Заявление директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард о возможном сворачивании программы сотрудничества с Украиной, если та не вернется на "перспективный путь реформ", прозвучало из Вашингтона на уходящей неделе почти что как гром среди неясного неба.
То есть тучи сгущались давно, но ведь только недавно украинский президент из Давоса похвастался, что уже обо всем договорился (как раз с Лагард), и деньги будут вот-вот - в феврале. И тут на тебе. Подобное заявление всегда подчеркнуто дипломатичной г-жи Лагард, да еще поддержанное странами G7, - очевидный скандал. Особенно если учесть его явную политическую подоплеку. Ведь хотя на словах главный донор Украины обеспокоен "ослаблением реформы системы государственного управления, борьбы с коррупцией, а также снижением влияния закона и законности в формировании политики государства", кто поверит, что совпадение этого заявления с нынешним политическим кризисом в Украине - "просто совпадение"?
Скандал пришлось заминать на высшем уровне. Вечером того же дня у директора-распорядителя МВФ состоялась "конструктивная дискуссия" с Петром Порошенко, который в очередной раз заверил ее в
"своей неизменной приверженности реформам". А украинцев, что фонд не собирается прекращать поддержку Украины. Более того, стороны уже согласовали, какие шаги Украине нужно принять в ближайшее время для выполнения условий по получению очередного транша. Вот только верить на слово нынешнему украинскому президенту уже не будут ни в Вашингтоне, ни в его родной стране. Ведь заверений уже звучало очень много, а вот реальных результатов и там "они", и здесь "мы" все еще ждем.
Среди реалий - очередная разочаровывающая новость, что правительство Украины, оказывается, до сих пор не согласовало текстовую часть Меморандума, который должен быть отправлен в штаб-квартиру Международного валютного фонда - в Вашингтон для завершения процедуры второго пересмотра программы реформ, одобренной в марте 2015 г.
Напомним, что согласно тогдашнему соглашению, Украина должна была получить от МВФ четыре транша финансирования в 2015 г. и еще четыре - в 2016-м. В общей сумме - 12,5 млрд долл., из которых получено пока только 6,7 млрд.
Кроме того, от успешного сотрудничества с фондом зависит и предоставление кредитов другими донорами. В воздухе повисли 1,2 млрд долл. от ЕС, 1,5 млрд от Всемирного банка, 1 млрд от правительства США, 1,3 млрд от правительства Японии, свыше 1,2 млрд долл. от ЕБРР и столько же - от Европейского инвестиционного банка.
"Все транши МВФ в основном идут на пополнение золотовалютных резервов, своеобразный страховой запас, который напрямую на экономические показатели не влияет. Но сотрудничество с МВФ - это не только деньги самого фонда, это еще и деньги, которые нам обещают другие доноры. Все они оглядываются на МВФ. Во-первых, его требования всем понятны и с ними все согласны. Во-вторых, МВФ регулярно присутствует в Украине и мониторит текущую ситуацию. В-третьих, именно фонд берет на себя самые большие риски. Так что его мнение является определяющим для всех наших потенциальных доноров. А вот отсутствие остальных внешних кредитов напрямую отразится на бюджете, например, 1 млрд долл. от правительства США идет напрямую в бюджет", - рассказал ZN.UA руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.
Выполнение программы МВФ забуксовало уже летом 2015-го. Тогда еще с горем пополам нам удалось выполнить все необходимые структурные маяки, и 4 августа мы получили второй и на сегодняшний день последний транш в 1,7 млрд долл. Оптимисты говорили, что с учетом смещения сроков выполнения программы Украина может рассчитывать на объединение третьего и четвертого траншей (3,3 млрд долл.), которые официальный Киев должен был получить в 2015-м. Ближе к концу года стало понятно, что не будет не только объединения, но и траншей как таковых. Их перенесли уже на 2016-й.
В конце января президент Порошенко встречался с Кристин Лагард на Давосском форуме, после чего сообщил, что о выделении денег договорился и даже назвал ориентировочную дату - конец февраля. Со своей стороны и министр финансов, и глава НБУ уверяли, что претензий у фонда к принятому госбюджету нет, все требования выполнены, идет согласование текстовой части Меморандума, осталось доработать технические моменты. Однако фонд все равно не спешил с выделением средств и наблюдал за развитием политического кризиса и чередой коррупционных скандалов в украинском политикуме. Почему это затишье не насторожило первых лиц государства? Сами себя убедили в экономической стабилизации?
