UA / RU
Поддержать ZN.ua

Майкл Пунке: "Украина действует, как настоящий возмутитель спокойствия в ВТО"

Потенциальными последствиями этого может быть то, что американские и другие компании просто не будут готовы инвестировать при таком климате, предпочитая инвестирование в те страны, где правительства четко придерживаются правил открытого рынка.

Автор: Юрий Сколотяный

Инициированное в прошлом году официальным Киевом обращение к странам - членам Всемирной торговой организации с предложением пересмотреть максимальные ставки таможенных пошлин на более чем 370 видов товаров вызвало "серьезную обеспокоенность" торговых партнеров, в частности Соединенных Штатов и Евросоюза. Украинская инициатива, с оглядкой на ее масштабы, была названа беспрецедентной. Также было высказано опасение, что в результате может быть запущена цепная реакция по всему миру, "усилив волну протекционизма и торговых войн".

Заверения украинской стороны в полной легитимности и корректности инициативы не успокоили иностранных визави - в ноябре прошлого года появилось коллективное обращение группы государств - членов ВТО (в числе которых, опять-таки, были США и ЕС) с призывом к Украине отозвать свою заявку на ревизию тарифных обязательств.

А в феврале нынешнего года из Брюсселя пришло сообщение о намерении ЕС требовать полной компенсации в случае пересмотра украинской стороной своих обязательств.

Благодаря посредничеству посольства США в Украине, ZN.UA получило возможность обратиться за комментариями к заместителю торгового представителя Соединенных Штатов, послу США при ВТО Майклу ПУНКЕ. Следует отметить, что полученные нами ответы оказались достаточно жесткими и прямолинейными (в связи с этим редакция уже обратилась в Министерство экономического развития и торговли с предложением изложить собственную позицию по этому поводу).

- В конце ноября прошлого года 23 государства - члена Всемирной торговой организации (ВТО), среди которых были и Соединенные Штаты Америки, призвали Украину отозвать свою заявку на пересмотр тарифных обязательств. Среди мотивации обращения - выход количества наименований (371) за рамки объема, предусмотренного тарифными переговорами; непонятность способов компенсации и непрозрачность в этом вопросе со стороны Украины. Не могли бы вы более детально и аргументированно раскрыть суть претензий и замечаний в адрес официального Киева?

- Собственно, в ноябре прошлого года не 23, а 49 стран - членов ВТО, включая США, выразили серьезную обеспокоенность шагом, предложенным Украиной в рамках статьи XXVIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (GATT). В совместном заявлении все эти страны подчеркнули, что закрепление уровней тарифов является одним из краеугольных принципов ВТО, поскольку это гарантирует безопасность и предсказуемость многосторонней торговой системы. Сообщение от Украины, присланное так скоро после присоединения страны к ВТО и по поводу такого широкого спектра тарифных линий, бросает вызов этому базовому принципу.

Все 49 стран также отметили, что о намерении Украины было объявлено в то время, когда мировые лидеры призвали все страны противостоять росту протекционизма в торговле. Украина заявила, что такие ее действия не будут протекционистскими, но большое количество тарифов, о которых идет речь, заставляет в этом усомниться.

Если Украина и дальше будет идти заявленным путем, ей будет сложно "поддерживать общий уровень обоюдных и взаимовыгодных уступок, не менее благоприятных для торговли", как требуют ее обязательства, взятые при вступлении в ВТО.

Остается непонятным, в какой степени Украина сможет предоставить компенсации другим странам-членам, если она осуществит свое намерение по изменению тарифных уступок.

Все 49 членов Всемирной торговой организации также выразили обеспокоенность недостаточной прозрачностью со стороны Украины относительно предложенных ею изменений, а также процесса их воплощения. Страна - член ВТО, желающая изменить свою тарифную сетку, должна изложить суть предлагаемого изменения или в нотификации, или как можно быстрее после ее обнародования. Нотификация Украины была представлена более пяти месяцев назад, а Украина до сих пор не распространила информацию о предложенных ею новых ставках или о том, как она будет компенсировать потери другим членам. Украине давно уже следовало предоставить такую информацию. Ее непредоставление ограничивает возможность других стран-членов понять цели Украины и оценить вероятное влияние ее воздействия на себя.

