UA / RU
Поддержать ZN.ua

Амнистия «евроблях» — лечение симптома, а не причины болезни

Как власть решила законсервировать проблему чрезмерно дорогих автомобилей в Украине

Авторы: Владимир Дубровский, Станислав Бучацкий

Украинцы ежегодно будут терять 1,5 млрд долл. США из-за точечной амнистии «евроблях», принятой парламентом вместо отмены акциза на авто.

Недавно Верховная Рада приняла законопроект № 4643-д «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины о взимании налогов и сборов, других обязательных платежей, объектом обложения которыми являются транспортные средства». Документ предусматривает введение льготного режима налогообложения таможенными платежами, а именно — НДС, акцизным налогом и ввозной пошлиной только транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Украины до 31 декабря 2020 года без надлежащего оформления, на правах временного ввоза, и известных как «евробляхи». Таким способом депутаты пытаются снять протестное напряжение, а не отменить искусственные ограничения на импорт бывших в употреблении авто, наносящих ущерб благосостоянию украинцев и бюджету страны.

На самом деле законопроект не решает проблему, а загоняет ее вглубь. Ведь появление «евроблях» — это лишь видимый симптом намного большей и серьезнейшей проблемы существования абсолютно неэффективного и грабительского протекционизма автомобильной отрасли в Украине. По экономической оценке «CASE Украина», только существующие ограничения (основное — акциз с возрастным коэффициентом) на ввоз легкового транспорта со стоимостью в Украине от 3 до 16 тыс. долл. обходятся нашей экономике почти в полтора миллиарда долларов в год благосостояния, теряемого за счет снижения покупательной способности граждан (больше деталей в отчете «Доступное авто против «отечественного производителя»: что принес украинцам протекционизм автомобильной отрасли?»). Законопроект никоим образом не решает эту вопиющую проблему, в то же время направлен на то, чтобы убрать раздражитель и подкупить тех, кто сейчас пытается снизить стоимость автомобилей для всех украинцев.

Для этого документ нарушает справедливость и создает ошибочные стимулы. Превышение сроков временного ввоза — административное правонарушение. Это не преступление и, несмотря на пропаганду лоббистов автопрома, не нанесло убытки государственному бюджету, поскольку на основаниях, установленных тогдашним законом, эти транспортные средства вообще не могли быть ввезены в Украину или это было бы экономически невыгодно из-за запретно высоких ставок акциза. Впрочем, пользователи таких автомобилей являются правонарушителями и должны платить справедливый административный штраф (в размере 8500 грн) выше стоимости растаможивания автомобилей, завезенных в дальнейшем; но ни при каких условиях не должны получать льготы, которые, в сущности, ставят их в лучшее положение по сравнению с остальными гражданами. Предоставление таких льгот — попытка власти откупиться от протестующих, минимально нарушая интересы лоббистов — автопроизводителей и импортеров. Это противоречит и справедливости, и экономической эффективности, поскольку дает сигнал, что, нарушив закон, можно в конце концов выиграть больше, чем быть законопослушным гражданином, стимулируя такие действия в будущем в этой или других отраслях. Следует заметить, что сами пользователи «евроблях» в лице ОО «АвтоЕвроСила», представляющей их интересы, не только никогда не требовали таких льгот, но и открыто отвергали соответствующие предложения, в частности протестовали против законопроекта № 4643-д.

Справедливым и экономически обоснованным решением проблемы была бы отмена акцизного налога на колесные транспортные средства (не только легковые), а также внедрение европейских подходов в отношении экологических стандартов, а именно — применение их только для производства и продажи новых авто или по крайней мере смягчения ограничений с Евро-5 до Евро-4 на коммерческий транспорт, с одновременным введением экологического контроля тех транспортных средств, которые реально эксплуатируются в Украине. Но такое решение не нашло поддержки у депутатов, к тому же основным аргументом приводили якобы потери бюджета вследствие обнуления поступлений от акциза. Этот аргумент базируется на ошибочных расчетах, которые не принимают во внимание удвоение импорта б/у автомобилей в случае отмены акциза (данные экономического расчета «CASE Украина»), что с лихвой компенсирует потери бюджета за счет увеличения поступлений от НДС и ввозной пошлины.

Сама формула подсчета платы за растаможивание тоже вызывает большие вопросы. Во-первых, фактическое освобождение основной стоимости транспортного средства от НДС противоречит базовым принципам применения этого налога. Во-вторых, в ней остается возрастной коэффициент, то есть налог на более дешевое авто больше, чем на дорогое, что противоречит и принципу социальной справедливости, отображенному, в частности, в пункте 4.1.6 статьи 4 Налогового кодекса Украины, и решению Европейского суда C-290/05 и C-333/05 от 5 октября 2006 года, где указана незаконность возрастного коэффициента, увеличивающего налог со снижением цены товара. Директива ЕС от 16.12.2008 №2008/118/ЕС и статья 110 Договора о функционировании ЕС запрещают облагать импортные товары налогом большим, чем местный, вводя таким способом де-факто таможенные барьеры. В конце концов, само по себе сохранение акцизного налога на легковые автомобили противоречит сути этого налога и не соответствует духу статьи 1 Директивы ЕС от 16.12.2008 №2008/118/ЕС, где содержится исчерпывающий перечень подакцизных групп товаров, в котором нет автомобилей. Конечно, Украина еще не является членом ЕС, поэтому сугубо формально эти разногласия нельзя считать нарушением евроинтеграционных обязательств, но по своему духу законопроект № 4643-д является таким же антиевропейским, как и действующий акцизный сбор на автомобили.

Как посчитали эксперты Института исследований авторынка, растаможивание Renault Megan 2011 года выпуска с дизельным двигателем объемом 1,46 тыс. куб. см и стоимостью авто за границей в 3500 евро обойдется по новым льготным правилам в 845 евро (или 24% от стоимости), в то время как неимеющие льгот, должны заплатить 2435 евро (70% от стоимости). Skoda Fabia 2008 года с бензиновым двигателем объемом 1,39 тыс. куб. см, которая стоит в Европе 1500 евро, «льготники» растаможат за 793 евро (53% от стоимости), а все остальные — за 1564 евро (104% от стоимости). Jeep Cherokee 2014 года с бензиновым двигателем объемом 3,2 тыс. куб. см стоимостью в 19 тыс. евро по льготным условиям можно будет растаможить за 1276 евро (7% от стоимости), а без них — за 8768 евро (46% от стоимости).

Поэтому считаем, что депутаты Верховной Рады допустили ошибку, поддержав этот законопроект. И единственное приемлемое решение — ветирование этого закона президентом и переход к решению основной проблемы, снятию искусственных препятствий для завозки б/у автомобилей. И делать это способом, кратко очерченным выше, вместо ошибочных подходов, заложенных в законопроекте № 4643-д.

Больше статей Владимира Дубровского читайте по ссылке.