UA / RU
Поддержать ZN.ua

О стратегии развития МСП в Украине

Уж сколько сказано-говорено о том, что малые и средние предприятия (МСП) являются хребтом национальных экономик. В середине ноября с.г. Министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) представило общественности проект "Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Украине".

Автор: Петр Калита

В середине ноября с.г. Министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ) представило общественности проект "Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Украине". Следует напомнить, что это не первый проект подобной стратегии - в начале 2016-го министерство уже обнародовало аналогичный документ.

Однако он не выдержал критики общественности, и рабочая группа, созданная по инициативе общественных советов при Министерстве экономразвития и Государственной регуляторной службе Украины (ГРС), изложила свое видение стратегии развития малого и среднего предпринимательства. Которое, в свою очередь, не нашло поддержки уже у министерских топ-чиновников. Поэтому новый проект от МЭРТ, разработанный без привлечения упомянутой рабочей группы, вызвал особый интерес профессиональной общественности.

МСП: для чего они нужны и какими должны быть

Уж сколько сказано-говорено о том, что малые и средние предприятия (МСП) являются хребтом национальных экономик. Они признаны во всем мире движущей силой, генерирующей национальное богатство путем создания рабочих мест, увеличения ВВП, а также стимулирования развития конкурентоспособности и инновационного потенциала экономики.

Подписание Украиной и ЕС соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли, имеющее для нас целью приблизить экономику к лучшим международным нормам и практикам, призвано, прежде всего, проявиться в развитии конкурентоспособных отечественных предприятий. При этом должно быть предусмотрено и обеспечено адекватное реагирование на новые вызовы и угрозы, которые несут переориентация на насыщенный глобальный рынок, а также предполагаемые последствия набирающей силу и преодолевающей любые границы четвертой промышленной революции.

Учитывая соглашения с ЕС, а также Стратегию развития "Украина-2020", правительство просто обязано приложить все усилия для развития отечественных конкурентоспособных МСП, причем далеко не только через дерегуляцию бизнеса. А для определения долгосрочного вектора развития МСП все же необходима хорошо выверенная стратегия, в которой должно быть отражено, в том числе, и значительное отставание украинских МСП от предприятий развитых стран в части делового совершенства и то, что от украинской власти требуются неординарные решения для сокращения этого разрыва.

Однако вернемся к проекту стратегии в редакции от 17 ноября с.г. Уже первое знакомство с этим документом вызвало, по крайней мере, удивление: в нем, помимо численности сотрудников и максимального объема выполняемых работ (в млн грн), практически ничего не сказано о самом объекте стратегии. Что такое "современное МСП" и что общего между МСП, наиболее успешными на глобальном рынке? Какими должны быть малые и средние предприятия, чтобы сохранить конкурентоспособность и в перспективе, особенно с учетом последствий четвертой промышленной революции? Как должны измениться украинские МСП, желающие сохранить место на рынке через 3–
4 года? На эти вопросы в новой редакции стратегии ответов найти не удалось. Поэтому анализ документа следует начать с самого его наименования.

Как назовешь…

Широко известно высказывание: "Как корабль назовешь, так он и поплывет". Использование в проекте документа словосочетания "стратегия развития… предпринимательства…" могло бы быть логичным, если бы стратегию разработали сами МСП, определив, как они будут развиваться. Среди прочего, они могли бы указать и то, чего ожидают от правительства и других заинтересованных сторон.

Если же проект данного документа разрабатывают чиновники, обозначая в нем, что, по их усмотрению, предполагается сделать для улучшения условий создания и функционирования МСП, то проект такого документа логично так и назвать: "Стратегия содействия малым и средним предприятиям…". Что созвучно Закону Украины "О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства…" (выделено мною. - П.К.).

Далее. В общем виде "развитие МСП" может быть обеспечено путем:

- только увеличения количества МСП (с существующим уровнем делового совершенства) в результате улучшения в стране условий для создания и функционирования малых и средних предприятий;

- повышения качества, а точнее, делового совершенства существующих МСП при одновременном увеличении количества "улучшенных" МСП.

Как указано в представленном проекте документа, в стране сектор МСП составляет 99,9% от общего количества (1,97 млн) предприятий и физических лиц-предпринимателей. При этом еще с 2012 г. действует Закон "О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине", есть Концепция общегосударственной программы развития малого и среднего предпринимательства на 2014–2024 гг. Вопросы развития сектора МСП прямо или косвенно отражены в общегосударственных стратегических и программных документах. Однако, несмотря на все это, подавляющее большинство украинских МСП до сих пор остаются далеко не совершенными и неконкурентоспособными для глобального рынка, а Украина по показателю "валовой национальный доход на душу населения", который в наибольшей мере характеризует состояние предпринимательства и экономики в стране, отстает от стран ЕС до 25 (!) раз. Из этого можно сделать вывод, что только увеличения количества МСП при сложившемся уровне их делового совершенства явно недостаточно; само по себе оно не обеспечит необходимого повышения конкурентоспособности отечественной экономики.

Поэтому не может не вызвать одобрения тот факт, что в проекте стратегии записано: "Правительство Украины признает чрезвычайную сложность вызовов, стоящих перед экономикой страны и предприятиями, и стремится сделать все для развития сильного и конкурентоспособного сектора МСП в будущем". В связи с этим, на наш взгляд, содействие развитию МСП без акцентирования внимания на повышении его делового совершенства и конкурентоспособности нелогично и недопустимо, а документ, отражающий повышенное внимание власти к конкурентоспособности МСП, так и должен называться: "Стратегия содействия малым и средним предприятиям (МСП) Украины в обеспечении конкурентоспособности и развитии" (выделено мной. - П.К.).

