UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как выиграть в войне за детенизацию наемного труда

Несмотря на сопротивление профсоюзов, «трудовой» законопроект № 5371 приняли

Автор: Любомир Чорний

Главная новация принятого законопроекта — упрощенный режим регулирования трудовых отношений, в рамках которого чаша весов будет склоняться от коллективного в сторону индивидуального трудового договора, где будут определяться индивидуальные условия работы конкретного работника, дополнительные обязательства работодателя и работника, а также поощрения и компенсации.

Упрощенным режимом смогут воспользоваться субъекты малого и среднего предпринимательства (а также новообразованный бизнес) с количеством работников до 250 человек или в случае, если заработная плата работника составляет более восьми минимальных заработных плат (на сегодняшний день 52 тыс. грн) в месяц.

Документ предусматривает ощутимое уменьшение объема кадровой документации, которую сейчас должен вести бизнес, в частности по вопросам, урегулированным трудовым договором. В случае использования упрощенного режима регулирования речь идет об отмене требований по составлению отдельных графиков отпусков, рабочих смен, режима работы, а также многочисленных расписок, инструкций и приказов по вопросам, которые достаточно урегулировать трудовым договором.

Подходы к регулированию вопросов наемного труда, которые до сих пор использовались в Украине, сформировались большей частью в условиях командно-административной экономики советских времен. В основном законодательном акте в этой сфере — Кодексе законов о труде Украины, принятом еще в 1971 году, до сих пор базисно мало что изменилось: коллективный трудовой договор превалирует над индивидуальным, применяется презумпция вины работодателя, чрезмерная бюрократизация и государственный контроль подменяют собой заботу об интересах работника. Однако такая ситуация не может длиться вечно. Кардинальные изменения подходов воплощаются в реальность благодаря принятию законопроекта № 5371.

Риски трудовой либерализации

Стоит сразу отметить: как и во время предыдущих попыток реформировать трудовое законодательство, уже имевших место в Украине (разные версии проектов Трудового кодекса Верховная Рада Украины рассматривала в 2003-м, 2009-м, 2012-м, 2015 годах, а еще одна инициатива, проект закона о труде, была представлена правительством Алексея Гончарука в 2020 году), реформа находится в зоне риска.

Основным противником либерализации регулирования трудовых отношений в Украине являются профсоюзы: они даже отказались участвовать в рабочей группе, которая на базе комитета ВР по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов в течение нескольких недель дорабатывала законопроект № 5371 ко второму чтению.

Интерес профсоюзов понятен — сохранить свое влияние (и собственно подход доминирования коллективного договора) в сфере регулирования трудовых отношений и решения трудовых споров. Как и доминирование подходов, которые пропагандирует Международная организация труда и которые используют в Украине в наиболее жесткой форме «прогрессирующего социализма», когда не учитываются ни современная трансформация рынка труда, ни рост роли малого и среднего бизнеса в рыночных экономиках.

Профсоюзы в дальнейшем, и это понятно, настаивают на инструментах защиты прав работников, которые присущи крупным предприятиям, но убийственны для всего микро- и малого, а также немалой части среднего бизнеса.

При таких подходах значительный объем прав работника делегирован фантомному трудовому коллективу, а в отдельных случаях — еще и профсоюзам. На практике это лишает работника экономической самостоятельности и реальных возможностей правовой защиты, заставляет работодателя вести обременительную кадровую документацию или искать альтернативы легальному привлечению наемного труда (а именно: заключать гражданско-правовые договоры с физическими лицами-предпринимателями).

Государство же должно поддерживать существование громоздкой и неэффективной системы государственного контроля в сфере труда, который, скорее, приводит к возникновению коррупции и вымыванию ресурсов работодателя, чем обеспечивает реальную защиту работника.

В результате, в последние годы в Украине наблюдается все бóльшая тенизация в сфере трудовых отношений. И чем сильнее давление контроля государства, чиновники которого продолжают зарабатывать на иллюзии «отстаивания прав работника», тем упорнее сопротивление бизнеса, старающегося выжить в непостоянном мире и вместе с тем сохранить ценные кадры.

Устаревшие подходы в новых реалиях

Устаревшие подходы не учитывают и новые экономические реалии. В современной экономике материальные средства производства, которыми раньше владел преимущественно работодатель, уже не имеют былого веса нередко более ценными ресурсами являются знания, навыки, компетентность и креативность работника. Кроме того, сейчас работник сам бывает владельцем средств производства (например, компьютера или средств связи) и может выполнять свою работу дистанционно. Трансформируются и требования к рабочему месту работника: оно может быть удаленным, работник самостоятельно обустраивает его в соответствии собственным потребностям. Иногда жесткие рамки рабочего времени становятся неактуальными — если это не касается сфер производства или торговли в стационарных заведениях, график работы может быть гибким, а работник и работодатель могут взаимодействовать, находясь в разных временных зонах и за тысячи километров друг от друга. Рамки ролей «работник» и «предприниматель» все больше стираются.

Эти трансформации стали особенно заметны во время действия ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной болезни COVID-19 и введением режима военного положения в связи с военной агрессией РФ против Украины. Они показали необходимость существенно модернизировать регулирование трудовых отношений в Украине. Наглядной стала необходимость повысить гибкость регулирования наемного труда, избегать чрезмерных формализма и бюрократии, ввести цифровые инструменты коммуникации.

Реальные изменения

Часть ответов на описанные вопросы и вызовы именно и содержалась в проекте Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно упрощения регулирования трудовых отношений в сфере малого и среднего предпринимательства и уменьшения административной нагрузки на предпринимательскую деятельность» № 5371 от 13.04.2021.

Конечно, принятие законопроекта № 5371 не решит всех проблем и не даст ответы на все описанные выше вызовы. Однако авторы усматривают в документе отправную точку для дальнейшего реформирования трудового законодательства и надеются на появление в Украине современного Трудового кодекса — действительнокомплексного акта законодательства, который будет основываться на началах свободы труда и трудового договора, уважении не только к работникам, но и к работодателям, подходах гибкости регулирования трудовых отношений и многообразии форм самореализации. И эта возможность сейчас реальна, как никогда ранее.

Лишь движение в таком направлении позволит сформировать здоровый конкурентный рынок труда, детенизировать значительную часть занятости, вернуть доверие бизнеса к государству и сформировать необходимые условия для экономического восстановления и развития Украины после войны, в которой мы — государство, работодатели, работники — можем победить только вместе.

P.S. Принятый закон действует во время военного положения и утрачивает силу со дня его прекращения или отмены.