Меморандум с МВФ говорит об ужесточении упрощенного режима налогообложения.
Естественно, многочисленные защитники малого бизнеса становятся за него горой, обвиняя доноров и правительство во всех тяжких. Впрочем, никакой крамолы в плане правительства нет, более того, на Грушевского не первый год обсуждают проблему "внутреннего офшора" и нашли вполне адекватное ее решение - максимально приблизить условия упрощенного и общего режимов налогообложения. А угроза для мелких предпринимателей очевидна. Любые перемены в системе налогообложения - это как минимум неудобства в краткосрочной перспективе. Но трансформация "упрощенки" может обернуться длительным ухудшением условий работы и ростом налоговой нагрузки.
У правительства аргументов немного, в основном в козырях отельные комплексы, оформленные на ФЛП, и сети брендовых магазинов, выдающие чеки от "упрощенцев". Это легальная, пусть и крайне агрессивная, налоговая оптимизация. Причина которой в отсутствии, с одной стороны, контроля со стороны фискальной службы, правительству де-факто не подчиняющейся, а с другой - доверия государству со стороны бизнеса. Но при чем здесь мелкие предприниматели? Чего они ждут от государства? И стремится ли кто-то услышать сам малый бизнес?
В парламенте выросла целая плеяда защитников мелкого бизнеса. С кулаком у груди и пеной у рта они боронят интересы. Правда, не всегда понятно, чьи именно. Ведь упрощенная система действительно выгодна, и не только малому бизнесу, но и оптимизаторам с теневиками. И если одни защитники зарабатывают на теме МСБ политические дивиденды, то другие построили еще и весьма прибыльный бизнес, лоббируя интересы далеко не мелких лавочников. Эти же сомнения справедливы в отношении многочисленных бизнес-ассоциаций, которые, защищая интересы микробизнеса, частенько были замечены в лоббизме и продвижении выгод далеко не мелких производителей.
Как нельзя кстати 3 представил аналитический отчет "Ежегодная оценка делового климата", в котором большое внимание уделено именно малому и среднему бизнесу. Что любопытно, сами предприниматели, принявшие участие в исследовании, несколько иначе смотрят на бизнес-климат и по-другому видят необходимые перемены. Членами каких-либо бизнес-ассоциаций, например, являются только 15% МСБ. И половина тех, кто в разного рода ассоциации не вступил, сделали это потому, что не видят в этом необходимости. Не проявляет малый и средний бизнес и лояльности к государству - 58% его представителей считают государство преградой и ограничением, 28% - врагом и только 14% видят в нем партнера. Но интересно исследование не только этими данными.
В целом бизнес смотрит в будущее с оптимизмом: за прошлый год показатели всех составляющих Индекса делового климата улучшились, кроме долгосрочного планирования. И если планировать на несколько лет вперед предприниматели все еще не рискуют, то в отношении деловой среды, регуляторного климата и темпов роста отмечают положительные перемены. Впрочем, далеко не все так радужно.
Индекс деловой активности, как кратко-, так и долгосрочной, превышает значение индекса оценки деловой среды. По мнению исследователей, это говорит о том, что сектор МСБ будет расти при условии постоянства и результативности реформ, направленных на развитие бизнеса. Долгосрочный индекс деловой активности уменьшился, но его значение остается положительным. Одновременно с повышением оптимизма относительно краткосрочной деловой активности это говорит о том, что предприниматели готовы развивать свой бизнес.
Положительное значение индекса изменений регуляторной среды фиксируется второй год подряд. Но показательно другое: каких-либо принципиальных улучшений за год при этом не произошло. Бизнес отмечает сокращение внеплановых проверок и упрощение регистрации бизнеса. Эти же факторы были позитивными изменениями в 2015-м. При этом другие составляющие не улучшились. Речь о получении санитарных заключений, процедурах сертификации, регулировании экспортных операций, администрировании налогов. Незначительно повысились показатели в отношении получения лицензий и регулирования импортных операций. Но не настолько, чтобы можно было говорить о реальных улучшениях.
