законопроекту №5535 приобретателями земель могут быть физические лица, юридические лица, зарегистрированные согласно законодательству Украины, - регистрируйся и владей.

В свою очередь, проект №5535-1 предусматривает, что иностранец не вправе быть владельцем земель как физическое лицо, но может как участник юридического лица при условии участия в нем не более чем 49%. При действующем законодательстве это не ограничение.

Фактически оба законопроекта предусматривают свободную продажу земли и неограниченную ее концентрацию в одних руках, просто могут быть применены разные методы присвоения и концентрации.

В конце 2018 г. вопрос запрета отчуждения земель, их оборота, рынка земли встал довольно остро. Парламентский комитет по вопросам аграрной политики и земельных отношений самостоятельно, не дожидаясь предложений от правительства, рассмотрел предложения к законодательным изменениям для нормативно-правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения. Так, на рассмотрении в комитете находится проект закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения" (см. рис. 2).

Конечно, предложенные в комитете изменения далеко не окончательные и могут вообще не быть приняты или даже рассмотрены. И очень многое в проекте будет зависеть от результатов выборов 2019-го.

Так, основным положением комитетского проекта закона стало такое же, как и в проекте закона №5535: земля будет свободно продаваться. Просто комитетское предложение торговать землей является более завуалированным рядом каких-то недейственных ограничений. Мы же понимаем, что для капитала не существенно - скупить землю сейчас или через три года, главное - неотвратимость этого события для существования и успешной работы финансовых механизмов.

Согласно комитетским положениям иностранцы и лица без гражданства не могут быть владельцами земель сельскохозяйственного назначения. При этом юридические лица, зарегистрированные согласно законодательству Украины, могут быть владельцами земли при условии трехлетней сельскохозяйственной деятельности и только в случае, если участие иностранцев в юридическом лице будет менее 50%. Фактически иностранцам оставляют вариант скупить украинскую землю через юридических лиц-посредников, но через три года.

Так, согласно законодательству Украины, в обществе с ограниченной ответственностью решения принимают 75% участников, - в совокупности с корпоративным договором иностранец получит 100% управления юридическим лицом. Что это - завуалированность, саботаж или невежество законотворцев?

В соответствии с комитетскими положениями предлагается установить, что общий размер земельных участков, находящихся в собственности физического лица - гражданина Украины, не может превышать 200 га. Но если физическое лицо занимается ведением фермерского хозяйства, то через пять лет оно получает право на общий размер земельных участков до 500 га, а через десять лет - до 2000 га. То есть это еще лучшая норма для люмпенизации страны, чем норма проекта №5535.

А вот ста юридических лиц достаточно для того, чтобы скупить 100% земель сельскохозяйственного назначения в Украине и положить их в одни руки. Именно такой вывод можно сделать из комитетского проекта, которым предлагается установить, что общий размер земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности юридического лица, не может превышать 30% земель сельскохозяйственного назначения района, 15% - области и 0,5% земель сельхозназначения Украины.

Министерство аграрной политики и продовольствия Украины не смогло подать свой проект закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, хотя установленные сроки его разработки давно истекли. Думаю, что когда увидим положения регулирующего оборот земли законодательства авторства МинАПК, то поймем, почему там так долго рожали их, и почему еще до рождения они пережили клиническую смерть и увольнение нескольких руководителей министерства.

Нельзя не обратить внимания и на то, что комитетские положения содержат цифры и некоторые идеи, появляющиеся в последнее время в прессе от действующего премьер-министра или руководителя министерства АПК. Это те же 200 га, те же фермеры, которые законодательно не определены.

Неприятно видеть и заявления в прессе руководителей профильного министерства о том, что сначала продажа земли юрлицам не планировалась, и эта норма появилась в результате широких дискуссий с аграрными ассоциациями. Потому что странно, каким боком к земле предприятия-арендаторы земли? А с крестьянами советоваться не нужно?

То, что законопроекты нелогичны в деталях, и так видно. Хочется спросить, а откуда цифры 200, 500 или 2000 га? Или 30, 15 или 0,5%? Это совершенно не напоминает даже рекурентное соотношение хотя бы той же естественной последовательности Фибоначчи. Почему права физических и юридических лиц отличаются? Лично меня не интересуют ответы на эти вопросы, просто становится понятно, что законопроекты не имеют логики, а цифры с потолка - доказательство этого.

