UA / RU
Поддержать ZN.ua

Блокада: бессмысленная и беспощадная

Блокада - топорный, необдуманный и, по большому счету, бесполезный шаг правительства. Его результативность туманна, надеяться на то, что оголодавшие старики выгонят захватчика, наивно. Как и считать, что закрытие зоны АТО со стороны Украины, при раскрытой настежь границе с Россией, как-то принципиально повлияет на снабжение сепаратистов. Получается, что мы изолировали и уничтожаем промышленность зоны АТО и ее жителей, а вот оккупантов и наживающихся на контрабанде - едва ли.

Автор: Юлия Самаева

После того, как 16 июня с.г. украинское правительство фактически начало блокаду так называемых ЛНР/ДНР, ограничив перемещение и грузов, и населения, вопросы о целесообразности этого начинания растут, как грибы после дождя.

Мотивы власти просты. По ее мнению, блокада приблизит завершение военного конфликта на Востоке и остановит контрабандные потоки как в неподконтрольную правительству зону, так и из нее. Эффективность этих действий сомнительна, обеспечить полную изоляцию не представляется возможным, поскольку граница с РФ не контролируется, как, впрочем, и вся 450-километровая линия разграничения. В итоге жизнь контрабандистов и террористов если и усложнится, то незначительно, чего нельзя сказать о мирном населении и загибающейся промышленности региона.

С обеспечением людей продовольствием вопрос худо-бедно решается - лекарства и еду будут продавать прямо на пунктах пропуска в зону АТО (насколько это удобно, можно только догадываться). А вот об обеспечении промышленных предприятий региона сырьем и рынками сбыта чиновники молчат, как будто и нет у нас в зоне военного конфликта продолжающих работать предприятий, обеспечивающих население регионов и стабильно уплачивающих налоги государству. Государству, которое бросило их на произвол судьбы, фактически приравняв работяг, под снарядами производящих ВВП, к террористам и сепаратистам.

STOP контрабанда

Контрабанда в зоне АТО - это уже сформировавшийся, фактический зрелый бизнес, на котором зарабатываются миллионы, причем в основном военными и силовиками. Показателен случай в Станице Луганской, когда один батальон Нацгвардии задержал грузовики с продовольствием, пытающиеся проехать на территорию, подконтрольную боевикам, а бойцы другого батальона Нацгвардии пытались им помешать и "договориться". Когда договориться не получилось, они попытались хотя бы "отбить" сопровождающего груз бойца. Случаем занимается военная прокуратура. Случай, увы, не единичный. По данным Государственной фискальной службы, сопровождение одной фуры может стоить от 10 до 100 тыс. грн, и желающих поучаствовать в процессе немало.

Новый порядок, призванный сломить ситуацию с контрабандой, предполагает, что грузы будут провозиться только железнодорожным транспортом. Для этого в фискальную службу следует подать документы - заявку на перевозку груза, которая в течение суток будет обработана и передана в СБУ, отвечающую за проведение антитеррористической операции. При этом фискальная служба должна указать, есть ли у нее какие-либо замечания к данной заявке или нет. А уже СБУ - принять решение о пропуске груза. Теперь, очевидно, основные потоки пойдут по железной дороге, но, по большому счету, через те же руки.

"Укрзалізниця" уже подтвердила готовность всячески помогать силовикам, вот только дальше деклараций эта помощь не зайдет - сотрудники железной дороги не имеют права проверять грузы или изучать сопроводительные документы. Это функция все тех же пограничников, СБУ и Государственной фискальной службы, которые уже год как "сидят" на контрабандных потоках, и наверняка кто-то будет проверять груз добросовестно, а кто-то - нет. Человеческий фактор ни блокада, ни новый порядок не исключают. То, что это усложнит поставки сырья на предприятия, - факт, сделает их нерегулярными - тоже факт. А вот то, что это позволит остановить лавину нелегальных товаров и сырья, - нет.