Главной проблемой для бизнеса стал недостаточный спрос со стороны как конечных потребителей, так и бизнес-партнеров. Отсутствие спроса представляется для МСБ куда большей проблемой, чем налоговые ставки, сложности администрирования и политическая нестабильность. Именно отсутствие спроса и низкая покупательная способность населения - основные причины того, почему половина опрошенных МСП не планирует расширять деятельность бизнеса в течение следующих двух лет.
Препятствия, касающиеся налогообложения, являются следующими по важности. Высокие ставки налогов препятствуют росту 35% опрошенных - эта доля несколько выросла по сравнению с 2015 г., когда высокие ставки налогов называли препятствием 31% респондентов.
Обременительность налогового администрирования и бухгалтерского учета почти не изменилась - 26% сообщали об этой проблеме в 2015 г. и 27% сообщают о ней в 2016-м. А ведь первая реформа "не только о ставках" к началу 2016-го уже состоялась, что ж эффекта нет? Проблема администрирования налогов, естественно, более актуальна для юридических лиц. Они жалуются и на высокие ставки налогов (38%), и на сложности в администрировании и ведении бухгалтерского учета (29%).
Следующие наиболее распространенные препятствия для развития в 2016 г. касались регуляторной среды. Это частые изменения экономического законодательства и регуляторный прессинг. С этими проблемами сталкивается примерно каждое четвертое опрошенное предприятие. Снова в основном эти беды коснулись юрлиц (30%). Негативное влияние обоих препятствий усиливается с увеличением размера предприятий. Впрочем, порядка 20% ФЛП также называют эти препятствия для развития.
Вообще отчет однозначно говорит об усталости бизнеса от постоянных перемен. С одной стороны, каждый четвертый предприниматель назвал частое изменение законодательства преградой для развития, с другой - более половины опрошенных среди ожидаемых реформ хотят видеть трехлетний мораторий на изменение законов, касающихся ведения хозяйственной деятельности. Если предприниматель уже ждет не столько изменений, сколько их прекращения, это говорит о многом, в том числе и о качестве предлагаемых бизнесу трансформаций.
Свыше 70% руководителей малых и средних предприятий не почувствовали никакого влияния мер по дерегуляции, проводившихся в 2016 г. Более того, еще 17% респондентов сообщили от ухудшении условий деятельности. А вот реальные улучшения заметили лишь 9,8%.
В зависимости от сферы деятельности от 40 до 77,2% опрошенных предпринимателей сообщают, что прохождение регуляторных процедур создает определенные проблемы для их деятельности и роста бизнеса.
Более того, основными проблемами, связанными с администрированием налогов, остаются все те же "нестабильность налогового законодательства, размер штрафных санкций за ошибки, ставки налогов и сборов и частые изменения форм налоговой отчетности".
Впрочем, взгляд на перспективы меняется в зависимости от размера самого бизнеса. Физические лица-предприниматели оценивают финансово-экономическую ситуацию хуже, чем предприятия, являющиеся юридическими лицами. И чем больше размер предприятий-юрлиц, тем лучше их оценка текущей финансово-экономической ситуации и тем оптимистичнее они оценивают текущую деловую среду. Что любопытно, в отношении грядущих перемен отношение бизнеса меняется на противоположное - среди физлиц-предпринимателей преобладают оптимистичные ожидания относительно изменений деловой среды в течение следующих шести месяцев, а вот среди предприятий-юрлиц всех размеров преобладают негативные ожидания.
Количество предпринимателей, считающих текущую финансовую ситуацию своих предприятий удовлетворительной, віросло за год несущественно - с 56 до 59,6%. Но снова ощутима разница в ответах ФЛП и юрлиц. Ожидаемо, частных предпринимателей, которые считают свое финансовое состояние неудовлетворительным, больше, чем предприятий.
Очевидно и различие между юрлицами разных размеров: чем крупнее бизнес, тем лучше его оценки.