Здесь следует заметить, что для любого МСП конкурентоспособность определяется двумя основными факторами: внешними условиями, в которых зарождается и функционирует МСП (их еще называют бизнес-климатом), и собственно уровнем делового совершенства этого МСП. Если о бизнес-климате в Украине дискутируют очень много, то об уровне совершенства МСП (как, впрочем, и крупных предприятий) практически даже не говорят. Для лучшего понимания существующей проблемы здесь следует различать следующее:

- в улучшении бизнес-климата в Украине заинтересованы, прежде всего, украинские компании, в том числе МСП, но его фактическое состояние определяют органы власти; в то же время уровень делового совершенства МСП зависит только от них самих;

- улучшение бизнес-климата, безусловно, может способствовать повышению конкурентоспособности МСП, но не выше того уровня, который обеспечивается их деловым совершенством. Учитывая его крайне низкий уровень у преобладающего числа украинских МСП, одного только улучшения бизнес-климата явно недостаточно для оздоровления украинской экономики;

- заинтересованность в улучшении бизнес-климата в Украине, помимо украинских МСП, а в последнее время - и органов власти, также декларируют и международные донорские организации (для создания приемлемых условий и продвижения на украинский рынок зарубежных компаний). А вот в повышении уровня делового совершенства украинских МСП заинтересованы только они сами. Однако в условиях критического отставания украинской экономики, а также прямой зависимости ее состояния от уровня конкурентоспособности отечественных компаний (в том числе МСП) украинское правительство должно быть крайне озабочено низким уровнем делового совершенства отечественных МСП и проводить активную политику содействия им в усовершенствовании.

Как "плыть" дальше?

С учетом вышесказанного основное внимание в стратегии должно быть уделено следующему:

- целенаправленному изучению внешних рынков, на которых должны будут конкурировать украинские МСП;

- изучению и прогнозированию тенденций развития глобального рынка и его предполагаемого влияния на внутренний рынок Украины в ближайшей, среднесрочной и долгосрочной перспективе, с учетом последствий четвертой промышленной революции;

- анализу фактического уровня делового совершенства и тенденций в отношении продвинутых зарубежных компаний (потенциальных конкурентов украинских МСП);

- анализу фактического уровня делового совершенства и конкурентоспособности украинских МСП;

- анализу фактического состояния бизнес-среды в Украине, с учетом ее влияния на создание, формирование и функционирование украинских МСП;

- определению возможных направлений государственного содействия украинским МСП в повышении их конкурентоспособности, в том числе путем:

а) улучшения бизнес-климата;

б) содействия в совершенствовании на основе современных подходов и лучших практик.

На основе полученных результатов должны быть определены:

- мероприятия, которые должно осуществить государство в части усовершенствования бизнес-климата в Украине и улучшения условий для создания и функционирования отечественных МСП;

- рекомендации для украинских МСП по их адаптации к условиям внутреннего и глобального рынков, с учетом прогнозируемых структурных изменений;

- мероприятия, которые должно осуществить государство, чтобы отечественные МСП захотели, узнали "как" и смогли адекватно, системно и непрерывно совершенствоваться на основе современных подходов и лучших практик, целенаправленно повышая при этом свою конкурентоспособность. Здесь, в частности, должны быть предусмотрены устранение существующих в Украине заблуждений в вопросах толкования и обучения в сфере качества, делового совершенства и системного менеджмента, закрепленных в государственных нормативных документах (прежде всего, в Концепции государственной политики в сфере управления качеством продукции), а также организация переподготовки собственников и руководителей МСП и др.

Полученные здесь результаты должны стать основой для формирования структуры и наполнения стратегии.

Где взять деньги?

В условиях "чрезвычайного ограничения госбюджета" в части поддержки данной стратегии и с учетом того, что для повышения уровня делового совершенства и конкурентоспособности украинских МСП средства международных донорских организаций навряд ли будут выделены, представляется целесообразным предусмотреть:

- использование помощи международных донорских организаций в основном для улучшения в Украине условий ведения бизнеса, приведения их в соответствие с практикой, принятой на международном уровне;

- деньги, выделенные на поддержку стратегии из госбюджета, использовать исключительно для содействия украинским МСП в повышении уровня их делового совершенства.

Заключение

Несмотря на неоднократное упоминание в тексте рецензируемого проекта документа термина "конкурентоспособность", реального повышения конкурентоспособности украинских МСП (достаточного для их сохранения в условиях глобального насыщенного рынка, особенно с учетом грядущих изменений) данным проектом документа не предусмотрено. В результате может оказаться, что в "улучшенных условиях для ведения бизнеса" к концу 2020 г. подавляющему большинству украинских МСП, вытесненному с украинского рынка более совершенными зарубежными компаниями, работать уже не придется. И возникает вопрос, для кого и для чего тогда вообще разрабатывается эта стратегия?

Кроме того, в рецензируемом проекте документа, на наш взгляд, содержится много информации, которая должна размещаться не в самой стратегии, а в сопутствующих документах типа аналитической записки или аналогичных.

В итоге очевиден вывод, что подготовленный МЭРТ проект "Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Украине" не отвечает ситуации, имеющей место в нашей стране, потребностям национальной экономики в повышении ее конкурентоспособности, а также тенденциям развития глобальной среды, в условиях которой должна функционировать и развиваться Украина в перспективе. Этот проект документа подлежит существенной переработке, в процессе которой должны быть устранены отмеченные недостатки.