UA / RU
Поддержать ZN.ua

Климатическое «больше-меньше»

Как и почему разошлись взгляды Министерства окружающей среды, Зеленского и бизнеса по поводу сокращения вредных выбросов

Автор: Николай Шлапак

Именно сейчас в Украине ведется активная дискуссия о сокращении выбросов парниковых газов к 2030 году. По сценариям, представленным Министерством защиты окружающей среды и природных ресурсов, Украина вполне может сократить выбросы более чем на 70% от уровня 1990 года. Это амбициозная цель, достижение которой поможет нам стабильно развиваться и конкурировать с другими странами. Вместе с тем президент Украины Владимир Зеленский недавно заявил о рассмотрении менее амбициозной цели, предполагающей возможность как незначительного сокращения, так и роста выбросов.

К тому же ряд бизнес-ассоциаций, объединяющих предприятия энергетики, металлургии, цементной промышленности и сельского хозяйства, подписали обращение к премьер-министру Украины, в котором отметили угрозу сильных целей по сокращению выбросов для устойчивого развития экономики. Участие бизнеса в таких обсуждениях очень важно, но оно должно быть предметным и учитывать международные инициативы в борьбе с изменением климата.

Сейчас межправительственная группа экспертов по вопросам изменения климата подчеркивает, что риски для природных экосистем и человечества будут расти с увеличением средней температуры, а их величина будет зависеть от мер по сокращению выбросов и адаптации к последствиям изменения климата.

На протяжении почти 30 лет международное сообщество искало эффективные решения по уменьшению выбросов парниковых газов. Предыдущий подход предусматривал обязательные для выполнения цели и не позволял эффективно объединить усилия развитых и развивающихся стран. Как следствие, мировые выбросы парниковых газов продолжили увеличиваться. Парижское соглашение, принятое в 2015 году, заложило абсолютно новый подход — обязательство заменили добровольными национально-определенными вкладами (НОВ). Это был своеобразный компромисс между суровостью международных требований и возможностью объединить как можно больше стран для совместных действий.

Страны выбирают сильные цели по сокращению выбросов не только относительно далекого 1990 года, но и по сравнению с текущей ситуацией. Кроме того, все больше стран объявили или даже законодательно закрепили достижение климатической нейтральности, когда выбросы парниковых газов не превышают объемов поглощения, к 2050 году. Среди этих стран Канада, Великобритания, страны ЕС, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, Китай и Бразилия (последние две — к 2060 году).

Измениться должна экономика

Угроза климатических изменений и необходимость сокращения выбросов парниковых газов меняют мировые финансовые потоки и определяют новые приоритеты для развития экономики. Украинский бизнес понимает реальность этих изменений. Многие компании в годовых отчетах, основной аудиторией которых часто являются международные инвесторы, декларируют значительные достижения во внедрении климатических технологий или даже амбиции по декарбонизации своей деятельности уже на протяжении следующих 20 лет.

В 2017 году в Украине впервые произошло снижение выбросов парниковых газов при росте показателей валового внутреннего продукта. Такой декаплинг экономического роста и выбросов должен стать общей тенденцией, чтобы достичь климатических целей, не ставя под угрозу экономическое восстановление и благосостояние граждан.

Бесспорно, сокращение выбросов требует финансирования. Объем необходимых инвестиций для комбинированного сценария оценивается экспертами на уровне 245 млрд евро на протяжении последующих десяти лет. Для сравнения, в течение последнего десятилетия средний объем капитальных инвестиций в Украине составлял 18 млрд евро в год, а наибольшим этот показатель был в 2012-м — 27 млрд евро. Так что речь идет об очень значительных, однако достижимых уровнях инвестиций, которые будут распределены между бизнесом, правительством и конечными потребителями. Более того, привлечение инвестиций и есть одной из ключевых задач государства.

Инвестиции в энергоэффективность и возобновляемые источники энергии будут возвращаться, в частности, благодаря экономии энергоресурсов. Украина тратит на импорт ископаемого топлива (угля, природного газа, нефти и нефтепродуктов) 11–13 млрд долл. в год. Повышение энергоэффективности и переход на возобновляемые источники энергии позволит не только усилить безопасность страны, но и существенно улучшить торговый баланс Украины. Дополнительными выгодами будут решение проблемы отходов, повышение качества воздуха, удобства жизни в городах и комфорта в жилищах.

