Украина постепенно входит в зону турбулентности, в которой рисков для экономики и госбюджета будет, как минимум, под завязку. Обречен ли «госсамолет» на жесткую посадку? Не факт. Правда, в случае адекватного пилотирования и успешной детенизации. В частности, при прохождении таможенных процедур.
Статистика и прогнозы
Согласно данным официальной статистики, во втором квартале текущего года украинская экономика даже значительно оживилась. Госстат зафиксировал рост ВВП в апреле-июне на 3% (в январе-марте - на 1,9%). По итогам первого полугодия в целом рост составил 2,5%. Принимая во внимание заложенный в бюджете прогноз 3,9%, этого маловато. Но, учитывая постепенное охлаждение мировой экономики, снижение спроса на продукцию украинских экспортеров, могло быть и хуже…
В наибольшей степени здесь настораживают две составляющие. Первая - это снижение в июне промышленного производства на 2,5% по сравнению с маем и на 1,4% - с июнем-2011. По итогам шести месяцев рост промпроизводства замедлился до 0,4% (в январе-мае - 0,7%). Второй фактор для предостережения - сокращение урожая. Некоторые эксперты не исключают, что в нынешнем году аграриям не удастся преодолеть даже планку в 40 млн. тонн урожая зерновых (в прошлом году собрали 56,7 млн. тонн). Впрочем, как ожидают в Минагропроде, будет собрано 45,3 млн. тонн зерна, при этом его экспорт в 2012- 2013-м маркетинговом году даже увеличится на 5-15% (до 21-23 млн. тонн).
Прогнозы прогнозами, но именно от того, чем по факту закончится битва этого года за урожай, будет зависеть, смогут ли крестьяне хотя бы частично сбалансировать ухудшение внешней конъюнктуры для экспортеров-промышленников, экономика - сохранить положительную динамику, платежное сальдо - приемлемый баланс, а бюджет - необходимые поступления.
Официальные данные о бюджете за июль Минфин еще не сделал достоянием гласности. По итогам же первого полугодия в госбюджет поступило на 16,9% больше доходов, чем за аналогичный период 2011-го. Правда, весьма тревожно выглядят следующие данные: на начало августа остатки на едином казначейском счету уменьшились до 3,64 млрд. грн. (в этом году меньше было только в январе).
Что же касается ключевых наполнителей бюджета, то налоговая служба перечислила за семь месяцев в сводный бюджет 161,1 млрд. грн., превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 13,3 млрд. грн. Гостаможслужба (пока есть данные только за первое полугодие) перечислила в госказну 60,9 млрд. грн., что на 25,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Показатель, как говорят, «более чем», однако именно поэтому очевидны и угрозы замедления этой динамики в случае значительного ухудшения внешнеэкономической динамики.
Что касается прогнозов на будущее, то они, как всегда, существенно разнятся.
Так, по мнению Игоря Уманского, исполнявшего обязанности министра финансов в правительстве Юлии Тимошенко, даже при отсутствии жестких шоков в Европе украинская экономика из-за высокой зависимости от международной конъюнктуры замедлит рост до 1% по итогам года. Как следствие, бюджет может недополучить минимум 25-30 млрд. грн. «Будут проблемы с поступлениями и по налогу на прибыль, и по НДС, - прогнозирует эксперт. - Вместе с тем, чтобы сохранить лицо, правительство может прибегнуть к различным манипуляциям, «нарисовав» нужный результат. Но факт останется фактом - денег не будет хватать».
При этом директор Института экономики и прогнозирования Валерий Геец настроен менее пессимистично. Он обращает внимание на то, что бюджет может быть поддержан ожидаемым ускорением инфляции (не исключено, что до 5-7%). А это, в конце концов, обложит инфляционным налогом экономику и автоматически увеличит доходы госказны. «В своеобразной ситуации оказываются, в частности, аграрии (и, соответственно, бюджет. - В.П.). Так, с одной стороны, валовой сбор урожая сокращается, но с другой - рост цен может это компенсировать. Нужно учитывать то, что внутренние цены будут подогреваться внешними факторами», - отмечает академик. Напомним, стоимость сентябрьского фьючерса на причерноморскую пшеницу за последние два месяца на Чикагской бирже выросла на треть - до 310 долл. за тонну.
Пока что вероятное ускорение роста цен вряд ли нужно рассматривать как серьезную угрозу (если не наоборот). В июле Госстат зафиксировал сокращение индекса потребительских цен на 0,2 процентного пункта. Что с учетом двух предыдущих дефляционных месяцев привело к дефляции за январь-июль и в годовом измерении на 0,1 п.п.
