UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Нафтогаз» должен быть разрушен

Игра Юрия Витренко в перевод стрелок подходит к концу, но его преемнику мы не завидуем

Автор: Николай Тесля

В ближайшее время мы услышим об отставке главы правления НАК «Нафтогаз Украины». Фамилии новых руководителей называют уже, но очень хочется предупредить будущих менеджеров о том, что их ожидает. Если коротко, у компании нет денег, в хранилищах недостаточно газа, позиции олигархов сильны, как никогда, а международные партнеры категорически отказываются финансировать дыру, в которую превратился «Нафтогаз», без возврата к цивилизованным практикам корпоративного управления. Пойти на это условие власть сейчас не готова, потому что аудит прошлого года покажет, что в действительности происходило с сотнями миллиардов гривен и десятками миллиардов кубометров газа. Спойлер — ничего хорошего. Купленный во время войны менеджментом «Бентли» — только верхушка коррупционного айсберга, халатности и сокрытия реальных проблем.

Чтобы разобраться в них, нужно вспомнить, что и кому обещал действующий пока руководитель Витренко и почему обещанного не получил никто.

Читайте также: Украина может отказаться от газа: Витренко рассказал, чем можно заменить ископаемое топливо уже в следующем году

«Началось»

«Наливайте быстро, пока не началось!» — кричит клиент, забегая в бар. Ему наливают. «Еще 50, потому что сейчас начнется!». Наливают. «Давайте еще, потому что вот-вот начнется!». Бармен начинает что-то подозревать и интересуется, есть ли у клиента деньги. «Ну, началось»,—  отвечает клиент, выпускник известной бизнес-школы INSEAD Юрий Витренко, глава компании «Нафтогаз Украины»».

«Началось» — это у него начали интересоваться, где, собственно, деньги, вершки и корешки, которые он обещал заработать и принести довольно большому количеству людей за свое назначение. Спрашивают об этом у него офис президента, правительство, олигархи, такие как Игорь Коломойский и Дмитрий Фирташ. Не спрашивают только международные доноры, которые, собственно, все поняли и стали тем барменом, который прекратил наливать.

Акт первый: прибыльный менеджер бежит от правительства

Правительству Юрий Юрьевич обещал принести значительную прибыль, которую якобы «не смог обеспечить предыдущий менеджмент». Напомню, слом корпоративного управления и увольнение предыдущего менеджмента произошли под лозунгом «они принесли убытки». Тот факт, что под «убытками» имелись в виду невыплаченные долги Фирташа и региональных тепловых компаний, никого не смущал, поэтому Витренко получил такое желаемое кресло под условие вывести компанию «в прибыль».

Сугубо формально Юрий Витренко это даже сделал: финансовый отчет за 2021 год фиксирует «прибыльную работу». Проблема в том, что эти прибыли существуют на самом деле только на бумаге.

Нарисовать «прибыльность» за прошлый год и не утонуть при этом Витренко смог благодаря двум манипуляциям: с оценкой справедливой стоимости накопленных долгов и деньгами государственной компании «Оператор газотранспортной системы Украины» (ОГТСУ).

Основной бизнес «Нафтогаза» — продавать газ предприятиям теплокоммунэнерго и газовым компаниям Фирташа, которые до недавнего времени поставляли газ населению. Из-за административно ограниченных тарифов или по другим причинам эти контрагенты рассчитываются с «Нафтогазом» очень плохо и постоянно накапливают долги, ожидая их очередного списания государством, что уже неоднократно происходило. То есть на бумаге «Нафтогаз» признает значительные доходы. Но понятно, что эти деньги компания если и получает, то не в полном объеме и небыстро.

В 2021 году, уже при Витренко, «Нафтогаз» не отобразил в своей отчетности реальную стоимость подобной сомнительной задолженности от газовых компаний Фирташа и теплогенерирующих предприятий. Рассчитываться лучше они не стали, их долги продолжали расти ускоренными темпами.

Эта манипуляция с резервами на сомнительную задолженность и помогла Витренко показать прибыль, не подкрепленную поступлениями.

На чем основан неслыханный оптимизм Витренко в том, что Фирташ и тепловики с ним вот-вот рассчитаются? Может, руководитель НАКа дожал Фирташа, чтобы тот нашел деньги и добровольно погасил долг из своих средств, чтобы помочь государству в сложный период?

