Что влияет на стоимость топлива в Украине, и какая цена является справедливой
Бензина и дизеля по 25 грн мы не увидим уже никогда.
Ну, разве что будем бесплатно или очень дешево получать нефть из России в счет репараций, и топливо из нее будет производиться на Мозырском НПЗ, часть мощностей которого Украине передаст в счет репараций уже Беларусь. Это может стать возможным в определенных условиях, и украинским юристам следует изучить правовые аспекты реализации такого сценария, но это точно не произойдет в ближайшие месяцы, а топливо для транспорта нам нужно здесь и сейчас. И на его стоимость на отечественных АЗС влияет целый ряд факторов.
Импортозависимость. Почти все потребляемое сегодня в Украине топливо иностранного происхождения, преимущественно европейского. Да, проектные мощности НПЗ Украины более чем достаточны как для обеспечения ее потребностей, так и для экспорта. Но из семи НПЗ в Украине к концу 2012 года работали, да и то не на полную мощность, только два — Кременчугский и Шебелинский, и за минувшие десять лет ситуация не изменилась. Оба сейчас не работают и возобновят деятельность, вероятно, уже после нашей победы.
Мини-НПЗ, увы, не выход, — до конца войны они вряд ли смогут обеспечить более 10% потребности Украины в топливе даже при поддержке со стороны государства, ведь в 2021 году они произвели его всего около 500 тыс. тонн из потребленных более 10 млн.
В прошлом году Украина обеспечивала себя бензином собственного производства примерно на 45% — 1 млн тонн из потребленных 2,3 млн. Такое же количество топлива было импортировано из Беларуси, 250 тыс. тонн — из Литвы, еще около 50 тыс. тонн — из Румынии. С дизелем ситуация еще хуже: Украина произвела лишь около 14% (1,1 млн тонн), более 60% было завезено из Беларуси и РФ (3 и 2 млн тонн, соответственно), еще более миллиона тонн поставила Литва.
Логистика. Зависимость от поставок из двух стран-агрессоров до начала полномасштабного вторжения годами оставалась критической, и ни правительство, ни поставщики и производители топлива не предприняли ничего, чтобы эту зависимость снизить. В частности, никто не хотел заниматься организацией логистики из Европы. И как раз с ней у нас сейчас наибольшие проблемы. Доставка нефти и нефтепродуктов в Украину морским путем на сегодняшний день недоступна. Железнодорожные поставки, в том числе и из той же Литвы, теоретически все еще возможны через Польшу и другие соседние страны, но тут большой проблемой становится разная ширина колеи европейских и украинской железных дорог. Ну и пропускная способность западной границы, которая, по сути, осталась единственными воротами в страну.
Мировые цены. Цены на нефтепродукты сейчас рекордно высокие во всем мире. Они стабильно вместе с ценой нефти увеличивались еще с начала 2021 года, и полномасштабное вторжение России в Украину только ускорило этот процесс.
Если взять в качестве примера Польшу, из которой к нам сегодня поступает львиная доля топлива, то за последние три месяца стоимость литра дизеля в целом выросла на 29% (с 1,2 до 1,55 евро), а бензина — на 32,7% (с 1,19 до 1,58 евро), при том что нефть Brent выросла в цене с 95,4 до 117,7 долларов за баррель (на 23,4%). Подобная ситуация наблюдается и в других европейских странах, и в США. Соответственно, можно смело говорить о серьезных спекуляциях на рынках. При этом в той же Польше даже с учетом снижения налогов серьезно, на 25%, увеличились и оптовые цены, которые служат основой для сегодняшних цен на украинских заправках.
Так какова справедливая цена? Украинским покупателям на польской границе топливо обходится несколько дешевле: нужно отнять сниженные правительством Польши еще с начала 2022 года НДС и акциз. За вычетом налогов оптовая цена дизеля составит 5100 злотых (35340 грн), а бензина — 5160 злотых (35760 грн) за 1000 л. Поскольку украинские покупатели будут заинтересованы в больших партиях в десятки и даже сотни тысяч тонн, то цены могут быть еще несколько ниже, но не принципиально. Сюда нужно добавить сниженный по польскому примеру с 20 до 7% украинский НДС на нефтепродукты, акциз же на них в период действия военного положения вообще временно отменен.