Впрочем, учитывая не слишком впечатляющие и неустойчивые показатели роста официального ВВП, на этот резерв дальнейшего роста бюджетных доходов особенно рассчитывать не следует. Наиболее значительный ресурс, как известно, скрывается в так называемом неформальном секторе отечественной экономики, оценки объемов которого чаще всего колеблются от 30 до 50-60% официального ВВП.
Но как сделать, чтобы борьба с «тенью» не превратилась лишь в дальнейшее усиление фискального давления на добросовестных предпринимателей, не затрагивая действительно полу- и нелегальных дельцов?
Таможенный кодекс и таможенная стоимость: хотели, как лучше, а получилось?..
В распоряжении ZN.UA оказалась копия письма Гостаможслужбы в Минэкономики, направленного для исполнения поручения премьера Н.Азарова о проработке научно-аналитической записки «Состояние и оценка возможных рисков развития экономики Украины в 2012 году», подготовленной для правительства Институтом экономики и прогнозирования НАН Украины.
В ГТСУ в частности отмечают, что либерализация таможенного режима в Украине, предусмотренная новой редакцией Таможенного кодекса, создала благоприятные возможности для занижения импортерами таможенной стоимости товаров. «Из-за либерализации Таможенным кодексом процедур контроля таможенной стоимости потери бюджета с 1 июня составили свыше 1,7 млрд. грн., в том числе на 220 млн. грн. уменьшились дополнительные поступления за счет корректирования таможенной стоимости в июне по сравнению с маем», - указано в документе.
В письме указывается, что с 1 июня фактурная стоимость товаров (счет-фактура - документ, который продавец предоставляет покупателю и в котором указан перечень товаров, количество, цена. - В.П.) уменьшилась почти на 20%, что дает основания утверждать о подаче декларантами неправдивых сведений о стоимости товаров: «По результатам анализа установлено, что в июне 2012 года по сравнению с маем 2012 года средний уровень таможенной стоимости товаров уменьшился на 17,7% (с 1,24 до 1,02 долл. США за кг)». По данным ГТСУ, негативная тенденция резкого падения уровня таможенной стоимости продолжилась и в июле. По сравнению с маем текущего года средний уровень таможенной стоимости товаров уменьшился на 25% (с 1,24 до 0,93 долл. США за кг).
Таможенники жалуются, что «фактически утратили право корректирования таможенной стоимости при наличии обоснованных оснований. В условиях нового Таможенного кодекса контроль правильности определения таможенной стоимости сведен к проверке расчета, осуществленного декларантом, то есть проверке правильности арифметических действий прибавления составляющих таможенной стоимости к цене товаров». Поэтому ГТСУ предлагает внести изменения в Таможенный кодекс и расширить право корректировать таможенную стоимость.
На первый взгляд, такие заявления Гостаможслужбы выглядят довольно странными на фоне их же статистики, что в июне таможенные платежи в бюджет выросли на 32% по сравнению с аналогичным периодом 2011-го. Тем более что за январь-май показатель роста был меньше - 24% (и именно благодаря июньскому скачку по итогам первого полугодия удалось выйти на отметку 25,5%).
По логике вещей, снижение среднего уровня таможенной стоимости должно было бы привести к недополучению налоговых платежей. Тем более что, по данным НБУ, в июне-2012 объем импорта товаров в денежном выражении был почти таким же, как в июне-2011. Годовые же темпы роста, в частности, неэнергетического импорта замедлились до 5% по сравнению с 26,2% в мае.
Директор экономического департамента УСПП Юлия Дроговоз не исключает, что некоторые предприниматели могли воспользоваться более либеральным режимом таможенного оформления в своих интересах. «Такие факты могут иметь место, но насколько это явление массовое, сложно судить», - добавляет специалист.
Валерий Геец также не исключает такой возможности. Вместе с тем ученый обращает внимание на то, что сегодня существуют объективные предпосылки для снижения таможенной стоимости импорта. «Из-за ухудшения экономической ситуации в мире потребительский спрос уменьшается. Чтобы найти рынки сбыта, импортеры вынуждены снижать цены, ведь иногда лучше продать свою продукцию даже с убытком, чем не продать ее вообще», - отмечает эксперт. Таким образом, это и могло привести к тому, что в денежном эквиваленте импорт в июне не слишком увеличился, вместо этого могли вырасти его физические объемы.
Со слов же Игоря Уманского следует, что увеличение таможенных поступлений могло стать результатом структурных изменений - замещение товаров с более низкой налоговой нагрузкой товарами с более высокой налоговой нагрузкой. Отметим, что по данным Минфина, в июне объем поступлений в бюджет от акцизного налога со ввезенных в Украину подакцизных товаров вырос на 28,6% на фоне мая, по сравнению же с июнем-2011 - на 63,4%, до почти 0,9 млрд. грн.