У любой системы есть свой механизм, детали должны иметь свои взаимосвязанные размеры, иначе механизм просто не собрать или он не заработает надлежащим образом, - механики меня поймут. И размеры - это лишь детали. А главное правило - не навредить. Не навредить украинцам.

Эти законопроекты для украинского народа не могут быть ни системой, ни отдельным механизмом в стремлении быть хозяевами на своей земле. Они - яркий пример, как "красиво" отобрать землю у украинцев, четкая программа с прописанными шагами, и содержащиеся в них ограничения скорее совпадают с шагами по расставанию украинцев и земли. Земля - товар. Украинцы - люмпены.

Фактически украинскому крестьянину - владельцу земли за все время с момента, когда его наделили землей, шанса стать хозяином на ней так и не дали. А подобные положения законопроектов могут лишить этого шанса навсегда.

Еще создается впечатление, что существует определенный заговор сторонников скупки украинских земель с представителями фракций защитников земель, и представленные для рассмотрения в комитете предложения являются ничем иным, как "народно-защитническим" прикрытием-крышеванием скупки земли. И весь спектакль разыгрывается для этого, - чего не сделаешь ради прекращения моратория, потому что земля для крестьянина тяжелее, чем ошейник раба.

Так все же каким должно быть законодательство об обороте земли? Какой цели необходимо достичь? Что нужно сохранить и что развить?

Прежде чем родится идеально простое, оно переживает много странных воплощений. Главное - пережить эти нерациональные предложения инквизиции украинского народа.

Прежде всего для ответа на эти вопросы необходимо исходить из критериев оптимальности земельных отношений, которые обеспечат:

- национальную и продовольственную безопасность страны;

- оптимальные размеры площадей земли в обработке и эффективность организации растениеводства;

- сохранение собственности на землю за украинским крестьянином, фактически за украинским народом как единственным собственником земли как достояния;

- формирование базы для развития животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции и, соответственно, развития сельских территорий;

- быструю реализацию программ агропромышленного развития.

Предложенные положения законопроектов не обеспечивают оптимальность земельных отношений как по качественным, так и по временным критериям. Кроме того, они имеют антисоциальную составляющую, направленную на глубокое социально-экономическое расслоение, и отрицают все принципиальные представления украинцев о своем государстве.

Из-за отсутствия в украинском эфире видения или освещения формирования законодательства по обороту земель в интересах украинцев необходимо предложить действительно практическую альтернативу существующим предложениям сторонников геноцида украинского крестьянства.

Законодательство об обороте земель необходимо. И не потому, что это чье-то требование или же кто-то усматривает в нем систему монополизации собственности на землю, а для того чтобы прекратить сотни тысяч незаконных афер по лишению крестьян земли на фоне их безденежья, остановить угрожающий неконтролируемый процесс проедания земли.

А главное, стране не нужен передел собственности, задача которого - отнять общественно значимое у украинцев и превратить их в кочевую нацию, которая со временем перестанет существовать как таковая. Стране нужны экономическое воспроизведение и рост как во всей экономике, так и непосредственно в аграрной отрасли. Это можно обеспечить только при оптимальных земельных отношениях.

Необходимо действовать для исправления ситуации - предлагать встречные национально-практические базовые положения законодательных инициатив по обороту земель сельскохозяйственного назначения.

В приоритете национально ориентированного закона должно быть развитие социально ориентированной страны. Увеличение занятости и доходов населения, обеспечение социальных гарантий и социально-экономического уровня жизни возможны только в немонополизированной экономике, где каждый крестьянин не только будет владельцем земли, но и будет иметь прямое отношение к хозяйствованию на земле как владелец аграрного бизнеса и, при возможности и желании, непосредственный участник производственного процесса.

У Украины нет времени подставляться под эксперименты разных капиталов, на сегодняшний день у украинской земли есть владелец - украинец, и его необходимо сделать эффективным и успешным.

Известно, что переход от пользовательской (аренда, эмфитевзис) формы земельных отношений к самостоятельной обработке земли не только возможен, но и обеспечит оптимальность земельных отношений. И главным фактором такого перехода будет формирование обществ (объединений) владельцев земли, а не ее распродажа. Такие общества обеспечивают соблюдение всех основных предложенных критериев оптимальности земельных отношений. Именно в этом контексте и необходимо разрабатывать положения закона об обороте земель. Тем более такой подход отвечает и поисковым тенденциям большинства парламентариев в течение многих лет, - иначе в стране уже давно земля была бы скуплена и сконцентрирована в монополиях.

