Слово "реформы" у многих украинцев вызывает аллергию. Ведь каждый новый президент, практически каждое новое правительство анонсируют их проведение. К примеру, Янукович вскоре после вступления на пост президента утвердил Программу экономических реформ на 2010–2014 гг. Хорошая была программа. Важнейший ее недостаток, как и большинства других программ, - то, что она осталась на бумаге.
Но не всегда реформы лишь декларировались, иногда они осуществлялись на практике. Так было, в частности, в конце 1990-х годов. Ситуация в Украине в то время была более сложной, чем сейчас. ВВП упал в два с половиной раза по сравнению с 1990 г. Большинство украинцев жили в нищете, пенсии и зарплаты бюджетникам выплачивались со значительными задержками. Одновременно происходило безудержное обогащение приближенных к власти лиц. В этих условиях был осуществлен комплекс радикальных реформ.
Была введена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для малого бизнеса. Десятки тысяч предпринимателей вышли из "тени" и стали платить в бюджет, а не "контролерам". Развитию малого бизнеса способствовало также принятие закона о лицензировании предпринимательской деятельности. Был установлен четкий порядок лицензирования, а количество предпринимателей, которым нужно было получать лицензии, сократилось в несколько раз. По инициативе Госкомпредпринимательства были введены журналы регистрации проверок. Это позволило сократить количество проверок предпринимателей, несколько ограничить аппетиты проверяющих.
Была снижена налоговая нагрузка. В частности, прекращено взимание сбора в Фонд Чернобыля. В то же время правительство В.Ющенко отменило более 250 решений о предоставлении льгот отдельным субъектам хозяйствования. В ходе аграрной реформы были ликвидированы государственные и коллективные сельхозпредприятия, а земля передана крестьянам. Одни из них увеличили приусадебные участки, но большинство сдали землю в аренду. Реформа дала значительный толчок развитию сельского хозяйства и АПК в целом.
Масштабные реформы были проведены в энергетике. Отмена необоснованных льгот, переход на оплату исключительно "живыми" деньгами вместо денежных суррогатов привели к тому, что, по данным А.Ослунда, объем ликвидированной ренты в энергетике составил примерно 13% официального ВВП. Значительная часть этих средств поступила в бюджет, что позволило вовремя выплачивать пенсии, а также зарплаты бюджетникам.
Реформы привели к снижению неоправданного государственного вмешательства в экономику, усилению конкуренции, выравниванию ее условий, ограничению доходов олигархов и повышению жизненного уровня большинства населения. За пять лет (1999–2004) реальная зарплата выросла почти вдвое.
Большинство реформ были проведены в 2000 г., хотя многие разрабатывались раньше. И не случайно, что уже в том году в стране после девятилетнего спада ВВП вырос на 6%, а промышленное производства - на 13. Конечно, важную роль сыграли меры, осуществлявшиеся ранее, - достижение макроэкономической стабилизации, приватизация большинства предприятий. Однако без реформ, о которых сказано выше, экономический рост мог бы вообще не начаться или начаться значительно позже. Ведь динамичный подъем украинской экономики был неожиданным для экспертов. В 1999 г. большинство наблюдателей разочаровались в Украине в связи с безнадежной коррумпированностью и стагнацией, отмечал А.Ослунд, поэтому быстрый рост был удивительным. Еще больше удивило экспертов то, что подъем продолжался восемь лет, и по темпам роста Украина была одним из мировых лидеров.
Распространена точка зрения, что важнейшей причиной динамичного роста была благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Однако это не так. Цены на зерно, сталь на мировых рынках были низкими, только в 2004 г. они превысили уровень середины 1990-х. В то же время за три года (1999–2002) количество малых предприятий выросло на 32%, а численность предпринимателей-физических лиц увеличилась почти в полтора раза. Опросы Госкомстата свидетельствуют: если в 1999 г. значительную конкуренцию со стороны других отечественных производителей испытывали 11% промышленных предприятий, то в 2003-м - 30%, а в 2006-м - 35%. Интенсивность внутренней конкуренции существенно повысилась и в других отраслях.