При этом член парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Василий Горбаль склоняется к тому, что роста таможенных платежей на фоне относительно стабильной налогооблагаемой базы можно было достичь за счет более адекватной оценки таможенной стоимости. «Очевидно, что одни и те же товары стали корректнее классифицироваться. То есть рост таможенных платежей - это результат детенизации импорта», - считает парламентарий.
Ранее эксперт Совета предпринимателей при КМУ Игорь Соколов отмечал, что наблюдается занижение таможенной стоимости даже среди «белых» предпринимателей. Причем это касается, в частности (прежде всего?), тех субъектов, которые работают с китайскими товарами. Так, по словам специалиста, китайские производители готовы предоставлять какую угодно калькуляцию себестоимости китайских товаров своим контрагентам - структурам, занимающимся импортом в Украину, способствуя тем самым занижению последними таможенной стоимости. «Предоставляется какая угодно калькуляция, вплоть до того, что «сами составляйте калькуляцию, а мы подпишем». Их эти вопросы не беспокоят», - говорит эксперт.
Представители ГТСУ официально подтверждали эту информацию. «Мы понимаем, о чем идет речь. Мы ведем активную дискуссию с представителями дипломатического корпуса Китая», - комментировал начальник управления администрирования таможенных платежей Таможенной службы Виталий Зварич.
В посольстве КНР в неофициальных комментариях для ZN.UA отметили, что такие факты теоретически могут иметь место, но призывают не переоценивать их масштабы. По словам нашего собеседника, особо доверительных отношений между большинством украинских и китайских предпринимателей нет. Украинцы в Китай ездят редко, общаются с китайскими партнерами преимущественно через Интернет. Поэтому китайцы часто опасаются, что украинский контрагент с ними не рассчитается.
«Из-за отсутствия доверительных отношений говорить о готовности китайских предпринимателей содействовать едва ли не каждому партнеру в занижении себестоимости является преувеличением. Нужно учитывать, что в Китае власть внимательно следит за экспортными операциями, поэтому возможностей для того, чтобы «рисовать с потолка» параметры себестоимости как минимум немного. И главное, что надо учитывать, - это объективную дешевизну китайских товаров. Причем далеко не всегда низкая цена - обязательный симптом невысокого качества», - подчеркнул он.
Говоря же о количестве жалоб предпринимателей на работу украинских таможенников в вопросе определения таможенной стоимости (собственно, о претензиях относительно стремления ее увеличить), собеседник ZN.UA констатировал, что жалоб после вступления в действие нового Таможенного кодекса стало меньше. «Возможно, это благодаря тому, что посольство вело дискуссию на высшем уровне с Гостаможслужбой. Возможно, благодаря еще каким-то факторам», - констатирует сотрудник китайского посольства.
Подобные сигналы «присылали» в медиа и представители других посольств (в т.ч. Польши, Франции). Они отмечали, что количество жалоб предпринимателей на оценку таможенной стоимости украинскими таможенниками в последнее время уменьшилось, а ГТСУ готова в диалоге улаживать противоречивые моменты.
По словам же главы «Ассоциации экспортеров и импортеров - ВЭД» Сергея Свистиля, новый Таможенный кодекс расширил возможности импортеров по защите своих прав, в т.ч. относительно отстаивания задекларированной таможенной стоимости. «Кто хочет отстоять свою позицию, такую возможность имеет. Но это при условии, что импортер работает прозрачно, действуют прямые контракты и нет откровенной попытки оптимизировать налоговые платежи, скажем, через офшоры», - отмечает С.Свистиль.
А говоря о снижении среднего уровня таможенной стоимости товаров, на которое жалуются таможенники, эксперт констатирует, что здесь может иметь место приведение таможенной стоимости в большее соответствие с реальным состоянием дел. «До вступления Таможенного кодекса в действие порой предпринимались попытки завысить таможенную стоимость, о чем сообщалось и в СМИ», - напоминает специалист.
Вместе с тем представитель аудиторской компании из так называемой большой четверки анонимно сообщил ZN.UA, что приведенные таможенниками данные о снижении среднего уровня таможенной стоимости товаров могут не в полной мере отвечать тому, что происходит на практике. «Возможно, таможенники пытаются таким своеобразным образом обосновать необходимость усиления полномочий», - не исключает наш собеседник.
А вот Юлия Дроговоз обращает внимание на то, что вопрос определения таможенной стоимости стоит в каждой стране, поэтому нет ничего странного в активной ломке копий вокруг него. Ведь фактически у каждой из сторон таможенного взаимодействия свои естественные интересы. У бизнеса - оптимизировать расходы и повысить конкурентоспособность своей продукции на рынке. У госслужащих (таможенников) - наполнить госказну. В этом контексте вопрос таможенной стоимости еще нуждается в доработке не только на законодательном уровне, но и в части практической реализации законодательных норм.