Нет, все намного проще. В конце годового отчета в примечаниях мелким шрифтом Витренко честно сознается, что эти долги погасит «Нафтогазу»… государство. Потому что есть «антикризисный» закон, согласно которому Витренко надеется получить из госбюджета 44 млрд грн уже в этом году, а всего — 76 млрд.

Государство оказалось главным спонсором успешной деятельности «Нафтогаза Украины» в управленческой модели выпускника INSEAD и спонсором для Фирташа и Кº.

Также за счет государства произошла и вторая манипуляция. В октябре прошлого года Витренко фактически поставил премьера Дениса Шмыгаля перед выбором: либо повышение тарифов для населения, либо заставьте Оператора ГТС Украины отдать деньги «Нафтогазу». Причем сделал это в весьма хамской манере — письмом (см. документ), в котором на решение давал главе правительства несколько дней. За формулировкой скрывается неприкрытый гоп-стоп правительства: «Либо соглашаетесь на наши условия, либодоплачиваете 120 млрд грн, потому что во всех проблемах «Нафтогаза» мы найдем виноватых, кроме себя».

Здесь надо объяснить: ОГТСУ — это воспетая в легендах и сказках Юлии Тимошенко «труба», по которой еще до сих пор идет российский газ в Европу. Раньше «Нафтогаз» зарабатывал на ней миллиарды, потом для введения европейских правил компанию выделили в самостоятельное предприятие. Газа труба качает теперь значительно меньше, но прибыль до сих пор есть. Правда, прибыль ОГТСУ должен был понемногу отдавать «Нафтогазу», чтобы заплатить ему за потерю актива.

Юрий Витренко решил, что ему нужны деньги уже, поэтому, не мешкая, сформировал яркое предложение.

Во-первых, пересчитать тариф прошлых лет и создать ситуацию, в которой Оператор газотранспортной системы задолжал своему предшественнику — «Укртрансгазу» 47,9 мдрд грн. Имеющийся кэш (27 мдрд грн) перекочевал на счета «Укртрансгаза» — дочерней компании «Нафтогаза», новообразованный «долг» компания теперь выплачивает из своих прибылей. Еще 3 млрд грн компания «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ) как владелец ОГТСУ заплатила НАКу за потерю актива при распределении.

Формально деньги перевели из одного государственного кармана в другой.

На самом деле забрали деньги, заработанные ОГТСУ и предназначавшиеся совсем для другого. Из-за недозагруженности «трубы» компания нуждается в инвестициях в сокращение оборудования, иначе вынуждена поддерживать неэффективную сеть компрессорных станций. Заработанные деньги должны были помочь ОГТСУ обновить оборудование и уменьшить тарифы для украинских потребителей в следующие периоды.

Денис Шмыгаль возмутился, но вынужден был поддаться шантажу. Как свидетельствует финансовая отчетность «Нафтогаза», без этой аферы уже до конца 2021 года в компании закончились бы деньги.

Расчет прост: у Оператора ГТС «Нафтогаз» забрал 30 млрд грн, и именно эти деньги и были на его счетах в конце года. А вот чего не досчитались, так это средств, которые Витренко получил в наследство от предшественников в апреле. Этих 50 млрд грн уже не было.

Читайте также: Витренко и Шмыгаль конфликтуют на фоне запасов газа в хранилищах Украины

Акт второй: колобок и неолигарх

Так куда же поделились эти деньги за восемь месяцев? Как вы поняли, газ так никто и не начал покупать, и судьба десятков миллиардов гривен многих стала интересовать.

Самой рабочей теорией было бы, конечно, проверить направление сотрудничества с еще одним барменом, наливавшим Витренко, — Игорем Коломойским. Последний долгое время старается «разойтись» с «Нафтогазом» в собственности компании «Укрнафта». Не произошел ли вдруг этот развод, очень желанный для Коломойского?

К этому даже шло: несмотря на публичные заявления, Витренко удачно имитировал заинтересованность в расчетах с «Укрнафтой». Идея заключалась в том, чтобы при расделе собственности «Укрнафта» получила все, за что боролась. В случае успешного для неолигарха сценария он забрал бы часть активов и деньги за поставленный еще во времена Тимошенко газ, за который он хотел получить в Лондонском суде более 5 млрд долл.

