UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как закрытие реестров влияет на работу бизнеса, медиа и ОО

Каких данных нам очень не хватает

Автор: Сергей Мильман

Потеря доступа к открытым данным — это путь к непрозрачности и ошибочным решениям. В первую очередь для бизнеса, ведь он теряет возможность проверить благонадежность своих контрагентов. Закрыт Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (ЕГР) — базовый реестр для верификации, анализа и мониторинга правового статуса компаний, без данных которого в несколько раз усложнилась работа банков и других финансовых учреждений. Отсутствие реальной возможности провести надлежащую проверку клиентов создает ряд проблем: усиливает риски финансовой системы Украины, тормозит и без того слабую экономику, создает условия для нарушения требований регуляторного законодательства. В том числе в части обнаружения «российского следа» и других аналогичных «следов» (Беларуси, Ирана и др.) в украинской бизнес-среде.

Из-за необнародования информации о финансовой отчетности предприятий, распорядителями которой являются Государственная налоговая служба и Государственная служба статистики, сегодня тысячи компаний (в том числе государственных) и частных предпринимателей, правоохранителей, общественных деятелей, журналистов не получают необходимой им информации о финансовых возможностях бизнеса. Как искать и находить лучших потенциальных партнеров, если ограничен доступ к актуальным финданным? Или возьмем логистику. Как искать в нетрадиционных и без того сложных условиях новых поставщиков и перевозчиков без доступа к вспомогательной информации?

Далее. Вследствие закрытия данных о налоговом долге компании сталкиваются с ситуациями, когда им отказывают в кредитовании или не допускают к участию в грантах из-за устаревшей информации о налоговой истории. Интересный момент: Министерство экономики Украины издало приказ, предполагающий оценку получателей микрогрантов в системе YouСontrol. Поскольку информация YouСontrol базируется на первичной официальной информации, в том числе о налоговом долге, которая сейчас отсутствует, теперь к нам обращаются пользователи с претензиями, что они не могут участвовать в гранте, потому что АО «ООщадбанк» использует устаревшие данные и отказывается удовлетворить грантовые заявки. То есть в государстве правая рука делает одно, левая — другое, а страдают бизнес и экономика.

Отсутствие данных о лицензиях может привести к массовым злоупотреблениям недобросовестными производителями и поставщиками услуг. Уже были прецеденты монополизации рынков путем манипуляции процессом выдачи лицензий, которые можно было выявлять через открытые реестры.

Как закрытие данных влияет на уровень коррупции, работу медиа и общественности

Однако не только реальный сектор страдает от закрытия данных. Если коротко, то при отсутствии открытых реестров коррупция растет в геометрической прогрессии. Без данных Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, значительно ухудшился уровень общественного контроля над действиями власти. Фактически остановился процесс выявления коррупционных рисков чиновников на основе анализа динамики имущественного положения декларантов.

По данным НАПК, декларации о доходах за 2021 год добровольно подали всего лишь около трети субъектов декларирования. Из последнего: по информации Антикоррупционного штаба, народный депутат от «Слуги народа» Анна Колесник получила подозрение — она сообщила недостоверные данные в декларации. Это яркое свидетельство того, почему все топ-чиновники должны подавать декларации за предыдущий год, несмотря на военное положение. Если этого не сделать сейчас, доказать факты нарушения законодательства о предотвращении коррупции будет крайне сложно.

На сегодняшний день закрыты сведения Государственного земельного кадастра Украины и Публичной кадастровой карты. А это важные элементы для эффективной реализации земельной реформы. Информация критична для банковского и аграрного секторов экономики. Вследствие закрытия этих данных существенно увеличиваются коррупционные риски на местном уровне, поскольку исчезает возможность общественного контроля над изменениями прав на землю и их публичного мониторинга. Усложняются возможности быстро проверить права на земельные участки, усиливаются риски рейдерства.

С начала полномасштабного вторжения в адрес YouСontrol значительно участились запросы от общественных антикоррупционных организаций и журналистов о выгрузке тех или иных данных. Это свидетельствует о том, что поиск информации для активистов и медийщиков из-за закрытия данных значительно усложняется. На самом деле доступ к некоторым реестрам закрыт для широких масс, но остался для коммерческих клиентов, на платной основе, в виде специальной сервисной услуги. Сейчас такой доступ открыт к ЕГР и Государственному реестру вещных прав на недвижимое имущество. Но абонентная плата за такую сервисную услугу начинается от 5 тыс. грн. К тому же получение таких данных осложнено отсутствием обычного веб-интерфейса и необходимостью иметь и настраивать свою учетную систему (а это еще десятки тысяч гривен).

Можно также обращаться с запросами о получении публичной информации к распорядителям. Это бесплатно, но время обработки заявки (до десяти дней) само по себе значительно усложняет получение информации. Во-первых, из-за времени, которого в условиях войны стало критически меньше, во-вторых, из-за фактических обстоятельств (отсутствия света, доступа к Интернету и почте), в-третьих, это крайне неудобно.

Читайте также: Закрытие публичных реестров: бизнес и госслужащие определили данные, которые нужно немедленно открыть

Как антикоррупционная составляющая вопроса влияет на сотрудничество Украины с донорами

Доноры любят подотчетность. Открытость, прозрачность, доверие — именно это и надо сейчас нашей стране для эффективного противостояния врагу, а также для быстрого восстановления благодаря помощи союзников и инвесторов. Коррупция — это союзник Путина. И чем сильнее будет общественный контроль и прозорачнее действия власти, тем меньший уровень коррупции мы будем наблюдать, вырастет доверие к государству изнутри и извне. Общественность, международные партнеры должны знать, как распределяются средства, не разворовывают ли их, используют ли по назначению на помощь армии и пострадавшим в войне. И обеспечить это могут тоже открытые данные.

Оправданно ли даже в условиях войны закрытие такого массива данных?

Нет. Понятно, что 24 февраля, в момент неопределенности, такое решение приняли в спешке. Но с начала полномасштабного вторжения прошло девять месяцев: страна продолжает жить, и в дальнейшем происходят важные процессы, работает бизнес, и закрытие открытых данных очень усложняет все это. За это время государство не дало обоснованного ответа на вопрос о причинах этого закрытия, а ни один распорядитель вообще не осуществил процедуру установления условий для ограничения доступа к информации, как этого требует статья 6 Закона Украины «О доступе к публичной информации». Стоит отметить, что эта процедура (так называемый трехсложный тест) ни разу не проводилась и до начала войны. Сейчас в лучшем случае имеем объяснение «закрыто из-за рисков для национальной безопасности». С этим можно было бы согласиться, поскольку обнародование, например, данных об оборонных предприятиях, воинских частях, объектах критической инфраструктуры и прочем действительно может навредить в военном смысле. Вместе с тем очевидно, что информация о компаниях, которые продают колбасу, устраивают корпоративы, предоставляют страховые услуги и прочее, никаких рисков для безопасности государства не несет, наоборот, она полезна для контрагентов.

Какие реестры можно и следует открыть уже сейчас без каких-либо рисков

С учетом результатов опроса пользователей сервиса YouControl и из собственных наблюдений очевидно, что немедленного открытия требуют: