UA / RU
Поддержать ZN.ua

Деолигархизация и демонополизация все. Расходимся

Антимонопольная монополия Банковой.

Автор: Юлия Самаева

Да, мы хотели ограничений для монополий и олигархических групп. Да, мы годами писали, что без усиления состоятельности Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) это невозможно. Нет, мы не рассчитывали на чудо, даже когда Банковая начала долгожданную реформу работы АМКУ. Но признаю, такого треша мы все же не ожидали. Кажется, рынок преступных идей сейчас единственный высококонкурентный рынок в государстве.

Несмотря на хайповость решений Совета национальной безопасности и обороны Украины, реальный рычаг влияния на монополистов и олигархический бизнес — это АМКУ. Именно у этого органа есть и полномочия, и инструментарий для обеспечения конкурентных условий ведения бизнеса. И для начала вспомним, какой должна быть нормальная реформа АМКУ, чтобы демонополизация и деолигархизация состоялись. Составляющих в ней немного:

— операционная и финансовая независимость АМКУ;

— прозрачная и защищенная от политического вмешательства процедура назначения и увольнения руководства органа;

— усиление взаимодействия АМКУ с другими правоохранительными органами;

— предоставление решениям АМКУ статуса правоприменимых исполнительных документов, что по крайней мере вдвое сократит сроки судебной тяжбы АМКУ с нарушителями.

Все эти пункты описаны и закреплены Меморандумом о сотрудничестве Украины и МВФ. И хотя это сотрудничество, скорее всего, уже в прошлом, меморандум до сих пор является указателем для одних и оправданием для других.

Видно, что авторы законопроекта №5431, который должен реформировать АМКУ, меморандум тоже читали, но при переводе на украинский коррупционный разговорный содержание составляющих реформы изменилось коренным образом.

Зарплаты реально подняли, и согласно проекту ведущий специалист будет получать немногим более 30 тыс. грн в месяц, начальник департамента — 47,5 тыс., а глава комитета — все 71 тыс. грн (из расчета прожиточного минимума на 1 января 2021-го). Но если для рядовых сотрудников повышение зарплаты на этом заканчивается, то для главы и госуполномоченных нет. Потому что вдобавок к семидесяти тысячам должностного оклада руководитель ведомства получит еще 70 тыс. грн надбавки за интенсивность работы, надбавку за выслугу лет (+3% за каждый год общего стажа), материальную помощь на оздоровление и решение социально-бытовых вопросов (каждая в размере ежемесячной зарплаты), а главное — премию «за личный вклад в общие результаты», объем которой не ограничен вообще ничем. Казалось бы, вот он — старт финансовой независимости. Однако же гарантированной оплатой будет лишь ставка в 70 тыс. грн, остальные 90–100 тыс. грн надбавок и неограниченную премию будут выплачивать лишь по согласованию с министром Кабинета министров. Вот и финиш финансовой независимости.

Годами мы плачемся, что пока ставки у наших госслужащих существенно меньше, чем премии и надбавки, они находятся в абсолютной зависимости от тех, кто эти премии и надбавки назначает и согласовывает. Что не будет работник принципиальным и непредвзятым, если руководитель одним взмахом пера может лишить его двух третей заработка. И вот имеем: теперь вся работа АМКУ зависит от министра Кабмина. Вспомните его фамилию?

Требование о прозрачности назначения и защите от политического вмешательства при этом реформаторы вообще проигнорировали. Неудивительно, ведь законопроект писали «слуги народа», а нынешний состав АМКУ пропрезидентский на 100%, и при его формировании не было даже намека на прозрачность или непредвзятость. Это боль, что экономическую прокуратуру государства возглавляет криворожская соседка Елены Зеленской. И если бы действующая власть устраивала парад некомпетентности, пани Пищанская однозначно замыкала бы шествие. Впрочем, несмотря на то, что ее лояльность к президенту почти стопроцентная, если олигархи не смогут решить вопрос в ОП, они легко договорятся через министра Кабмина. Уже загуглили его фамилию?

При этом обновленный АМКУ оставляет за собой право не реагировать на заявления о нарушении, если они противоречат установленным АМКУ же приоритетам деятельности. Бывшая госуполномоченная Агия Загребельская очень метко объяснила эту норму:

«— Алло, полиция, нас грабят!

— Извините, мы не примем ваше обращение. У нас сейчас в приоритетах не ограбления, а изнасилования...».

Это не художественное преувеличение, в статью 36 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» действительно добавили пункт 3, который дает АМКУ право не начинать рассмотрение дел, если «указанные в заявлении признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции не отвечают установленным АМКУ приоритетам его деятельности». И как вы правильно догадались, нет никакого четкого определения, что же это за приоритеты, кто их устанавливает, исходя из чего и на какой срок. Если раньше, чтобы замять дело, надо было потратить много времени на манипуляции, административное давление, перебрасывание дел от одних госуполномоченных на других, и в конце концов все равно жалобщик мог через суд добиться от АМКУ рассмотрения заявления, то теперь вам просто откажут и все.

А чтобы жизнь не казалась сказкой тем, чьи жалобы все же попадут на рассмотрение, размер возмещения причиненного нарушителем вреда уменьшается законопроектом вдвое по сравнению с текущей редакцией закона.

И вроде бы этого было мало, реформаторы вводят процедуру урегулирования, которая позволит еще и снижать нарушителю штраф. Применять ее предлагают после направления нарушителю предварительных заключений в деле. То есть на этапе, когда всю доказательную базу уже собрали, и АМКУ потратил значительный ресурс на проведение расследования. Зачем же уже тогда «скидка»? Что выигрывает государство? Просто дает руководству АМКУ возможность договориться с фигурантами расследований? Да еще и размывает ответственность за это между АМКУ и судами, ведь именно последние будут утверждать соглашения об урегулировании.

А чтобы АМКУ было удобнее собирать доказательную базу для дальнейших «урегулирований», его наделяют полномочиями, более широкими, чем у следователя или прокурора, вплоть до обыска частных помещений в ночное время и при отсутствии хозяев.

Знаете, почему взаимодействие с правоохранительными органами, которые помогали бы АМКУ проводить следствие, реформаторам не подошло? Потому что АМКУ не нужны в их расследованиях лишние уши, глаза и карманы. Они и сами справятся. Люди, которые еще несколько лет назад определяли, совпадает ли состав шампуня с изображенными на его флаконе цветами, готовы проводить обыски, изымать документы, технику, вызывать на допросы, извините, дачу объяснений? Конечно, это будет профанация, как в итоге и все, чем будет заниматься обновленный АМКУ. Цель одна — нагнать страху, чтобы «урегулирование» быстрее произошло. Вот только есть подозрения, что в этой части реформа существенно нарушает как права и свободы граждан, так и в целом национальное законодательство: АМКУ наделяют полномочиями правоохранительных органов, но нормы Уголовного процессуального кодекса, который регулирует деятельность таких органов, на АМКУ не распространяются. Полномочия без ответственности для стопроцентно политически зависимого органа — это сплошной коррупционный риск.

И это лишь верхушка айсберга сомнительных изменений в законодательство, которые подаются как реформа антимонопольного ведомства. С их принятием мы получим очередного монстра со сверхполномочиями, который, по сути, будет выполнять две функции: устранять нежелательных конкурентов и формировать коррупционные потоки от бизнеса. Все в угоду одному хозяину, «слуги» которого и разработали эту реформу. Из хороших новостей лишь одна: АМКУ сейчас настолько пропрезидентский, что все его провалы автоматически будут становиться пятнами на костюме Зеленского.