Формирование и развитие обществ владельцев земли, единоличного или семейного хозяйствования, внедрение действенных государственных механизмов развития аграрного производства, запуск механизмов новой кредитной политики, направленной на развитие первичного производителя и потребительского кредитования, - это главное, что не только обеспечит экономический рост аграрной отрасли, но и станет основой для формирования качественных положений для абсолютно нового закона Украины об обороте земель сельскохозяйственного назначения и изменений в другие законы и нормативные акты.

Приведенные тезисы подтверждают понимание дня сегодняшнего, что потребность в рынке земли, которую очерчивают и навязывают те, кто хочет стать аграрным монополистом, на самом деле отсутствует, как и любая другая.

Детали можно обсуждать, но суть получит свою поддержку.

Основные прямые положения законодательных изменений должны:

определить:

- понятие надлежащего приобретателя земли. Это физическое лицо - гражданин Украины или государство либо территориальная громада. Физическое лицо должно проживать на территории нахождения земельного участка и подтвердить желание самостоятельно обрабатывать землю. Другие лица не могут быть приобретателями земли в собственность;

- нормативно-правовые механизмы по обеспечению преждевременного выхода владельца земли из отношений по договорам аренды и эмфитевзиса для самостоятельной обработки земли в обществах владельцев земли, единоличного или семейного хозяйствования;

- нормативно-правовые и финансовые механизмы по возврату земли ее владельцам, утратившим ее по незаконным соглашениям из-за затруднительного материального положения или других причин острой потребности в деньгах;

установить:

- объем земли для получения права собственности физическим лицом. Объем - один земельный участок физическому лицу - надлежащему приобретателю земли;

- объем земель для получения собственности государством или территориальной громадой. Объем - без ограничений;

- порядок наследования земли. Наследование земли возможно только в случае отсутствия у потенциального наследника собственного земельного участка и нахождения его в степени родственной связи, определенной законодательством. В ином случае земельный участок подлежит выкупу государством или территориальной громадой;

- порядок передачи земли государством или территориальной громадой в пользование. Сосредоточенная в собственности государства или территориальных громад земля должна передаваться для пользования обществам владельцев земли по территориальному принципу. Полученные доходы на долю такой земли, переданной в пользование, зачисляются в соответствующие бюджеты и используются для решения инфраструктурных и социально-экономических задач развития территориальной громады;

- порядок ценообразования. Ценообразование формируется на основе экспертных оценок и запросов потенциальных покупателей земли.

Другие (непрямые) положения законодательных изменений должны:

- синхронизировать предложенные положения изменений в некоторые законодательные акты Украины о регулировании оборота земель сельскохозяйственного назначения с действующим законодательством;

- обеспечить механизмами прямого государственного кредитования обществ владельцев земли;

- обеспечить механизмами прямого государственного кредитования покупки земли гражданином, являющимся надлежащим приобретателем земли;

- обеспечить механизмами прямого государственного кредитования выкупа земли государством или территориальной громадой;

- обеспечить механизмами для формирования принципов эффективного использования земель;

- не допускать спекулятивных операций с землями сельскохозяйственного назначения.

Принятие и применение предложенных основных положений законодательного регулирования оборота земель обеспечат возможность:

- формирования реального агрария - первичного сельхозтоваропроизводителя в виде обществ (объединений) владельцев земли, единоличных или семейных товаропроизводителей;

- увеличения в краткосрочной перспективе доходов владельцев земли в 2–4 раза;

- создания в селах и поселках животноводческих комплексов на базе первичных сельхозтоваропроизводителей;

- создания в селах и поселках перерабатывающих предприятий на базе первичных сельхозтоваропроизводителей;

- создания практической кооперации в аграрном секторе, где владельцы земли будут иметь уникальную возможность основывать кооперативные банки, кооперативные предприятия по переработке и производству продукции;

- практического развития социально-экономической инфраструктуры сел;

- создания высокооплачиваемых рабочих мест для владельцев земли, членов их семей и других граждан Украины.

Фактически мы рассмотрели все варианты оборота земли - от свободной продажи до создания оборота в интересах существующих собственников земли и украинского народа - как собственное предложение. Но достаточно ли этого для выработки наиболее оптимального варианта решения проблемы моратория? Наверное, нет, дискуссия должна продолжаться, и она точно должна выйти за пределы профильных комитета и министерства.