В интересах многосторонней торговой системы и глобальной экономики страны-члены предложили Украине отозвать свою нотификацию.

На заседании Генерального совета ВТО в декабре 2012 г. выступающие, представлявшие 126 стран-членов, заявили о серьезной обеспокоенности коммерческими и системными последствиями предложенных Украиной шагов. Уровень обеспокоенности беспрецедентен для Женевы.

- Уполномоченные лица неоднократно отмечали, что Украина собирается использовать только легальные процедуры и механизмы, предусмотренные
ст. 28 соглашения ГАТТ, и действовать исключительно в рамках цивилизованного переговорного процесса. Более того, речь идет о так называемых связанных тарифах (т.е. policy space), а не о пересмотре непосредственно действующих ставок самих тарифов. Что в таком случае является предметом обеспокоенности торговых партнеров?

- Хотя Украина постоянно пытается доказать, что имеет право на осуществление этого шага, статья 28 совсем не предназначена для того, чтобы ее использовали для более широкого пересмотра обязательств, взятых страной-членом при вступлении в ВТО, таким способом, который, в сущности, нарушает баланс тарифных уступок. Попытки Украины сделать это может навредить условиям торговли для всех нас.

Мы слышали, как представители Украины заявляли, что могут и не повысить свои тарифы, указанные в поданном предложении. Но нас это не очень успокаивает, поскольку мы знаем, что Верховная Рада недавно приняла закон, которым повышаются тарифы на другие 100 товаров, представляющих ключевой экспортный интерес для США и других стран - членов ВТО. Это только усиливает и без того значительные опасения и углубляет впечатление, что Украина прибегает к тарифному протекционизму.

- Со стороны ЕС уже заявлено о намерении добиваться получения полной компенсации в случае каких-либо изменений Украиной обязательств по тарифам (согласно ст. 28 Генерального соглашения по тарифам и торговле от 1994 г.). Какой будет позиция Соединенных Штатов?

- Позиция Соединенных Штатов такая же, как и Европейского Союза. Украина должна предоставить компенсацию соответствующим странам-членам путем аналогичного уменьшения других ставок в украинской тарифной сетке. Вероятно, что в запросы о компенсации от других стран - членов ВТО будут включены товары из чувствительных секторов экономики Украины. Готовы ли в украинском правительстве выбирать победителей и побежденных в этих чувствительных секторах?

- Какие еще санкции могут угрожать Украине со стороны международного сообщества в целом и США в частности?

- Мы очень четко дали понять, что предложенные Украиной действия вызовут серьезные многосторонние и двустороннее последствия. Украина действует как настоящий возмутитель спокойствия в ВТО, и потенциальными последствиями этого может быть то, что американские и другие компании просто не будут готовы инвестировать при таком климате, предпочитая инвестирование в те страны, где правительства четко придерживаются правил открытого рынка.

- Не могли бы вы сообщить, каким образом и как часто сами Соединенные Штаты пользовались вышеупомянутым инструментом (процедурой, предусмотренной ст. 28 ГАТТ), и сколько раз удавалось пересматривать позиции? О чем свидетельствует опыт США в этой сфере - насколько эффективен инструментарий статьи
28 ГАТТ и нет ли смысла пересмотреть эту статью?

- Соединенные Штаты прибегали к статье 28, но ограниченно: только когда это было необходимо и по проблемам отдельных товаров. Ни мы, ни какой-либо другой член ВТО, безусловно, никогда не пытались использовать ее для пересмотра наших тарифных обязательств в рамках ВТО таким образом, чтобы это нарушало соотношение тарифных уступок, оговоренных нами с другими странами-членами. Статья 28 просто не предназначалась для того, чтобы ее использовали так, как это хочет сделать Украина.

