UA / RU
Поддержать ZN.ua

ГФС не реформируема. Это невозможно

Весной премьер-министр Арсений Яценюк дал новоназначенному главе Государственной фискальной службы Роману Насирову три месяца на реформирование ведомства, однозначно заявив, что времени на раскачку нет. И даже пальцем пригрозил: если не справится - примем соответствующие кадровые решения. Три месяца прошли, в ГФС тишь да гладь, даже сотрудники центрального офиса на Львовской площади не заметили каких-либо намеков на реформы, что уж говорить о регионах. При этом не была выполнена даже такая простая, казалось бы, задача, как назначение нового руководства ГФС на уровне областей и районов.

Автор: Юлия Самаева

Весной премьер-министр Арсений Яценюк дал новоназначенному главе Государственной фискальной службы Роману Насирову три месяца на реформирование ведомства, однозначно заявив, что времени на раскачку нет.

И даже пальцем пригрозил: если не справится - примем соответствующие кадровые решения. Три месяца прошли, в ГФС тишь да гладь, даже сотрудники центрального офиса на Львовской площади не заметили каких-либо намеков на реформы, что уж говорить о регионах. При этом не была выполнена даже такая простая, казалось бы, задача, как назначение нового руководства ГФС на уровне областей и районов.

Не поспоришь, никто не рассчитывал, что за 90 дней реально будет проведена реформа налоговой. Не особо надеялись и на увольнение Насирова, приход которого на должность сопровождался показушным открытым конкурсом, публичными собеседованиями и прочими трудозатратами, которые пришлось бы признать напрасными. Тем не менее были надежды, что изменения в работе фискальной службы хотя бы начнутся. Особенно с учетом того, что, в отличие от своего предшественника Билоуса, Насиров не озабочен реформой налогового законодательства и может 100% сил и ресурсов вложить в реформу самого ведомства. Может, но не будет.

90 дней растянулись на 500

Впрочем, в своих первых выступлениях Роман Насиров действительно говорил о реформе за 90 дней, а уже в начале июля достаточно уверенно заявил о том, что даже за год реформировать ГФС невозможно. Потом, естественно, был составлен план реформы, и как-то сразу она из блицкрига трансформировалась в вялотекущую бюрократическую работу.

На ближайшие даты были запланированы такие важнейшие мероприятия, как переподчинение ГФС Министерству финансов, согласование полномочий и сферы компетении службы, расширение количества заместителей главы ведомства с трех до пяти. Более или менее конструктивные пункты, например, пересмотр эффективности организации управления, умелой чиновничьей рукой были перенесены "на потом", где-то и на середину уже 2016 г. О том, что нереорганизованная фискальная служба и ее привычные методы работы реально загубят любую налоговую реформу, писалось неоднократно. Однако ожидать, что воплощать замыслы Минфина в жизнь будет уже реформированная структура, не стоит.

Окончательным издевательством выглядит пункт о создании программы реформирования системы налоговых жалоб, выполнить который предполагают до 30 июня 2016-го (!). Год и не меньше выделили себе фискалы только для создания программы реформы, страшно предположить, сколько им потребуется для ее внедрения.

"Никаких изменений я лично не заметил. Вот как работала налоговая год назад, с теми же подходами, с тем же уровнем сервисов, с теми же неквалифицированными кадрами, так и работает, - рассказал ZN.UA Леонид Рубаненко, президент Союза налоговых консультантов. - И бизнес, с которым мы общаемся, никаких изменений не заметил, да и не надеется особо. Чтобы были изменения, нужно же хоть что-то делать, а ничего пока не происходит. Ходят слухи, что увеличат количество офисов крупных плательщиков, пока это все, что нам известно о реформе налоговой".

