UA / RU
Поддержать ZN.ua

Из-под палки санкций парламент улучшил защиту авторских прав

Правила работы организаций коллективного управления авторским правом стали лучшими, но не совершенными.

Автор: Мария Коваль

Депутаты поддержали во втором чтении и в целом законопроект, устанавливающий правила работы организаций коллективного управления авторскими правами.

Функционирование организаций коллективного управления имущественными авторскими и смежными правами (ОКУ) регулируется в Украине с 1994 г. Законом Украины "Об авторском праве и смежных правах". При этом данный закон имеет ряд недостатков в отношении регулирования деятельности ОКУ: не определяет процедуру взаимодействия ОКУ с субъектами авторского права и смежных прав, не устанавливает порядок контроля над их деятельностью, не регулирует в достаточной степени процесс сбора и распределения выплаты вознаграждения владельцам авторских прав.

При этом еще в 2013г. Украина заняла первое место в "Специальном списке 301", присвоенное ей Офисом торгового представителя США, среди прочих по причине недостаточного законодательного регулирования деятельности организаций коллективного управления авторскими правами. Более того, указанным Офисом в апреле 2018г. было также приостановлено действие Генерализированной системы преференций для 155 видов украинских товаров по причине несовершенного управления в Украине авторскими и смежными правами. Несмотря на то, что за последние десять лет законопроектов в отношении регулирования деятельности ОКУ было немало, и ни один из них так и не был принят, после 26 апреля правительству все же пришлось в срочнейшем порядке разрабатывать, а Верховной Раде - принимать проект по данному вопросу.

Также, подписав Соглашение об ассоциации с ЕС, Украина взяла на себя ряд обязательств, включая также реформирование сферы интеллектуальной собственности, в частности, сферы коллективного управления авторскими правами. Соглашение предусматривает, что ОКУ должны достигать высокого уровня эффективности и прозрачности при выполнении своих задач.

На сегодняшний день в Украине функционируют, ни много ни мало, 19 организаций коллективного управления, из них - только одна государственная и 18 частных. По моему мнению, это слишком много для Украины.

Принятый Закон "Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского и смежных прав" предусматривает существование по одной ОКУ для каждой из сфер коллективного управления.

При этом документ является первым нормативным актом в Украине, детально регулирующим вопросы деятельности ОКУ, их регистрации и аккредитации, а также контроля их деятельности.

В соответствии с Законом Украины "Об авторском праве и смежных правах" организации коллективного управления были наделены таким своеобразным правом, как "резервирование на своем счету суммы невостребованного вознаграждения", которую по прошествии трех лет имели право использовать либо для последующих выплат правовладельцам, либо для других целей, предусмотренных их уставом. При этом какие-либо механизмы, предусматривающие порядок надлежащего уведомления субъектов авторского права и (или) смежных прав, а также сроки такого уведомления в законе отсутствовали. Более того, учитывая, что правовладельцам довольно сложно постоянно отслеживать, в какую именно организацию из 19 поступило вознаграждение, указанная норма закона была очень устаревшей и по факту нерабочей.

В связи с этим в принятом законопроекте предусматривается, что в целях обеспечения прозрачности своей деятельности организация обязана принять все необходимые меры для определения правовладельца и его местонахождения. При этом в случае, если организации не удастся идентифицировать и найти правовладельца(ев), она обязана будет обнародовать на своем веб-сайте информацию об объектах авторского и (или) смежных прав, собственники которых не найдены. Данное положение, безусловно, будет способствовать прозрачности деятельности ОКУ и значительно сократит возможности злоупотреблений с невостребованными суммами выплат.

Если же все-таки "невостребованные" суммы выплат появятся, они должны быть направлены на развитие украинской культуры. Аналогичная норма содержится практически во всех законодательных актах стран мира и является очень важной, поскольку позволяет эффективно для экономики государства использовать такие денежные средства.

Также устанавливается, что в случае наличия нераспределенных и невыплаченных средств организации будут обязаны указывать в своем ежегодном отчете причины, по которым такая ситуация возникла, а также средства и меры, осуществленные организациями для поиска и идентификации правовладельца.

Отдельно отметим ежегодные отчеты организаций: важным нововведением принятого закона является обязанность ОКУ постоянно отчитываться о своей деятельности и сообщать правовладельцам исключительных прав о том, каким образом используются их произведения. Организации обязаны теперь не только обнародовать (на своем веб-сайте) свой отчет каждый год, обеспечив свободный доступ к нему в течение пяти лет, но также направлять копию такого отчета в Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ). На сегодняшний день ни одна из существующих в Украине ОКУ таких отчетов не готовит и не обнародует.

Также устанавливается перечень обязательных сведений, которые должен содержать такой ежегодный отчет, среди прочего о доходах, в том числе и об их распределении и использовании. Данная норма полностью соответствует аналогичному положению Директивы Европейского парламента и Совета №2014/26/ЕC от
26 февраля 2014 г. "О коллективном управлении авторскими и смежными правами и мультитерриториальном лицензировании прав на музыкальные произведения с целью онлайн использования на внутреннем рынке"

На сегодняшний день механизм сбора роялти, а также размер их сумм, собираемых ОКУ, более чем непрозрачны. При этом собранные ОКУ суммы зачастую немалые. Более того, например, исполнители часто не получают роялти от таких организаций вообще.

Также говоря о прозрачности деятельности ОКУ, закрепляемой законодательно, на уровне закона предусматривается обязанность организации постоянно "быть на связи" с правовладельцами и пользователями. Эта норма не просто так появилась в законе: сегодня не со всеми организациями можно связаться, а некоторые даже не имеют офисов и веб-сайтов.

Положительным нововведением законопроекта является также то, что им предусматривается четкий государственный надзор (будет осуществлять МЭРТ) за деятельностью ОКУ. Насколько эффективным сможет быть такой надзор, пока неизвестно, но в любом случае надзор за деятельностью таких организаций бесспорно должен быть.

Нельзя, конечно, утверждать, что принятый законопроект сразу разрешит все накопленные за последние десятилетия проблемы в законодательном регулировании деятельности организаций коллективного управления, но очевидно, что первые шаги к большей степени прозрачности их деятельности все же сделаны. Эффективен ли будет закон на практике и исключит ли он возможность коррупционных действий ОКУ, покажет только время.