Новый порядок начал действовать 16 июня, но потоки контрабанды не прекратились. Комбат одного из батальонов был задержан 24 июня при попытке за "вознаграждение" провести на территорию "ЛНР" 10 т мяса. Пограничники задержали 28 июня пять автомобилей с продуктами питания на общую сумму свыше 100 тыс. грн без надлежащих документов. 30 июня был задержан поезд, в 11 вагонах которого на территорию АТО пытались провезти 700 т продовольствия. Конечно, официальная версия всегда одна - продукты питания предназначались бойцам незаконных вооруженных формирований. Но поверить в это сложно. Действительно, если речь идет об алкоголе, сигаретах и колбасе, то версия выглядит правдоподобно. Но когда задерживается машина с 10 т сырого мяса, не совсем понятно, зачем оно террористам, что они будут с ним делать, где они будут его хранить в июльской жаре? Логично предположить, что усложняя (а подчас делая невозможным) легальное пересечение линии разграничения, власть собственными руками толкает предприятия на преступление.

"Важно рассматривать этот вопрос в рамках общей стратегии. Чего мы хотим достичь? Насколько я понимаю, основная идея блокады - это создание условий, в которых предприятия не могли бы работать, выплачивать заработные платы и тем самым поддерживать экономики "ЛНР" и "ДНР", - объяснил ZN.UA Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований. - В этом контексте важно понимать, что наша блокада не является полной, ведь в зоне АТО фактически не контролируется граница с Россией, которая заинтересована как в продаже материалов для украинской промышленности, так и в покупке производимых в зоне АТО товаров".

Пока мы одной рукой останавливаем контрабанду, а другой прячем в карман заработанные на ней деньги, на границе с РФ не прекращается вывоз угля. Источник в Донецкой ОГА подтвердил ZN.UA, что машины с углем отправляются через границу с Россией регулярно и колоннами. При нынешней стоимости энергетического угля в 80 долл. за тонну отправка каких-то 15 тыс. т превращает бандита средней руки в миллионера. Затраты минимальные - на бензин. "Россия является экспортером угля, фактический дефицит у них наблюдается только в Ростовской области, но он, как правило, покрывается углем Кузбасса. Вполне возможно, что часть того угля, который сейчас вывозится из зоны АТО, предназначена именно для экспорта, в том числе и для украинских потребителей", - считает Александр Паращий, руководитель аналитического отдела Concorde Capital. То есть пока мы имитируем блокаду, с нашей территории нелегально вывозят сырье, а потом нам же продают.

Еще более интересен, с рыночной точки зрения, металлолом, который, будучи ценным товаром с обширным спросом, также ежедневно покидает зону АТО, и едет он не только в РФ, но и в Украину. По словам экспертов рынка, несмотря на то, что лома как такового там сейчас валом, часто под распил попадают и вполне живые, подлежащие восстановлению объекты - слишком велик спрос. В "ДНР" даже создали "государственное предприятие" "Вторчермет", регулирующее рынок лома на территории. Мобильные бригады на "Газелях" с установленными резаками по металлу кромсают все, от кабелей и рельсов, до цехов предприятий. И этот бизнес поддерживает террористов куда весомее, чем население, которое мы пытаемся оставить без зарплат, и украинские предприятия, которые остаются без сырья и сбыта.

STOP промышленность

Реализовать блокаду без потерь для всех без исключения предприятий региона не получится. В действительности предприятий, которые налогов не платят, - единицы. Часть компаний перерегистрировалась, часть - нет, но налоги платят в украинскую госказну и первые, и вторые. Да и те компании, которые перерегистрировались на подконтрольной правительству территории, все равно продолжают работать в зоне АТО, а блокада, нацеленная якобы на коллаборационистов, ударит по всем без исключения предприятиям. Для них, выживающих в условиях войны, искусственно созданные проблемы с логистикой и сбытом - это очередной, ненужный и неоправданный вызов. Для всей страны, потерявшей за прошлый год пятую часть экономики, это очередная дыра в бюджете. Причем никто даже не удосужился прикинуть ее размер.