Тем не менее каждое третье предприятие (34,5%) среди опрошенных МСБ отмечает ухудшение финансовой ситуации. Более того, четверть опрошенных не ожидает ее улучшения в ближайшие полгода.
Наиболее масштабные планы по расширению деятельности - у малых и средних компаний. Так, 59% малых и 50% средних предприятий выразили намерение расширить свою деятельность в течение ближайших двух лет. Это самое высокое значение среди всех индексов, вычисленных по результатам этого исследования, но и этот индекс уменьшился по сравнению с 2015 г.
В среднем 27,4 тыс. грн в 2016-м тратили малые и средние предприятия в Украине, чтобы вести бизнес легально. В эту сумму входят регистрация, лицензирование, техническое регулирования, санитарно-гигиенический контроль, проверки и проч. В 2015-м сумма была выше - 29,8 тыс. Правда, исследователи сразу же спешат уточнить, что в 2016 г. уменьшилась не только средняя стоимость регулирования, но и средний размер регулируемого предприятия. И в пересчете на одного работающего регуляторное бремя за прошлый год, наоборот, выросло.
И пусть не утешает читателя снижение затрат на проверки. Самих проверок за год меньше не стало. По сравнению с 2015-м в 2016 г. значительно увеличилась доля МСБ, которые проверялись, по крайней мере, одним контролирующим органом, - с 51 до 68%, соответственно. Также выросло и количество предприятий и предпринимателей, проверки которых закончились уплатой штрафов, - до 60,7% с 34,7, то есть почти вдвое. Соответственно, снижение стоимости проверок за счет меньших по объемам штрафов, конфискаций и неофициальных платежей не говорит о том, что бизнес вдохнул полной грудью. Как минимум время на все эти проверки было потрачено. Учитывая частоту и связанные расходы (как временные, так и денежные, в том числе с учетом неофициальных платежей), наиболее обременительными для предпринимателей остаются проверки налоговой инспекции.
На уплату налогов в 2016 г. малый и средний бизнес тратил в среднем 25% дохода. Это хороший тренд, так как в предыдущем году налоговая нагрузка в среднем превышала 27%. Но надо понимать, что часть среднего бизнеса является ФЛП на общей системе или юрлицами. Их расходы на уплату налогов вдвое превышают расходы "упрощенцев".
Очевидно, что всех под одну гребенку "малого и среднего" не загребешь, универсальный рецепт для всех не придумаешь. Вот почему идея унификации налоговых правил для всех не найдет стопроцентного отклика у предпринимателей. То, что будет упрощением для одних, обернется сложностями для других. Ведь сомнительно, что после снижение ЕСВ правительство рискнет настолько упрощать общую систему, чтобы в ней было комфортно "единщикам", это неминуемо приведет к снижению налоговых платежей.
Парадокс в том, что, не желая налоговых изменений, считая их одним из препятствий для развития, малый и средний бизнес считает именно налоговую реформу вместе с дерегуляцией приоритетом. И есть сомнения, что под налоговой реформой следует понимать ликвидацию упрощенной системы. Видимо, речь все же должна идти о сохранении упрощенной системы, но с обязательным созданием условий для роста предприятий, чтобы на микроуровне остались исключительно самозанятые, а остальные росли и постепенно переходили на все-таки реформированную общую систему. Это небыстрый и трудоемкий подход. С одной стороны, нужно все-таки провести нормальную налоговую реформу, которым счет давно потерян, с другой - обеспечить микробизнес инвестициями, необходимыми для роста.
Но главное непреодолимое препятствие - это взять под контроль фискальную службу и начать бороться с налоговыми оптимизациями и оптимизаторами, а не с упрощенной системой как таковой. Без этой составляющей качественно трансформировать систему не получится. Ее либо сохранят под влиянием "защитников бизнеса" с сохранением всех схем, либо ликвидируют под влиянием уставших от этих же схем кредиторов. И беда в том, что честных предпринимателей не устроит ни один из этих вариантов.