UA / RU
Поддержать ZN.ua

Лекарство от сепаратизма

Какой должна быть государственная экономическая политика, чтобы сохранить государственную целостность

Авторы: Наталия Резникова , Владимир Панченко

Кабмин работает над разработкой дорожной карты стратегии реинтеграции Донбасса. По мнению правительства, такая стратегия будет предусматривать украинский подход к понятию «особый статус» региона, для того чтобы трансформировать там инвестиционный климат и реализовать новую экономическую модель на региональном уровне. Но какой же должна быть экономическая политика государства, чтобы регионы не хотели отделения?

Причины сецессионизма (отделения), проявляющегося в реализации сепаратистских (когда отделяющийся регион хочет независимости) и ирредентистских (когда отделяющийся регион становится частью другого государства) стратегий отделения, связаны с экономическими, культурными и политическими факторами.

В основном исследователи оценивают роль последних в наращивании противоречий между регионами и центральной властью, не выполняющей возложенной на нее консолидирующей миссии. Вместе с тем игнорирование экономических факторов как триггеров сецессионизма, а также их потенциала к противодействию последнему неоправданно.

Нет сомнений в необходимости формирования комплексного подхода к разработке политики противодействия сепаратизму и ирредентизму в Украине с акцентом именно на экономических механизмах ее реализации.

Составляющие экономического механизма противодействия сепаратизму и ирредентизму в Украине с позиций экономической безопасности можно определить по методологии расчета Индекса экономической свободы (Index of Economic Freedom) по версии The Heritage Foundation. Этот индекс является инструментом для углубленного анализа экономик во всем мире и рассчитывается на основе 12 показателей, сгруппированных в четыре категории:

Таким образом, экономический механизм противодействия сепаратизму должен базироваться на принципах экономической самостоятельности, экономической ответственности и экономического равноправия субъектов хозяйствования во всех регионах Украины.

Согласно подходу The Heritage Foundation, экономическая самостоятельность — это наличие у предпринимателей прав на собственность, самостоятельный выбор формы хозяйствования, самостоятельное планирование своей деятельности, свободное распоряжение прибылью, самостоятельный выбор ресурсов, поставщиков и потребителей произведенной продукции, установление разных форм, систем и, главное, размеров оплаты труда. Экономическая ответственность — это ответственность предпринимателя своим имуществом за результаты хозяйствования. Экономическое равноправие — это равные экономические условия для любого предпринимателя (ценообразование, налогообложение, распределение прибыли, инвестиционная и кредитная политика, государственные закупки, равные возможности для доступа к ресурсам).

Ограничение свобод предпринимательской деятельности, слабая защита прав собственности, противоречивость законодательства, неэффективность судебной системы и ограничение финансовых свобод — это не только угрозы экономической безопасности, но и триггеры обострения социальной неудовлетворенности и напряжения, которые снижают консолидирующую состоятельность центра, а значит, угрожают ирредентистскими процессами на Западе Украины.

Экономические механизмы политики противодействия сепаратизму и ирредентизму в Украине с позиций экономической безопасности нужно рассматривать в контексте: инструментов политики, регламентирующей социально-экономическую деятельность; структурной политики; политики развития; политики поддержки конкурентоспособности.

Государство, чувствующее риски обострения как сепаратистских, так и ирредентистских настроений, должно контролировать социальные и политические институты на предмет их соответствия задаче сохранения его территориальной целостности. В процессе реализации институциональной политики как мер, применяемых государством для формирования новых, устранения старых или трансформации существующих трудовых, финансовых, социальных и других экономических институтов, должны приниматься во внимание риски активизации центробежных сил вследствие обострения региональных отличий и асимметрий социально-экономического развития регионов.

Система регионального управления должна быть адекватной вызовам современного общественного развития и направленной на максимальный учет специфики ресурсного и институционального обеспечения развития отдельных административно-территориальных единиц. Это со временем поможет преодолеть межрегиональные и внутрирегиональные асимметрии и диспропорции социально-экономического развития и, в итоге, будет содействовать экономической безопасности как регионов, так и государства.

Бюджетно-налоговая политика должна способствовать ресурсному обеспечению регионов, что невозможно без взвешенной денежно-кредитной политики. При этом нужно учитывать то, что от степени успешности проводимых макроэкономической и внешнеэкономической политик будет зависеть и долговая безопасность государства.