Реакция президента Украины многозначительна. Мы, рискуя всем, обещаем "подготовить дорожную карту приоритетных реформ, которые придадут новый импульс отношениям с МВФ". До сего момента практически все изменения, которые худо-бедно проходили в Украине, были обусловлены выполнением условий сотрудничества с фондом. Более того, официальный Киев не единожды доказывал, что не в состоянии вовремя и качественно выполнять его рекомендации. А если и выполнял, то с натяжкой, полумерами и поправками на коррупционный интерес. Примеров масса - спецрежим НДС для аграриев, упрощенная система налогообложения, повышение пенсионного возраста, сокращение расходной части и оптимизация трат. Первые лица нищего государства, рискующего оказаться в полной финансовой изоляции, ничтоже сумняшеся занимаются не реформами и даже не точечным выполнением маяков МВФ, которые у нас эти реформы давно заменили, а склоками, торгом за места у кормушки и поиском виноватых.
"В текущей ситуации наши внешние кредиторы, МВФ, ЕБРР, Всемирный банк, ЕИБ - это единственное внешнее финансирование, которое у нас есть. Частные кредиторы к нам не идут, учитывая ситуацию в Украине с защитой прав собственности и прочими рисками. Выбора у нас нет, если мы не будем получать средства от международных надгосударственных организаций, мы вообще ничего не будем получать. Поэтому мы или договариваемся с МВФ, или нас ждут удручающие последствия, - считает экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. - Финансирование для нас очень важно, у нас бюджет рассчитан с его учетом и многие другие макропараметры. Если мы прервем сотрудничество с фондом, с большой вероятностью будут проблемы с удержанием макроэкономических показателей, давление на гривню усилится. Следом за ослаблением национальной валюты начнет расти инфляция. Кроме того, нам нужно будет сокращать дефицит, сокращая госпотребление и используя эмиссию для его покрытия".
Резкая риторика МВФ контрастирует с недавно представленным отчетом правительства, полного оптимизма и деклараций о выполненных на 90% задачах. В действительности же, если бы Украина демонстрировала реальные результаты, МВФ спокойнее бы относился к нарастающему политическому кризису. Но результатов функционеры фонда не видят и больше нам не верят. А значит, не поверят и остальные кредиторы. В недавно опубликованном анализе МВФ львиная доля рекомендаций касается системы налогообложения, системы соцобеспечения, управления публичными финансами, госпредприятиями и госбанками. Всего того, что мы якобы реформируем уже год. Последний отчет датирован октябрем прошлого года. Правительство наверняка ознакомилось с ним тогда же, однако не использовало ни при верстке бюджета, ни во время налоговой реформы и реформы госуправления. К большинству предложений мы глухи до сих пор. Комментируя ситуацию, президент обращался к "ворогам", которые ждут, что сотрудничество МВФ с Украиной прекратится. Беда в том, что реальные враги этого сотрудничества прописались на Печерских холмах, в том числе и на Банковой.
"Заявление Лагард можно считать последним французским предупреждением украинской власти. И хорошо, что оно прозвучало, шансы позитивных изменений в текущей ситуации гораздо выше. Если бы все было спущено на тормозах, система бы продолжила деградировать, а так есть шанс на активизацию реформ и перезагрузку, - поделился с ZN.UA мнением эксперт по ценным бумагам Dragon Capital Сергей Фурса. - Прежде всего, это толчок для того, чтобы партии и коалиция снова объединились, обозначили четкие приоритеты, подтвердили, что обещанные реформы будут сделаны, парламент будет за них голосовать, а количество технократов в правительстве будет увеличиваться, а не уменьшаться".
Эксперты сходятся в том, что пока есть надежды, что из программы мы все-таки не вылетим. Инстинкт самосохранения у руководителей страны возобладает над алчностью и властолюбием. Правда, для этого необходимо что-то большее, чем "дорожные карты реформ". Ведь инфантильность нашего правительства для фонда не новость, и катализатором нынешнего кризиса стал коррупционный скандал, решать который должен президент, а делал он это пока неубедительно.
МВФ со своей стороны тоже не рискнет разрывать сотрудничество с Украиной, но не потому, что верит в наш успех. Летом фонд будет выбирать нового директора-распорядителя, и Кристин Лагард претендует на продление своего мандата. У нее хорошие шансы и поддержка крупнейших акционеров фонда, однако она наверняка постарается избежать дополнительных репутационных рисков. Тем более что в родной Франции Лагард является одной из главных фигуранток судебного процесса о растрате государственных средств. Вылет Украины из программы сотрудничества, сразу после провальной "греческой" эпопеи, станет очередным поражением МВФ и еще одной тенью на репутации Лагард. Но продлить затянувшуюся паузу в сотрудничестве фонд может, и пока она будет длиться, мы не получим денег ни МВФ, ни остальных кредитов. А запаса прочности у нас на пару месяцев, не больше.