"Из-за отсутствия хоть какой-нибудь статистики достаточно сложно сказать, есть ли у предприятий запасы сырья. Могут ли они ориентироваться и в каких объемах на поставки как в зону АТО, так и вне ее? Сколько они смогут работать в текущих условиях, надолго ли хватит их запасов прочности? - задается справедливыми вопросами Александр Жолудь. - Фактически, насколько усложнится работа предприятий, никто не анализировал. Но следуя логике, чем эффективнее будет блокада, тем сложнее будет вести коммерческую деятельность в зоне АТО".

По данным Государственной фискальной службы, на 1 июня 2015-го свыше 36 тыс. предприятий Донецкой области заплатили в казну более 3,2 млрд грн. Порядка 5,5 тыс. из них зарегистрированы на неподконтрольных правительству территориях - они тоже заплатили в казну почти миллиард гривен налогов и сборов. Для сравнения, по данным Госказначейства, за пять месяцев 2014 г. поступления в общий и специальный фонды госбюджета из области были не намного больше - 3,44 млрд грн, а за пять месяцев спокойного 2013-го - 3,3 млрд. Показатели Луганской области хуже, поскольку потери там катастрофичнее, но тем не менее 18 тыс. юр- и физлиц пополнили госбюджет на 1 млрд грн, 124 млн из которых заплатили компании, зарегистрированные на неконтролируемых территориях.

Предприятия, которые продолжают работать в зоне АТО, но перерегистрировались в других областях (а их более 4,5 тыс.), из учета налоговой выпали. Их взнос в общий котел теперь учитывается по месту регистрации, и для государства они уже компании Запорожья, Днепропетровска и Киева. Но даже без их учета на данный момент в зоне АТО работают 109 предприятий - крупных налогоплательщиков, а всего их в Украине чуть больше 700. Готовы ли мы принести сто из них в жертву? Наша экономика в состоянии выдержать еще и этот удар? Кто-то считал возможные потери?

"Информация о налоговых поступлениях противоречивая, часть плательщиков зарегистрирована в одном месте, часть в другом, кто-то нигде не зарегистрирован, при этом, по нашей информации, деятельность продолжает. Получить объективные данные очень сложно, - рассказал ZN.UA собеседник в Луганской областной администрации. - По нашим данным, в офисе крупных плательщиков области только 28 компаний перестали уплачивать налоги, остальные платят исправно, как и раньше платили. На самом деле предприятия сами не заинтересованы в неуплате налогов. Большинство из них - экспортоориентированные и для осуществления торговой деятельности должны получить разрешение Торгово-промышленной палаты Украины, которая неплательщикам налогов такие документы не предоставляет. Поэтому предприятия-экспортеры платят и будут платить Украине". А Украина будет и дальше делать вид, что в зоне АТО есть только сепаратисты, подлежащие изоляции и уничтожению.

Наиболее ощутимо блокада ударит по пищепрому региона, так как он не использует железную дорогу в своих логистических схемах. Все сообщение с поставщиками сырья и потребителями доселе осуществлялось автомобильным транспортом, проезд которого в зону АТО остановлен. В масштабах страны это не очень весомые потери, но для жителей зоны АТО - это фактически вопрос продовольственной безопасности. Большинство предприятий пищевой промышленности региона уже сейчас работает в половину мощностей и в основном на обеспечение потребностей именно жителей Донбасса. Остановив их работу, мы ставим проживающих в зоне АТО в абсолютную зависимость от поставок гуманитарных грузов (да и уверены ли мы, что их на всех хватит?) и открываем настежь двери для российских товаров, которые уже сейчас заполняют прилавки местных продовольственных магазинов. Это и есть наша цель?