Снижение влияния на климат уже является условием финансирования многих программ международных финансовых учреждений, работающих в Украине. В 2018 году наша страна получила 845 млн долл. климатического финансирования от международных партнеров — ЕБРР, МБРР, Европейской комиссии, ЕИБ, правительств Германии, Швеции и других партнеров по развитию. В ближайшее время объемы такого финансирования будут только расти.

Если не воспользоваться возможностями, международные партнеры найдут механизмы для защиты своих предприятий от конкуренции с более «грязными» игроками на мировом рынке. Причины изменения климата не знают границ, и ЕС в Европейском «зеленом» курсе декларирует возможность использовать свое влияние, экспертизу и финансовые ресурсы, чтобы подтолкнуть соседние страны присоединиться к устойчивому пути развития. Внедрение для отдельных секторов так называемого углеродного коррекционного механизма импорта несет риски дополнительных затрат для украинских экспортеров, но именно сильная цель НОВ и дальнейшее сокращение выбросов при производстве продукции помогут избежать потерь.

Влияние на бизнес будет преследовать цель не НОВ, а внедрения инструментов государственной политики в поддержку достижения заявленных целей. Поэтому крайне важно сместить дискуссию между правительством, бизнесом и другими заинтересованными сторонами от обсуждения необходимости сокращения выбросов к обсуждению мер государственной политики, которые могут содействовать климатическим технологиям в каждом отдельном секторе экономики.

Измениться должна государственная политика

Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов на протяжении последних лет уделяло много внимания климатической политике и достигло значительного прогресса. Украина была одной из первых, кто ратифицировал Парижское соглашение и разработал стратегию низкоуглеродного развития до 2050 года, предусматривающую существенное сокращение выбросов парниковых газов в энергетике и промышленности.

Декларирование намерений должно поддерживаться детальным планированием декарбонизации основных отраслей экономики и конкретными мерами государственной политики. Плата за углеродные выбросы считается одним из самых действенных инструментов сокращения выбросов парниковых газов и внедрена во многих странах мира. В Украине экологический налог на выбросы двуокиси углерода составляет 10 грн на тонну и ничтожно мал в глобальном контексте. Налог на углеродные выбросы надо постепенно повышать, чтобы превратить его из инструмента наполнения бюджета в инструмент климатической политики, оказывающий влияние на инвестиционные решения бизнеса. Кроме того, крайне важно использовать поступления для финансирования дальнейшего сокращения выбросов.

Климатическая политика — это задача не только Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины. У борьбы с изменением климата есть много дополнительных преимуществ. Это и повышение энергетической безопасности за счет использования местных источников энергии, и стимулирование инвестиций и создание рабочих мест в секторе возобновляемой энергетики и энергоэффективности, и улучшение состояния окружающей среды и уменьшение влияния на здоровье людей за счет уменьшения загрязнения окружающей среды. Именно поэтому климатическая политика должна интегрироваться во все ключевые направления государственного управления.

Измениться должны мы

Приятно, что все больше инициатив общественных организаций и украинского бизнеса поддерживают климатическое образование через различные конкурсы и подготовку образовательных материалов. Украинские школьники собирают климатические капли, сортируя отходы и высаживая деревья, примеряют на себя роль энергоменеджеров школьного хозяйства и учатся в министерстве климатической магии. Но этого мало. Климатическое образование — это и о здоровье, современных технологиях, сотрудничестве и ценностях. Дети должны научиться действовать ради снижения влияния на окружающую среду и климат и научить действовать своих родителей.

Специалисты Ресурсно-аналитического центра «Общество и окружающая среда» на основе опросов составили экологический портрет гражданина Украины. Мы верим, что можем играть роль в защите окружающей среды, однако не считаем изменение климата серьезной экологической проблемой, хотя и переживаем из-за наводнений и засухи. Такие результаты демонстрируют отсутствие понимания связи климатических изменений и их последствий, а также влияния нашей повседневной деятельности на выбросы парниковых газов. У нас у каждого есть свой углеродный след. Кто-то больше, кто-то меньше, но в среднем каждый из нас отвечает за выбросы от 5 до 10 тонн СО2 в год и может уменьшить свое влияние на климат.

Климат меняется. Измениться должны все. Изменения сделают страну более эффективной, конкурентной и устойчивой к внешним угрозам. Сильная цель второго национально-определенного вклада — один из важных шагов в этом направлении.