UA / RU
Поддержать ZN.ua

Многогранные проблемы удаленной работы

Реальные проблемы виртуальных офисов.

Автор: Андрей Паливода

Пандемия COVID-19 и последовавший за ней карантин заставили многие компании перестроить рабочие процессы, организовать виртуальные офисы. Хотя и раньше люди часто работали и общались в онлайне, теперь это стало всеобщей нормой. И сразу обнаружились слабые места и подводные камни удаленной работы.

Ситуация середины марта, когда для огромного количества украинских компаний и их сотрудников «удаленка» стала болезненным опытом: три четверти бизнесов оказались не готовы к внезапному переходу в онлайн, а для людей работа из дому вылилась в постоянные стрессы и риск выгорания. Хотя поначалу все выглядело радужно, ведь очень многие и раньше мечтали работать из дому, но им этого не позволяли.

Украина тут вовсе не одинока: великому множеству компаний разного размера из разных стран пришлось участвовать в невольном эксперименте по переводу сотрудников на удаленную работу. Поначалу это вызвало воодушевление, и многие поспешили предположить, что, когда угроза спадет, компании могут не захотеть возвращать людей в офисы. Дескать, пандемия приведет к серьезному сдвигу — ускорит введение четырехдневной рабочей недели. Не тратя времени на работу и общение с коллегами, люди успевают за день сделать больше, чем раньше. (Как оказалось, только в теории.)

Были и те, кто уже прочил голодную смерть владельцам офисных площадей. Доходы девелоперов бизнес-центров действительно начали падать, вместе с инвестициями в эту сферу.

Сказка оказалась довольно страшной

Итак, большинство компаний перешли на удаленную работу в марте. И уже к маю против удаленной работы многие начали буквально бунтовать. С одной стороны, сами работники, прежде изнывавшие в офисах. Они неожиданно обнаружили, что дома им работать приходится куда больше, чем в офисе.

«Я до карантина дома работала пару часов в день. В основном вечером — какие-то хвосты подчистить. А пока едешь на работу, с работы, дома утром, то предоставлен сам себе. Теперь же в делах все время, пока не сплю, — жаловалась автору этих строк главный редактор одного из киевских изданий для бизнеса. — Утром включаю компьютер, еще не успев почистить зубы. А включила — и все, уже на работе. Так что теперь у меня рабочий день все 12 часов».

Действительно, карантин и надомная работа стерли границы между работой и досугом. Просьбы подготовить еще пару отчетов, приходящие в 20.00, или доделать презентацию на выходных перешли из разряда сверхурочных в ежедневную рутину. «Работать из дому не только удобно, но и круглосуточно», — такая шутка пошла гулять по Интернету.

О том, что количество рабочих часов при переходе на дистанционную занятость увеличилось, говорили все без исключения, с кем доводилось обсуждать этот переход. Пандемия стерла границы рабочего времени и рабочих дней. Если в компаниях с западной корпоративной культурой не принято беспокоить сотрудника в нерабочее время или в выходные, то в украинских чаще всего эта этика просто отсутствует.

Руководители, пытаясь наладить эффективную удаленную работу, обращаются к сотрудникам по рабочим вопросам в любое время, не понимая, что поступающие и в 20.00, и в 23.00 сообщения многие воспринимают как обязательные к исполнению немедленно. Не все могут ответить начальнику «нет» или «завтра», в результате права сотрудников на отдых нарушаются.

Впрочем, не менее успешно «нарушают» и сами работники: у них появлялась иллюзия, что за счет отказа от поездок на работу и обратно они могут сделать больше. И на практике такой подход выливался в значительные переработки.

Но это примерно у 30% переведенных на «удаленку» сотрудников, в основном одиноких, а также не склонных к прокрастинации. У еще примерно 60% ситуация обратная: из дому работать невозможно. Кто живет с родителями, сталкивается с тем, что у старшего поколения есть установка: «Работают — на работе». Отсюда постоянные обращения: «Раз уж ты все равно дома, не сиди все время за своим компьютером, вынеси мусор/сходи в магазин/забей гвоздь/разгрузи стиралку».

Но если взрослым людям еще можно как-то объяснить, что ты на работе, хотя и дома, то детям и домашним животным — практически невозможно. Именно поэтому многие после нескольких недель работы дома начали сбегать в коворкинги: там обстановка все-таки приближена к офисной.

«Наш главный урок на будущее — никакой дистанционной работы. «Удаленкой» все наелись в первые недели карантина. Все вокруг хвастались, как выросла производительность труда, как удобно бизнесу без больших офисов. А потом оказалось, что прирост производительности был временным, сотрудники быстро поняли, что на дому их контролировать сложнее, — рассказал ZN.UA гендиректор одной из компаний оптовой торговли. — Оказалось, что дома работать мешают жена, дети, кошки и собаки. И через месяц люди все делали, чтобы только вырваться из «дня сурка», когда профессиональные обязанности и отдых в одном помещении смешались в один продолжительный рабочий день, который тянется бесконечно. Так что после изоляции мы все вернулись к офисному формату. Уверен, многие компании будут с ужасом вспоминать удаленную работу. Работать самостоятельно могут далеко не все сотрудники, и это ценное качество нужно искать в людях заранее, еще при собеседовании».