Таким образом, на украинской стороне границе, в Краковце или Шегинях, например, 1000 л дизеля будут стоить от 37,8 тыс. грн, бензина — от 38,2 тыс. Добавим сюда стоимость доставки топлива до АЗС с учетом текущих сложностей с логистикой, затраты на реализацию и интерес продавца, причем чем дальше на восток, тем дороже обойдется доставка, а в прифронтовых районах продавцы будут закладывать еще и страховку рисков, и получаем, что на конец мая 2022 года в западных областях топливо обходилось от 45 грн за литр дизеля или бензина, а в восточных — уже от 50 грн. Дальше все уже зависит от честности, жадности и спроса. При относительно равной цене бензина и дизеля на границе Украины на заправках дизель стоит ощутимо дороже, так как спрос на него в стране выше. При этом в Украине бензин дороже газа всего на 25%, хотя в той же Польше — практически вдвое. Причина в меньшем размере рынка и количестве поставщиков, а значит, в меньшей конкуренции, которая «держит» цену.
Что повлияет на стоимость нефтепродуктов в среднесрочной перспективе
Так как практически все топливо импортируется, его цена напрямую зависит от курса гривни к доллару и евро. Прогнозировать дальнейшую динамику курса национальной валюты, тем более сейчас, — неблагодарное занятие. Но укрепляться она в ближайшее время не будет, но девальвация с учетом резкого повышения учетной ставки НБУ вполне может быть плавной, несущественно влияя на стоимость нефтепродуктов в Украине.
Проблемы с поставками нефтепродуктов из Европы, подробнее рассмотренные выше, после отмены госрегулирования цен постепенно решаются. Сделает свое дело и конкуренция с увеличением количества поставщиков. Завершение посевной и снижение спроса со стороны аграриев приведут к некоторому снижению цен на дизтопливо Но логистика стала сложнее и дороже, и без деблокады портов Черного моря эту проблему не решить. Да и мировые цены все еще весьма высоки.
Но в среднесрочной перспективе цены будут снижаться. Нынешняя стоимость нефти позволяет неплохо заработать американским производителям сланцевой нефти, точка безубыточности которых находится в районе 35 долл. за баррель, а их потенциальные производственные мощности практически безграничны.
Выход добычи сланцевых углеводородов на пик позволит значительно снизить напряжение на мировых рынках. Ведь мировой спрос, наконец, найдет предложение и уберет основной фактор роста цен на рынке, что приведет этот рынок к долгожданному эквилибриуму и, как следствие, к падению цен на нефть и нефтепродукты.
Конечно, важным глобальным фактором, как раз и формирующим повышенный спрос на энергоносители, является начало восстановления экономики большинства стран после коронакризиса. Это один из факторов, подогревающих цены на углеводороды. Однако большинство поставщиков сами заинтересованы в увеличении объемов поставок, поскольку спрос на их продукцию существенно упал в 2020–2021 годах, что снизило их доходы. Потому фактор повышения спроса должен быть уравновешен увеличением предложения.
В итоге в средне- и долгосрочной перспективе цены на нефть будут неизбежно падать. При условии отсутствия новых форс-мажоров, консенсусной ценой на нефть после окончательного успокоения рынка станут 65 долл. за баррель. Уже к концу текущего года можно ожидать стабильной цены ниже 100 долл. за баррель, а к середине 2023 года — порядка 75–80 долл. Это должно привести и к соответствующему, хотя и не пропорциональному, снижению цен на нефтепродукты в Европе как минимум на треть. Ощутимо падать по сравнению с нынешним уровнем будут и украинские цены, если правительство не додумается вернуть «довоенные» акциз и НДС.
Больше статей Николая Гаврися читайте по ссылке.