Важное значение имело наличие значительных неиспользуемых мощностей. Однако они существовали и в 1990-е. Лишь реформы, обеспечившие более благоприятную среду для предпринимательской деятельности, привели к тому, что значительная часть оборудования была расконсервирована.
При подъеме 2000-х можно выделить два этапа. Первые четыре года важнейшую роль играло улучшение условий предпринимательской деятельности в результате реформ. Правда, после 2001 г. системные реформы были прекращены. В частности, не получила продолжения аграрная реформа, рынок земли не создан до сих пор. Однако некоторые реформы проводились. В частности, были существенно снижены ставки налога на доходы физических лиц. Начиная с 2004 г. все более важную роль в качестве факторов экономического роста стали играть повышение цен на экспортируемое сырье и приток иностранного капитала, в значительной мере спекулятивного. В то же время усилились коррупция, рейдерство, были восстановлены некоторые старые схемы получения ренты, возникли новые. Чего стоила, к примеру, Тендерная палата. В результате условия предпринимательской деятельности ухудшились. Опросы Госкомстата свидетельствуют, что интенсивность внутренней конкуренции достигла максимума в 2006–2007 гг., затем существенно снизилась. Все эти факторы во многом определили глубину кризиса 2008–2009 гг. в Украине и вялый рост после него.
Ряд важных реформ проведен за последние пять лет. При этом заявлялось, что масштабы реформирования беспрецедентны в нашей истории. Но это не совсем так. Хотя реформы осуществлялись в сферах, в которых ранее они никогда не проводились, - в правоохранительной деятельности, медицине, однако экономические реформы конца 1990-х в целом были более радикальными. Другое не менее важное отличие - социальная направленность. Всегда важно понять, кто платит за банкет. 20 лет назад бюджет существенно пополнился в результате ограничения сверхприбылей олигархических групп. В то же время доходы большинства населения значительно выросли. Иначе было в последние годы.
И.Крючкова проанализировала изменения в распределении доходов между секторами экономики. Доля домашних хозяйств в валовом наличном доходе уменьшилась с 80,4% в 2013-м до 62,7% в 2016-м. Это стало прежде всего следствием повышения тарифов на коммунальные услуги. Произошло масштабное перераспределение доходов в пользу государственных и частных компаний, действующих в энергетике, водоснабжении и некоторых других отраслях. Латание бюджетных дыр происходило за счет пенсий, расходов на социальные нужды. При этом доходы олигархических групп затронуты не были, если не считать Курченко и некоторых других приближенных к Януковичу лиц.
Осуществлялись некоторые меры, направленные на развитие предпринимательства: снижение единого социального взноса, меры по дерегулированию, отмена некоторых необоснованных льгот. Но в то же время другие меры негативно влияли на предпринимательскую деятельность: ужесточение штрафных санкций и т.п. В результате хотя количество субъектов малого предпринимательства (малых предприятий и физических лиц-предпринимателей) в 2018 г. было на 7% больше, чем в 2013-м, численность занятых в них уменьшилась на 3%.
Проведенный анализ позволяет сделать некоторые выводы. Опыт успешных стран, а также наш собственный опыт убедительно свидетельствуют: динамичный экономический рост обеспечивают лишь радикальные, последовательные реформы, направленные на развитие конкуренции, создание более благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Комплекс таких реформ обеспечил быстрый рост отечественной экономики в 2000-х годах. В странах Центральной и Восточной Европы реформы были проведены намного раньше, чем у нас. Во многом поэтому, к примеру, ВВП Польши в расчете на душу населения почти в три раза больше, чем в Украине, хотя 30 лет назад они мало отличались. Но хорошо и то, что 20 лет назад у руководства страны все же была политическая воля проводить радикальные реформы, хотя ее хватило ненадолго.
Сейчас у нас вновь появилось окно возможностей. Украине необходима Национальная конкурентная политика - комплекс мер, направленных на ограничение монополизма и развитие конкуренции (подробнее см. "Украина: мегаиздержки монополизма", ZN.UA №39 от 19.10. 2019).
Спустя 20 лет Украина снова может удивить экспертов, обеспечив динамичный экономический рост. Для этого необходимы политическая воля руководства, четкая программа реформ и компетентные исполнители.