15 марта Антимонопольный комитет Украины на официальном веб-сайте опубликовал информационное сообщение под названием «Что не так с заявлениями об «угле ДТЭК» в Антимонопольный комитет». В нем он объяснил, почему не принимает к рассмотрению обращения общественных организаций и бытовых потребителей об искусственном создании дефицита электроэнергии этой зимой компаниями группы «ДТЭК» олигарха Рината Ахметова.
Ссылаясь на свои полномочия, АМКУ отметил, что обращения рассматриваются только в том случае, если соответствуют установленным критериям. А в поступивших обращениях «отсутствует причинно-следственная связь» между тарифом в платежках бытовых потребителей и созданием искусственного дефицита.
Получается, что всем, кроме АМКУ, известно, что каждый гражданин оплачивает в цене всех товаров повышенную стоимость электроэнергии, выросшую из-за действий монополиста. Даже сам АМКУ это признавал и писал об этом несколько месяцев назад. Но сегодня позиция ведомства о бизнесе самого влиятельного олигарха страны кардинально изменилась.
Также АМКУ сообщил, что проведет расследование фактов, изложенных в заявлениях/обращениях, которые поступили по аналогичным вопросам, по собственной инициативе. Что это за заявления, ставшие основанием для начала расследования, в Антимонопольном комитете не сообщают. То есть какие факты о возможном нарушении конкурентного законодательства есть у АМКУ, общественности неизвестно и, скорее всего, не будет известно. Поскольку, как правило, Комитет закрывает такую информацию тайной служебной информации. Но последние тенденции показывают, что собственная инициатива АМКУ — это неограниченное во времени расследование, результат которого, скорее всего, потеряется и забудется с течением лет. Ведь очень просто «продать» расследование, где отсутствуют пострадавшие, которые могут влиять на процесс расследования, предоставлять информацию и т.п.
Вот вам и подход АМКУ к заявлениям, поступающим в него, и формирование практики. Ведомство поставило всех перед фактом, что будет принимать к рассмотрению только те заявления и обращения, где изложен полный фактаж и заявитель фактически самостоятельно, вместо АМКУ, провел расследование и доказал полностью факт нарушения. И даже если это сделано, то заявления от потребителей все равно не будут принимать, потому что Комитет не признает их прав в антимонопольном процессе.
Исключая из антимонопольного процесса потребителей, которые обычно являются наибольшей движущей силой и с которыми очень сложно договориться из-за их численности и отсутствия у них политической заинтересованности, АМКУ создает «благодатную» среду для того, чтобы кулуарно похоронить дела, прямо заявляя о бесправности тех, кто больше всего ощущает на собственном кошельке результаты нарушений.
Это прямо противоречит и Закону «О защите экономической конкуренции», в котором сказано, что защита интересов субъектов хозяйствования и потребителей от его нарушений осуществляется органами Антимонопольного комитета Украины, и Закону «Об Антимонопольном комитете Украины», определяющему, что АМКУ строит свою деятельность на принципе «защиты конкуренции на принципах равенства физических и юридических лиц перед законом и приоритета прав потребителей».
Даже больше, подав такой прозрачный и понятный месседж для всех: «Не обращайтесь в АМКУ, здесь вам не рады и помогать не собираются», — ведомство пытается снизить внимание общества к его работе и исключить какое-либо влияние населения на антимонопольную повестку дня.
Подтверждением этого досадного вывода служит реакция АМКУ и на ряд других заявлений о нарушениях. «Лига антитраста» вместе с потребителями на протяжении последнего года десятки раз обращалась в АМКУ с информацией о фактах нарушений конкурентного законодательства, но ни по одному из заявлений расследование так и не начали. Мотивация аналогичная: все монопольные злоупотребления и картели никак не задевают ваши права и интересы.
Вот примеры только некоторых заявлений и обращений, которые АМКУ отказался рассматривать или начинать расследование по ним.
- В мае и июле 2020 года в АМКУ обратились по поводу дискриминационной практики «Укравтодора», картелизации и уничтожения конкуренции в дорожной отрасли.
Комитет не принял обоснований нарушения прав заявителей, из собственного кармана оплачивающих ремонт дорог всякий раз, когда заправляют авто, едут в такси или оплачивают проезд в общественном транспорте, при том что стоимость ремонта вырастает до 40% из-за картелизации отрасли.
Сейчас бездеятельность АМКУ по нерассмотрению заявления в нарушение установленных порядков оспаривается в суде.