Ожидаемое сокращение штата, о котором говорил еще предшественник Насирова Билоус, тоже отложено в долгий ящик. Подумаешь, в структуре работают 54 тыс. человек, из которых 3 тыс. - это руководящий состав. Наоборот, вместо сокращения в ГФС появятся новые структурные единицы - исполнительный комитет с собственным секретариатом, специальное подразделение по управлению структурными изменениями, координатор ведомственных реформ, консультативный совет для оказания поддержки в проведении реформирования ГФС. При этом фискалы не перестают говорить о нищенском (и это правда) уровне зарплат, без повышения которых рассчитывать на принципиальность и беспристрастность рядовых сотрудников невозможно. Вот только идея о том, чтобы повысить заработные платы оставшимся сотрудникам за счет сокращения штата и высвобождения дополнительного финансового ресурса, почила с миром. Нет, в публичных выступлениях Насиров иногда говорит и о сокращениях, и о возможном повышении зарплат, только документально эти, как, впрочем, и многие другие его слова, не подтверждаются.

По всей видимости, платить толпам консультантов, советников и секретарей, сопровождающих реформу, снова будут налогоплательщики. При этом далеко не всегда в плане есть четкие критерии отбора тех самых координаторов реформ и ни слова об открытых конкурсах на эти должности. Что, конечно, не дает никаких гарантий того, что назначенный сверху человек не будет выполнять данные сверху же поручения, скорее, наоборот.

Омбудсменами кашу не испортить

Первая ласточка таких реформаторских назначений уже есть - фискальный бизнес-омбудсмен, которым назначили Тараса Качку, в прошлом вице-президента Американской торговой палаты (той самой, которая входит во все рабочие группы всех правительственных проектов). Теперь главное не путать Тараса Качку с Альгидасом Шеметой, который является просто бизнес-омбудсменом, не фискальным. Любопытно, что согласно отчету совета бизнес-омбудсмена Шеметы, опубликованному в июне с.г., наибольшее количество жалоб, с которыми обращаются к нему предприниматели, касается именно работы налоговой. Зачем в таком случае нам еще один омбудсмен? Тем более что функции фискального защитника интересов бизнеса дублируют функции не только Шеметы, но и давно существующего и реально работающего общественного совета при ГФС.

"Разница лишь в том, что омбудсмена назначили приказом главы ГФС, без какого-либо конкурса, обсуждений, рекомендаций бизнеса. И решения он будет принимать единолично, а не коллегиально, как общественный совет, - объяснил ZN.UA тонкости глава общественного совета при ГФС Дмитрий Алексеенко. - Как минимум должны настораживать три факта о новоназначенном омбудсмене: он был в группе, которая занималась расследованием деятельности Билоуса, он же был в группе, которая занималась отбором Насирова на пост главы ГФС, а главное, работает он на общественных началах, а значит, на него не распространяется антикоррупционное законодательство". Господин Алексеенко уверен, что Тарас Качка, учитывая его послужной список, в работе будет ориентирован на крупный бизнес. Но, судя по активному участию Т.Качки в последнем брифинге замминистра финансов Елены Макеевой, где он без преувеличения выступал адвокатом дьявола, он вообще на бизнес не ориентируется. Соответственно, ожидать от этого назначения революций не стоит. Во всяком случае, в отличие от новоиспеченного омбудсмена, общественный совет на своем заседании 17 сентября все-таки планирует спросить у руководства фискальной службы, где же собственно долгожданные реформы?

Пыталась найти перемены в работе фискалов и специальная межведомственная комиссия, проверявшая ГФС весь последний месяц. В рабочую группу вошли специалисты администрации президента, Министерства финансов, Министерства экономического развития, силовых ведомств и даже отдела финансовой безопасности Национального института стратегических исследований.

Комиссия проверяла интереснейшие и, наверное, никогда ранее не изучаемые стороны работы фискальной службы. Например, оценивалось влияние нормативных инициатив ГФС на состояние экономики в целом и ее отдельных отраслей, на достоверность и полноту прогнозирования налогов и сборов, наличие утвержденных методологических основ определения прогнозируемых показателей поступлений, а также влияние макроэкономических показателей и изменений законодательства на поступление налогов, соответствие поступлений налогов тенденциям экономического развития.

Выводы и рекомендации членов комиссии сейчас на финальной стадии подготовки. По заверениям участников рабочей группы, они будут учтены в процессе осуществления будущей налоговой реформы и реорганизации Государственной фискальной службы. Правда, налоговая реформа уже якобы готова и будет представлена Министерством финансов на Национальном совете реформ 3 сентября, а реформа налоговой службы едва ли состоится. Но будем надеяться, что итоги проведенной работы хотя бы будут преданы огласке, и их не постигнет участь результатов внутреннего расследования, проводимого в ГФС в начале этого года.