По мнению аналитика Александра Паращия, не избежать последствий блокады и тяжелой промышленности, и энергетической отрасли. "Общеизвестно, что оккупированные территории Донбасса являются основным производителем антрацитового угля в Украине, поставки которого и до блокады были нерегулярными и недостаточными. Как теперь будут работать шесть электростанций, расположенных на неоккупированной территории? Фактически они рискуют остаться без угля. Конечно, теоретически мы можем его купить у той же России, Австралии или ЮАР. Но, с одной стороны, наши мощности по перевалке слабенькие, а с другой - при стоимости угля в 80 долл. за тонну его цена после девальвации будет, в прямом смысле слова, золотой и уж точно не будет покрываться тарифом на электроэнергию. Чтобы окупился импортный уголь, придется очень сильно повышать тарифы для тепловых электростанций". По мнению эксперта, затронет блокада и металлургические предприятия. Несмотря на то, что в зоне АТО их немного, они, тем не менее, работают и потребляют руду, перебои с поставкой которой из Днепропетровской области ставят под вопрос их дельнейшую деятельность. Мы готовы и к этим потерям?

Декларируемый профицит госбюджета, о чем не только неоднократно писало ZN.UA, но и признавалась министр финансов Наталия Яресько, обеспечен исключительно влиянием инфляции и девальвации на налоговые поступления. В мае, по данным НБУ, потребительская инфляция начала снижаться (до 58,4% в годовом исчислении), и профицит госбюджета сразу же сократился до 5,6 млрд грн. Непосредственно в мае сформировался дефицит вследствие уменьшения темпов роста доходов (до 40,5% в годовом измерении с 55,7% в апреле 2015-го) с параллельным ускорением роста расходов (до 30% в годовом измерении с 29,2% в апреле). Если темпы инфляции продолжат замедление, а курс национальной валюты останется стабильным к концу года (о чем так хочется мечтать), мнимый профицит превратится в реальный дефицит.

Впрочем, аналитики уже не без удовольствия отметили, что спад экономической активности начал останавливаться, и плачевная ситуация в промышленности понемногу улучшается (снижение замедлилось до 20,7% в годовом исчислении). В первую очередь, это было связано с сокращением падения производства угля, металлургической продукции и кокса. И не успели предприятия тяжелой и добывающей промышленности подняться с колен, как правительство поставило им новую подножку, даже не удосужившись подсчитать, как это отразится на госбюджете и экономике. Действительно, мы же не за грош, мы за идею.

Уже после введения нового порядка перемещения грузов подразделение МВД "Торнадо" задержало 20 вагонов с чугуном, которые выехали с Алчевского металлургического комбината и направлялись на Днепровский комбинат им. Дзержинского. Все сопроводительные документы у груза были. Заподозрить Алчевский металлургический в неуплате налогов в украинскую казну сложно - предприятие в тройке лидеров области по количеству отчислений, его сотрудничество с ДМКД является многолетним и постоянным. Тем не менее груз был задержан на несколько дней, и для решения вопроса потребовалось вмешательство высших чиновников области. Гарантий, что ситуация не повторится, никаких. Напротив, есть уверенность, что с принятых ограничений многие из причастных к процессу пропуска грузов будут пытаться получить максимальную выгоду. Очевидно, что с введением блокады пропуск вполне легальных грузов становится еще одним видом заработка для тех, кто уже год успешно кормится с грузов нелегальных. Теперь есть возможность под вполне официальным предлогом задержать груз и ждать, когда его хозяева согласятся "ускорить" процесс.

Блокада - топорный, необдуманный и, по большому счету, бесполезный шаг правительства. Его результативность туманна, надеяться на то, что оголодавшие старики выгонят захватчика, наивно. Как и считать, что закрытие зоны АТО со стороны Украины, при раскрытой настежь границе с Россией, как-то принципиально повлияет на снабжение сепаратистов. Получается, что мы изолировали и уничтожаем промышленность зоны АТО и ее жителей, а вот оккупантов и наживающихся на контрабанде - едва ли. Чего же власти хотят достичь в конечном результате? Что они будут делать потом с нищим, оголодавшим и обозленным населением? Как объяснить это решение людям, которые в прямом смысле слова ценой своих жизней удержали производство в 2014-м и восстанавливают его в 2015-м, если государство делает все, чтобы предприятия в итоге остановились? Готовы ли мы заплатить высокую цену недоверия и обиды за недальновидность и жесткость сегодняшних невзвешенных решений и неадекватных действий?