Как же все-таки сделать процесс определения таможенной стоимости максимально корректным и взаимоприемлемым и для предпринимателей, и для таможенников? Очевидно, что ключевой рецепт заключается в поиске путей уменьшения субъективизма, причем как с одной, так и с другой стороны. Дальнейший переход на электронное декларирование и минимизация, в частности, непосредственных контактов снизят возможность для одних «брать», для других - «давать».
Очевидно, что еще одним рецептом может быть и усиление информационного обмена с таможнями других государств. Компетентные наблюдатели уже неоднократно обращали внимание на довольно показательные данные. Так, в 2008 году таможенная стоимость импорта товаров из стран Евросоюза составляла, по данным отечественной статистики, 28,7 млрд. долл. Тогда как по данным европейского агентства Eurosat, экспорт в Украину составил 37,2 млрд. долл. (разница - почти 30% отечественного показателя).
С тех пор ситуация якобы улучшилась, но пока лишь частично. Согласно последним обнародованным данным Евростата, за первую половину 2011 года из ЕС в Украину были экспортированы товары на 9,6 млрд. евро (по тогдашнему курсу НБУ это около 110 млрд. грн.). Тогда как, по данным украинского Госстата, за указанный период импорт товаров из ЕС в Украину составил 11,3 млрд. долл., или около 90 млрд. грн. Разница - приблизительно 20 млрд. грн. (22%) потенциальной базы для налогообложения.
Вытащить ее из тени можно было бы, скажем, обязав субъектов внешнеэкономической деятельности подавать вместе с импортной и официально заверенную экспортную декларацию из страны происхождения товара. Писанины и бюрократии это, конечно, добавило бы. Однако и ресурсов в госказну, значительно уменьшив субъективизм в оценках, - тоже. Кстати, соответствующие предложения озвучивались около десяти лет назад - еще при президентстве Л.Кучмы. Якобы еще в 2003 году даже был подготовлен соответствующий президентский указ. Но, как говорится, не сложилось.
Льготные и тарифные резервы
Кроме повышения корректности определения таможенной стоимости, сегодня существует еще несколько способов наращивания таможенных платежей в бюджет. Так, в упомянутом письме в Минэкономики ГТСУ пишет о необходимости оптимизации и сокращения налоговых льгот. «Только за первое полугодие 2012 года сумма освобождений по таможенным платежам согласно льготам, предоставленным законодательством, составляла 19,7 млрд. грн., или 25% от общей суммы начисленных платежей», - сказано в документе.
Таможенники предлагают пересмотреть льготы, в частности, по лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения; энергосберегающим товарам; воздушным судам, ввозимым по договорам оперативного лизинга; имуществу, которое ввозится в Украину как иностранные инвестиции. Напомним, весной ZN.UA сообщало, что Кабмин рассматривает вопрос об отмене льгот на импорт ряда товаров. Однако дело не было доведено до конца. Наверное, понятно, почему. Ведь на льготах завязаны многие коммерческие интересы (в т.ч. власть имущих). Кроме того, многим предприятиям они объективно необходимы для повышения конкурентоспособности, реализации программ энергосбережения. А часть льгот носит откровенно социальную направленность, и в случае отмены это приведет к росту цен на импортные товары и к соответствующим социальным последствиям.
В этом контексте весьма показательной может быть нулевая ставка НДС на импорт газа «Нафтогазом» (кстати, таможенники об этом в своей записке не упоминают). Как известно, она установлена отдельным законом и действует до конца текущего года. Ее отмена принесла бы много средств в госбюджет. Вместе с тем это обострило бы вопрос необходимости поднять тарифы на газ и конкурентоспособности отечественных химических предприятий. Кстати, на днях Одесский припортовый завод снова пожаловался, что стоимость газа для промышленных потребителей в Украине существенно превышает аналогичные показатели в развитых странах мира.
Решится ли правительство на пересмотр таможенных льгот и ограничений, скажем, откровенно лоббистских из них - большой вопрос. С другой стороны, предвыборное напряжение с бюджетом может к этому подтолкнуть…
Теоретически существует возможность нарастить таможенные платежи также с помощью повышения пошлин до максимально возможных согласно стандартам ВТО. Верховная Рада уже приняла в первом чтении законопроект о росте пошлин по почти 500 товарным позициям. Это может обеспечить дополнительные ежегодные поступления в бюджет на уровне 2 млрд. грн. Как сообщил в комментариях ZN.UA В.Горбаль (один из авторов законопроекта), ко второму чтению в документ после консультаций с отраслевыми объединениями могут быть внесены определенные изменения. При этом парламентарий отмечает, что не видит оснований для непринятия закона в целом уже в сентябре.