- Как отмечают представители украинской стороны, несмотря на значительное количество позиций для пересмотра (371), вопросы фактически касаются только 0,0001% мирового импорта. Вместе с тем недавно инициированное создание зоны свободной торговли между США и ЕС затронет значительно большую долю объемов и условий мировой торговли. Что вы можете сказать по этому поводу?

- Это нельзя даже сравнивать с тем, что предлагает Украина, ведь согласно ее предложению, в конечном итоге Украина может поднять свои тарифы выше уровней, которых обязалась придерживаться, когда вступала в ВТО. По своей природе это противоположно тому, что согласовывают страны, когда заключают соглашения о свободной торговле. Соглашения о свободной торговле - это как раз не повышение тарифов и других барьеров на пути торговли, а наоборот, их снижение. США договариваются и заключают соглашения о свободной торговле, которые дополняют и согласуются с целями многосторонней торговой системы. Американские соглашения о свободной торговле, благодаря всеохватывающему устранению таможенных пошлин и широте обязательств, по нашему мнению, предоставляют значительные выгоды нашим партнерам, в том числе и в форме стимулирования экономического роста. Это также усиливает и развивает силы, работающие на глобальные торговые реформы.

- Может ли, на ваш взгляд, инициированный Украиной пересмотр тарифных соглашений повредить подписанию нашей страной соглашения об Ассоциации с ЕС, одной из составляющих которого является создание зоны свободной торговли?

- Этот вопрос нужно адресовать Европейскому Союзу.

- Как отмечают местные официальные лица, в случае США при пересмотре тарифных договоренностей ощутимые интересы коснутся только шести позиций (одна сельскохозяйственная и пять промышленных, по остальным объемы экспорта из США в Украине очень незначительны). О какой форме и объемах компенсаций в таком случае может идти речь?

- Это не отвечает действительности. Потенциально Соединенным Штатам будет полагаться компенсация по более чем 150 тарифным линиям, указанным в нотификации Украины согласно статье 28. И о какой-либо "незначительности" здесь говорить не стоит - с моей точки зрения, с точки зрения американской промышленности и с точки зрения американского Конгресса.

- Не могли бы вы прокомментировать тот факт, что сами Соединенные Штаты являются едва ли не самым частым объектом претензий со стороны других стран в рамках процедур урегулирования споров (по данным этой организации, в 25% споров и диспутов начиная с 1995 г. фигурантом является именно ваша страна)?

- Соединенные Штаты - очень активный участник системы решения спорных вопросов в рамках ВТО и как сторона, вносящая жалобу, и как сторона, отвечающая на жалобу. Но это совсем другая плоскость, чем процесс по статье 28, задействованный Украиной.

- Из-за введения в свое время Соединенными Штатами антидемпинговых (фактически - заградительных) таможенных пошлин рынок США является закрытым для целого ряда видов украинской продукции уже на протяжении более десяти лет. Как бы вы прокомментировали эту ситуацию и не считаете ли ее требующей пересмотра?

- Мы понимаем обеспокоенность по поводу антидемпинговой маржи, действующей сейчас относительно украинских товаров. Но согласно американскому законодательству единственный путь для украинских экспортеров добиться пересмотра маржи относительно их продукции - обратиться с просьбой об административной процедуре пересмотра в министерство торговли США. Такой пересмотр не может быть проведен при отсутствии продаж и ввозов в Соединенные Штаты. Экспортеры из других стран, подпадавшие под действие таких же антидемпинговых пошлин и оказывавшиеся в таких же обстоятельствах (высокая антидемпинговая пошлина), принимали участие в процедуре административного пересмотра, и маржу для них снижали.

Украинские экспортеры также могут принять участие в так называемых сумеречных пересмотрах, которые проводятся министерством торговли и комиссией по международной торговле США каждые пять лет, чтобы определить, меры должны быть отменены или продлены - согласно требованию антидемпингового соглашения в рамках ВТО. Для этого процесса не нужно наличие продаж и ввозов. Украинские экспортеры просто отказываются принимать участие в этих процедурах, которые могли бы напрямую решить их проблемы.