Интересно, что в международном арбитраже по этому вопросу Коломойскому отказали в рассмотрении. Напомню, туда неолигарх обратился как «честный кипрский инвестор, обманутый Украиной». Трибунал признал, что его так называемые инвестиции запятнаны взяточничеством и коррупцией, и отказался рассматривать дело. А в Украине движение по иску «Укрнафты» оперативно возобновилось, и это совпало с назначением Витренко на должность.

Для фиксации задолженности создали специальную рабочую группу, которая документально признала наличие долгов. Признание части обжалованных до этого долгов появилось также в финансовой отчетности «Нафтогаза». Таким образом, «Укрнафта» получила в этом деле новые козыри для любых судов.

Параллельно в «Нафтогазе» активно готовили соглашение о разделе имущества «Укрнафты», о котором ходит много слухов и предположений, и говорят также, что когда президент Владимир Зеленский узнал о запланированных объемах выплат Коломойскому, то поставил процесс на стоп. Это позволило Витренко пожать плечами и перевести стрелки в разговорах с Коломойским.

Официально сообщается, что стороны договорились приостановить перераспределение активов из-за полномасштабного вторжения россиян.

Но когда-то суды продолжатся, и юридическая позиция неолигарха уже будет сильнее. А «Нафтогаз» будет вынужден исходить из зафиксированных рабочей группой заключений и вести переговоры с учетом этих обстоятельств. Однако это будет головной болью власти, а не Витренко, поскольку своих следов на документах он предусмотрительно не оставлял.

Акт третий: колобок и узник Вены

Австрийские ученые подсчитали, что за сумму, исчезнувшую из «Нафтогаза», можно было купить две тысячи «Бентли» в комплектации, которую заказал в мае Олег Диденко — советник Витренко. Но столько машин не пересекали границу. Как и не пересекал границу газ, для покупки которого раздели на деньги оператора сети.

Секретом успешности компаний Фирташа были специальные условия, которые олигарх получил на рынке газа, несмотря на Революцию Достоинства и жизнь в Австрии. Подконтрольные ему компании получали из газотранспортной системы газ и теоретически продавали его населению. Практически при этом время от времени появлялся «лишний» газ, который использовали, в частности, химические группы (Фирташ стал олигархом в химической отрасли не из-за инженерного гения, а благодаря доступу к дешевому, а иногда и бесплатному газу). Нехватку всегда вешали на «Нафтогаз», который обеспечивал газом «компании-прокладки» Фирташа под поводом «обеспечения бытовых потребителей». В последнее время облгазы Фирташа прекратили оплачивать пользование газом из сети вообще, ссылаясь на недостаточно высокие тарифы.

Эту схему Витренко публично обещал кураторам из офиса президента при своем назначении перекрыть. Он даже показывал очень интересную презентацию, где расписал, как облгазы «тырят» деньги. Простая схема должна была получить простое решение — национализация облгазов, которая на бумаге и произошла в начале этого года. Это относительно несложно — сами сети всегда оставались в собственности государства, Фирташ руководил ими благодаря решениям Минэнерго, которое раз в несколько лет отдавало ему сети в управление.

Впрочем, обещаний своих Юрий Юрьевич и тут не выполнил. Реального контроля над компаниями он так и не получил: менеджмент остался тот же, а химические компании в разгар энергетического кризиса лоббировали и получили возможность… экспортировать удобрения за границу. Главный ресурс для производства удобрений — это газ. Газ летом был чрезвычайно дорогой. А у химиков Фирташа было перепроизводство удобрений. Не знаю, чему Витренко учили в INSEAD, но увидеть эту схему и довести начатое дело до конца он не смог или, что вероятнее, и не собирался. Вопрос, почему, думаю, здесь не стоит.

Однако и Фирташ оказался в непростой ситуации — газ качается, деньги есть, но и государство, наконец, приблизилось к ликвидации его схемы. Нужны только правильный менеджмент и прозрачная отчетность.

Акт предпоследний: колобок и пустота

Если вы устали от пересказа комбинаций, придуманных и реализованных Витренко, то можете представить, какова незаурядная энергия этого менеджера. Правда, постоянная игра в переведение стрелок подходит к концу. В результате продолжительных менеджерских упражнений Витренко никто не получил того, чего ожидал. Денег не стало. Раздел с Коломойским не состоялся. Газа нет. О количестве газа в хранилищах я упоминал уже в прошлый раз — 14 млрд кубометров, на пять миллиардов меньше, чем просил премьер, и на два меньше, чем необходимо на самом деле с учетом возможных потребностей энергосистемы. Фирташа наконец могут подвинуть с газового рынка: дешевле забрать у него все, а не просто взять деньги на «Бентли».