Как поссорились Константин Игоревич и Роман Михайлович

Никакие проверки никаких комиссий не помешали настораживающим процессам, происходящим в самой ГФС. В июне советником Насирова на общественных(!) началах стал Геннадий Романенко. Во времена президентства Виктора Януковича он возглавлял Киевскую межрегиональную таможню. Будучи кумом объявленного в розыск Игоря Калетника, во времена Януковича возглавлявшего все таможенное ведомство, он без обиняков начал "протаскивать" на руководящие должности в областные таможни нужных людей. В частности, на должность и.о. начальника Волынской таможни зашел Дмитрий Якобчук, который в 2012–2013 гг. работал заместителем руководителя таможенного поста Ягодин, одного из ключевых в системе. Кстати, параллельно с Якобчуком на эту же должность рассматривали Романа Микитюка, также человека Калетника, который в разное время был начальником Львовской, Ровненской и Винницкой таможен. То есть выбирали из двух зол. Выбрали, кстати, меньшее. Но далее начали происходить события, явно демонстрирующие, что уж кому-кому, а ГФС точно не до реформ.

8 июля Константин Ликарчук, нынешний глава таможни "не из системы", на встрече президента с главами обладминистраций в Одессе открыто пожаловался гаранту, что ему не дают расчищать кадры, и "реинкарнация Калетника" уже началась. Не прошло и двух недель, как начальник Черновицкой таможни Николай Салагор пожаловался СМИ, что Ликарчук буквально заставил его написать заявление об увольнении, причем аудиенция состоялась не где-нибудь, а на террасе столичного ресторана "Феллини". Спас якобы лично Насиров, не давший ход "ресторанному" увольнению.

После того, как история получила огласку, последовало несколько интервью Ликарчука в прессе, правда, там он не выглядел уже таким убежденным борцом за правду, путался в показаниях, все валил на других и снова отмечал, что кадровые вопросы он решать не может, вот люди Калетника и наступают.

12 августа Ликарчук направился в Ровно на Таможенный форум и попал там в ДТП. Все остались живы-здоровы, правда, Роман Насиров инициировал служебное расследование того факта, что Ликарчук отбыл на форум без разрешения руководства, и даже поставил вопрос об увольнении чиновника. За поездку в Ровно. На Таможенный форум. Когда до Насирова наконец-то дошла вся комичность происходящего, он решил эту историю с увольнением замять и начал банально урезать полномочия Ликарчука. Тот снова начал публично обижаться.

И где-то на фоне ГПУ проверяла Центр оценивания качества образования по подозрению в подтасовке результатов внешнего тестирования выпускников, директором которого является отец Константина Ликарчука. Впрочем, этот процесс, возможно, и не связан с "терками" в ГФС. Но факты такой активной кулуарной возни внутри фискальной службы сами по себе многозначительны. ZN.UA уже высказывало предположения, что господин Насиров был назначен на нынешнюю должность как исправный исполнитель задач высшего руководства (речь отнюдь не о реформировании службы), а предельно далекий от таможенной кухни Ликарчук - как ширма, за которой можно будет спокойно выстраивать схемы. И, как видим, Ликарчук не справляется со своей ролью, в отличие от Насирова.

***

Один из экспертов, входящий в состав упомянутой межведомственной комиссии, анализировавшей работу ГФС, очень коротко резюмировал проделанную ими работу: "ГФС не реформируема. Это невозможно". Именно поэтому все эти затягивания изменений на год-полтора - это не более чем бюрократическая хитрость, которой прикрывают отсутствие какой-либо деятельности. С учетом того, с какой скоростью в Украине меняются руководители ключевых ведомств, любой процесс, требующий года для реализации, обречен на провал, ибо за этот год в кресло руководителя может сесть другой человек и начать все с чистого листа. А может и не сесть, и тогда эти вялотекущие, но далеко идущие планы по реформированию обеспечат Насирову еще полтора года спокойной работы, правда, вряд ли на благо Родины. Страшно подумать, что случится за эти полтора года, если учесть все сейчас происходящее в налоговой и абсолютное безразличие остальной вертикали власти к этим процессам.