Интересное наблюдение сделали американцы. Когда миллениалы и люди поколения Z выходили на рынок труда, они требовали гибкости работодателей и всем своим видом демонстрировали, что, в отличие от старших коллег, не любят офисную жизнь и работу с девяти до шести. Теперь пандемия расставила все по своим местам. Опрос о работе на «удаленке», проведенный среди 10 тысяч работающих американцев, показал: 70% представителей поколения Z, более 60% миллениалов и всего 50% бумеров пожаловались на отсутствие информации о том, что происходит на работе, а получение нужной информации стало проблемой для 44% поколения Z, 42% миллениалов и только 33% бумеров. Также 65% работников до 35 лет заявили, что хотят вернуться в офис, среди старшего поколения таких было 58%. Молодежь боится пропустить социальную офисную жизнь, поскольку еще не ориентирована на собственную семью, делают вывод исследователи.

Тотальный контроль

Вторая категория тех, кто быстро устал от удаленной работы, — руководители. Для них главная проблема — сложность контроля за удаленными работниками, особенно за склонными к прокрастинации, которые с утра любимый сериал смотрят, а за компьютер хорошо если к обеду сядут.

Не случайно же примерно в апреле и в Украине, и по всему миру был буквально бум спроса на IT-решения, позволяющие контролировать удаленных работников. Такие программы и интернет-сервисы проверяли, находится ли человек за компьютером, делали скриншоты рабочего стола и удаленно включали веб-камеру. Однако моральные и репутационные издержки подобного контроля оказались слишком высоки, — мало кому нравится чувствовать себя «на привязи». В общем, работники начали бунтовать.

Именно поэтому сегодня как раз директора — среди тех, кто активнее всего выступает за возвращение в офисы. Хотя альтернативой жесткому контролю со стороны работодателя может быть постановка сотруднику четких и ясных целей, систематизация задач и прописанный регламент их выполнения. Да, много времени и средств будет потрачено на обучение, поддержание квалификации , — профпригодность будет систематически дорабатываться, избавляться от ошибок и синхронизироваться с сегодняшним днем.

От хаотичного способа взаимодействия придется перейти к стратегическому, структурному и пошаговому. Возможно, понадобятся новые стандарты и регламенты для крупных компаний, но, скорее всего, они уже опробованы заинтересованными в удаленной работе работодателями.

Более того, наверняка появятся новые смыслы, которые заставят пересмотреть привычную иерархическую форму общения. При удаленной работе образ руководителя серьезно изменится: компаниям будут нужны те, кому не требуется кричать, чтобы их услышали. Это не «авторитарные» методы, а «авторитетные». Будут успешны лидеры, которых «выберут» сотрудники своим желанием или нежеланием подчиняться. Из отношений почти уйдет эго. То, что можно прокричать в офисе один на один, сложно написать в электронном письме.

Но работодателям в сегменте малого и среднего бизнеса, которые сами общаются с сотрудниками, не нанимая топ-менеджеров, будет нелегко. Иногда кажется, что другого выхода, кроме как попросить, настоять, приказать сделать работу во внерабочее время, чтобы хоть как-то вытащить бизнес из ямы трехмесячного локдауна, нет. Их тоже можно понять.

Кто-то возвращается, кто-то — нет

Во многих странах компании уже возвращаются к обычному графику работы. Главной головной болью для бизнеса становится не организация работы на «удаленке», а безопасное возвращение к офисной жизни. Например, организовать потоки людей в офисе так, чтобы обеспечить дистанцирование, ввести варианты графиков работы сотрудников и возможность отслеживания их контактов.

Но есть компании, которые решили в офисы не возвращаться. Это те, кто достаточно легко перешел на удаленную работу и по каким-то причинам не столкнулся с кучей перечисленных выше проблем. Такие компании понимают, что могут сэкономить очень много денег на аренде помещений. Если электронный документооборот, кадровое делопроизводство и прочие важные процессы уже успешно автоматизированы, то есть смысл оставить их в онлайн-формате и после карантина.

Некоторые уже решили вернуться в офисы лишь частично.

«Могу сказать точно, что мы будем усиливать корпоративный портал и работу через систему видеоконференцсвязи, будем продолжать работу на «удаленке» и менять парадигму работы в офисах, — сказали ZN.UA в одной из бухгалтерских фирм Киева. — Планируем перестроиться таким образом, чтобы большую часть рабочего времени сотрудник проводил вне офиса: дома, в коворкинге, в любом удобном для него пространстве».

Однако для периодических встреч лицом к лицу с командой, заказчиками, партнерами, для проведения корпоративных мероприятий компаниям все равно приходится сохранять помещения с переговорными комнатами. При этом в офисах после карантина многие уменьшают общую площадь и адаптируют пространства под «гостевые» рабочие места и проведение нескольких одновременных встреч/совещаний. В целом «переговорки» становятся более просторными и удобными. Но чаще всего приходится сохранять и своего рода приватные зоны для тех, кому необходимо изолированное пространство для сосредоточенной работы.