UA / RU
Поддержать ZN.ua

Грузовой трансграничный портал

Шаг к гиперлупу

Авторы: Николай Корпан, Владимир Палант

До российского вторжения в Украину 70% отечественных экспортных грузоперевозок осуществлялись по морю. Сейчас из-за блокирования портов первенство перешло железной дороге. По состоянию на 17 ноября 2022 года очередь груженых вагонов с зерном в направлении западных железнодорожных пограничных переходов достигла 7047 единиц, что более чем вдвое превышает показатель 10 октября с.г. — 3220 вагонов. Дошло до того, что Польша официально разрешила перевозить зерно в неспециализированных сосудах, хоть в цементовозах.

Читайте также: Польский политик предлагает ограничить экспорт продуктов питания из Украины: что стало причиной предложения

Дело не только в разной ширине колеи, что заставляет менять на границе колесные пары подвижного состава. Пробки на пропускных пунктах — результат долгой, сложной и трудоемкой процедуры пересечения границы. Только технический осмотр поезда занимает больше пяти часов, кроме того, существуют фитосанитарный, ветеринарный, приграничный, таможенный и прочие формы контроля.

Блокировка портов нарушила экспорт и других товаров: руды, металлопродукции, техники, а также стала препятствием разнородному импорту, не менее существенному для хозяйственной деятельности отечественных предприятий. Железная дорога, что называется, совсем не железная…

Для выхода из сложившейся ситуации необходим портал, свободный от проблем разноколейности, узких по пропускной способности мест, способный передавать разные виды грузов, обслуживать экспорт и импорт. Указанными свойствами обладает трансграничное грузовое сообщение ленточными конвейерами. Фантастика? Да нет, реальность.

По предварительным прикидкам, отправной условной точкой А на маршруте может стать, например, город Рава-Русская на Львовщине (Украина), точкой Б — польский город Томашув-Любельский, отстоящие друг от друга на 32 км. На фоне эксплуатируемых десятки лет конструкций длиной более 100 км нет технологических препятствий для реализации такой транспортной системы. Более того, крупная финская компания Metso Outotec’s solutions уже сегодня выразила готовность участвовать в осуществлении такого проекта и предоставить многоаспектную поддержку в выборе оптимального решения и его последующей реализации.

Metso Outotec

В арсенале мировых транспортных технологических фирм есть конструктивные решения, удовлетворяющие самым строгим требованиям, в том числе экологической чистоты, — С-образные верхние покрытия, снизу поддоны без просыпаний.

Для предотвращения рисков обстрелов и отключений энергии имеет смысл размещать приводные станции конвейерных установок на территории стран Европейского Союза. Вместе с тем, даже если будет прямое попадание боевых средств в конвейер, замена 10-метрового пролета линии, как можно судить по опыту фирмы, займет не более трех часов.

Еще одно достоинство конвейерного пункта пропуска грузов — автоматическое таможенное оформление грузопотоков с «плавающей таможенной декларацией», эффективное противодействие контрабанде, кстати.

Такое окно на границе будет востребованным и в мирное время. Внедрение нетривиальных транспортных «вставок», естественно, потребует соответствующего институционального обеспечения, создания транснациональных компаний-операторов. Но это же и пролог предложенной Илоном Маском высокоскоростной пневмотранспортной системы Hyperloop, и подпора в создании проходящего через Украину участка «Нового шелкового пути».

Обсуждение этого проекта состоялось в Институте экономики промышленности НАН Украины в 2022 году. А 21 ноября 2022-го на заседании «Нобелевского фонда устойчивого развития» (Nobel Sustainability Trust, NST) в Париже компания GreenCert представила проект European Logistics Operator по созданию трансграничного (Украина—страны ЕС) конвейерного перехода.

Читайте также: Даже в условиях войны одна из отраслей украинской экономики имеет шанс выйти на довоенные показатели

По расчетам международных экспертов, а они были привлечены уже на стадии разработки технико-экономического обоснования, необходимый объем инвестиций на прокладку конвейеров и минимально достаточную инфраструктуру хаба — 90 млн евро; срок реализации проекта — в пределах 530 дней. Понимаем, что войну хотелось бы выиграть быстрее, но будет ли победа означать невозможность следующих конфликтов? Да и не пригодится ли такая технология Украине, имеющей уникальное транзитное расположение, в новом поствоенном мире, когда многие существующие логистические маршруты будут разрушены новой политической повесткой.

Фонд NST был создан в швейцарском Цюрихе в 2007 году представителями семьи Альфреда Нобеля — Майклом, Петером, Эриком, Иоганном и Стефанией. Ежегодно фонд присуждает премии за разработку лучших проектов практической направленности. Первоначально премия была задумана как награда за исследования в области возобновляемой «зеленой» энергетики, но со временем устав был расширен на разработки как компаний, так и молодых ученых (стипендиатов) по обеспечению устойчивого развития человечества и сохранению окружающей среды.

По результатам первого этапа отборочного тура NST, проект European Logistics Operator вошел в пятерку отобранных из 67 конкурсных заявок. Что ж, поддержка со стороны NST, если проект окажется достоин премии фонда, послужит, скорее, ad honoris. Ведь дело стоит намного больше, но оно того стоит.