Все эти манипуляции с отчетностью и деньгами не прошли мимо внимания международных партнеров, обеспечивающих финансовую стабильность страны во время войны. Они прекрасно понимают, что Украине необходимы и газ, и деньги. Но игру в вершки и корешки уже поняли и не хотят, чтобы их средства повторили судьбу десятков миллиардов гривен прошлого года.

Поэтому в середине октября международники пришли к правительству с очень прямолинейным предложением. Всемирный банк был готов выделить суммарно 1,2 млрд долл. на закупку газа. Он как раз подешевел, он как раз очень нужен Украине — и для отопления, и для возможного использования на электростанциях. Условие было простое: прекратить манипуляции цифрами, назначить наблюдательный совет «Нафтогаза» и объявить открытый конкурс на руководителя компании.

Собственно, отсутствие нормального наблюдательного совета и позволило Витренко играть в вершки и корешки. Не обращать на факты внимания и слушать сказки от Юрия Юрьевича могут в правительстве, которое выполняет лишь формально функцию наблюдательного совета НАК. Но не на заседаниях профессионально сформированного наблюдательного совета, который понимает процессы, имеет опыт и инструменты останавливать игры с отчетностью.

Предложение из тех, от которых не отказываются во время войны. Речь шла, по сути, о беспроцентном кредите, который можно было использовать весь сезон: покупать газ, продавать на рынке и покупать снова.

Однако условия оказались неподъемными. Их озвучили двум заместителям министра энергетики, которые сравнительно вежливо от денег и газа… отказались. По-человечески их можно понять — действующее министерство не то что контролировать отрасль уже не в состоянии, даже донести предложение до людей, которые на самом деле принимают решения, не может. Министерство реалистично оценило свое влияние на сферу, за которую отвечает по закону, и в стрессовой ситуации притворилось мертвым.

Международники тоже не удивились, в их арсенале, кроме денег, есть еще несколько аргументов. Например, прогноз финансового здоровья Оператора газотранспортной системы. Аналитики посчитали, что компания, которую так эффективно раздели в прошлом году, будет генерировать убытки независимо от того, продолжат россияне транзит в ЕС или нет. Если продолжат, для спасения трубы потребуется 91 млрд грн, если не продолжат — 129 млрд. За этими деньгами правительство придет к международным партнерам — других источников сейчаснет. И Всемирный банк повторит свои условия. Только попросит также рассчитаться компании, которые под прямым контролем Фирташа. Как мы уже поняли, именно эти компании ответственны за потенциальные долги, ведь именно они забирают газ из магистральных сетей.

Теперь у Юрия Юрьевича Витренко, эффективного менеджера с международным образованием, есть толькоодно решение, как выйти из ситуации, когда бармены прекратили наливать, — бежать из «Нафтогаза» и оставить разбираться с ситуацией преемникам. Которым ничего не останется, как оформить фактическое разрушение компании.

Последним актом колобка будет объяснить, кто не позволил ему достичь серьезных результатов. Самым успешным его достижением на посту менеджера «Нафтогаза» стал эффективный поиск виновных в проблемах. После финального отчета перед увольнением Юрий Юрьевич в серии постов, интервью (а может, даже в новой книге) обязательно назначит всех виновных. И обижено пойдет в бар.

Тем более что его личные деньги вот-вот наконец придут. Что у Витренко получилось, так это защитить собственные финансы. История о том, что при назначении его многомиллионную премию «отдали в бюджет», такая же дутая, как и отчетность «Нафтогаза». Все деньги перевели в облигации государственного займа, которые он с удовольствием заберет после неизбежного уже увольнения из компании. И это еще нас ждут результаты расследований в деятельности балансирующих групп, в закупках, в согласованиях выплат подрядчикам и т.п. Потому что если советник Витренко Диденко всего за несколько месяцев работы заработал на «Бентли» стоимостью полмиллиона, то мы можем представить себе объемы дохода людей, которые ставили ему задачи.

Больше статей Николая Тесли читайте по ссылке.