В случае, если внешняя устойчивость государства под влиянием роста объема внешних долговых обязательств, высоких потребностей во внешнем финансировании для рефинансирования выплат по внешним долгам, значительной волатильности обменного курса ухудшится настолько, что актуализируется вопрос признания его неплатежеспособности и невозможности обслуживать долги с реализацией сценариев реструктуризации долгов или объявления дефолта, роль государства как консолидатора регионов окажется под вопросом.

В ситуации реструктуризации долгов расходы государственного бюджета прогнозируемо сократятся, что скажется на социально-экономическом состоянии населения. Объявление дефолта спровоцирует: курсовую волатильность национальной валюты, что в комплексе с другими последствиями сделает невозможным выполнение субъектами хозяйствования их обязательств в рамках заключенных контрактов и договоров; обнищание населения; рост безработицы и т.п. Это может привести к обострению ирредентистских настроений как на Востоке, так и на Западе Украины.

Институциональная политика государства должна способствовать развитию потенциала регионов, созданию новых рабочих мест, повышению производительности труда, способности реализовывать инфраструктурные и модернизационные проекты. Государственный фонд регионального развития (ГФРР) должен в своей деятельности базироваться на принципах симметричного развития инфраструктурных проектов и энергоэфективности во всех регионах Украины и поощрять реализацию инвестиционных процессов в регионах, предлагая адекватную регуляторную политику, которая должна учитывать все сложности при координации процесса получения средств на всех этапах взаимодействия, предшествующих реализации проектов.

В процессе реализации евроинтеграционной политики Украины как комплексной деятельности государства в разных сферах общественной жизни, имеющей целью создать законодательные, экономические, политические, социальные и международные предпосылки для интеграции Украины в ЕС путем приведения ее в соответствие со стандартами Европейского Союза, должны учитываться ее существующие и потенциальное последствия для проявлений сецессионистского движения и соответствия требованиям экономической безопасности. С целью предотвращения ирредентизма как в регионах, где идея европейской интеграции не получает общественного признания, так и в регионах, глубоко интегрированных в общественные и хозяйственные процессы в условиях развития трансграничного сотрудничества, информационную политику надо направлять на освещение преимуществ для регионов участия в интеграционных процессах в составе государства Украина. Этому будет способствовать использование возможностей, которые предоставляет программа инвестирования для стран — соседей ЕС (Neighbourhood Investment Facility, NIF).

Потенциал отраслевого, инновационного, технологического механизмов противодействия сепаратизму и ирредентизму в Украине должен использоваться максимально в процессе реализации государством структурной политики. Впрочем, инновационный фактор должен влиять на экономику страны путем согласования инновационной политики с научно-технической, бюджетно-финансовой, денежно-кредитной, промышленной и внешнеэкономической политиками при условии достижения единства интересов и слаженных взаимоотношений между обществом, государством, властью, бизнесом, общественными и научными институтами. Следовательно, инновационная экосистема как высококоординированная система динамических взаимосвязей, возникающих между экономическими агентами и институтами, должна результироваться в инновационной активности, коммерческой успешности проектов и технологической модернизации экономической структуры государства. В свою очередь, ее эффективность, зависящая от степени соответствия институциональной среды потребностям науки, образования и бизнеса и способности последнего обеспечивать замкнутость инновационного цикла, станет залогом территориальной целостности Украины. Развитие индустриальных парков обеспечит эффективную реализацию инновационного, цифрового и инвестиционного механизмов противодействия сепаратизму и ирредентизму в Украине в случае проведения политики роста.

Изложенное выше формирует запрос на ревизию бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики в отношении ее способности не только обеспечивать макроэкономическую стабильность в стране, но и регулировать социально-экономические процессы таким образом, чтобы не обострять региональные асимметрии развития в пределах страны. Реализация амбициозной задачи построения в Украине сотни индустриальных парков (в том числе инновационных хабов) и создания территорий приоритетного развития сделает возможным использование производственного, технологического, инновационного и кадрового потенциала внутреннего рынка с активизацией движения товаров, услуг и рабочей силы между регионами страны, реализующими на практике реформу децентрализации.