- Коллективное заявление малых предпринимателей о злоупотреблении международными платежными системами Visa и Mastercard, которым бизнес платит за обслуживание безналичных платежей комиссию, в семь раз превышающую европейские ставки, Комитет не рассмотрел уже по причинам того, что не каждый из подписантов заявления предоставил все доказательства, которые якобы требуются АМКУ.
Такое решение АМКУ тоже будет обжаловано в суд.
- Из-за ненарушения прав граждан и общественных организаций АМКУ отказался расследовать нарушения медиагрупп «1+1 Media» Коломойского, «Медиа Группа Украина» Ахметова, StarLightMedia Пинчука и Inter Media Group Фирташа—Левочкина. Речь идет о признаках нарушения в действиях олигархических медиагрупп, занимающих свыше 60% рынка телевизионного вещания. Совместно продавая эфирное время для размещения телерекламы, продавая провайдерам телеканалы пакетами и осуществляя давление на провайдеров с требованием отключения из их пакетов телевидения ряда телеканалов, медиагруппы искажают конкуренцию и нарушают интересы участников рынка. Но АМКУ снова решил, что нас, телезрителей, никоим образом это не касается. Хотя «кормят» своим олигархическим контентом телеканалы именно избирателей.
Подобная ситуация складывается и с выполнением АМКУ контрольных функций в сфере предоставления государственной помощи субъектам хозяйствования:
- В сентябре 2020 года Комитет получил информацию о незаконной государственной помощи, которую «Укравтодор» предоставляет ряду компаний-фаворитов в программе «Большое строительство» путем проведения публичных закупок с нарушением конкурентных принципов.
Но АМКУ, проигнорировав норму закона, обязывающую его проверить такую информацию, подобную проверку не осуществил.
Сейчас это решение АМКУ оспаривается в суде.
- В феврале 2021 года в Комитет поступила информация о незаконной государственной помощи, которую путем применения «зеленого» тарифа получают производители электрической энергии из альтернативных источников. Официальных решений по поводу этого обращения АМКУ еще не принимал, но, исходя из публичной коммуникации главы АМКУ, следует ожидать, что и это обращение останется без рассмотрения по сути.
Более того, подобные подходы Комитет уже начал применять не только к заявлениям и информации, предоставленными непосредственно потребителями, страдающими от последствий злоупотреблений монополистов или картельных сговоров, общественными активистами и их объединениями, а также к информации, предоставленной участниками соответствующих рынков и даже государственными органами.
В частности, в рекомендациях, которые в июле 2020 года Комитет предоставил НКРЭКУ, он описывает признаки нарушений конкурентного законодательства на рынке электрической энергии, о которых ему сообщали субъекты хозяйствования, ассоциации, объединения предприятий, народные депутаты, органы государственной власти, в том числе СБУ. Но, владея такой информацией, Комитет не начал рассмотрение соответствующего дела, вместо этого решил «перевести стрелки» на НКРЭКУ, будто бы пока от регулятора не поступят обоснованные сигналы о нарушении конкуренции, Комитет ни при чем.
Не видит АМКУ и оснований для привлечения потребителей третьими лицами к делу о монопольных злоупотреблениях поставщиков газа. При том что потребители платили за газ завышенные цены, а предметом дела является само ценовое нарушение. То есть влияние на права и интересы потребителей действиями монополиста очевидно. Но, похоже, не для всех.
АМКУ сообщил об отсутствии оснований привлечения потребителей по следующим причинам: дополнительные расходы из-за завышения цены потребители испытывали на протяжении трех месяцев (то есть потребителей заставляли переплачивать не очень долго); в наличии гражданско-правовой договор и восстановление прав может осуществляться в пределах гражданско-правового законодательства (то есть потребителям предлагают идти в суд); будущее антимонопольное решение не окажет существенного влияния на интересы и права потребителей (решение АМКУ потребителям просто не поможет).
Этот отказ также будет обжалован в суде. И это важно, потому что неучастие потребителей в расследовании в дальнейшем создает препятствия для возмещения ущерба с монополиста, злоупотребляющего своим положением. Жалобы на бездеятельность АМКУ довольно часто рассматриваются в судах. Заявители обращаются в суд, чтобы заставить Комитет рассмотреть их заявления и начать проверку или расследование. Свежий факт. Отдельным определением (вы вообще много видели отдельных определений?) от 16 февраля 2021 года Хозяйственный суд Херсонской области обязал отделение АМКУ проверить действия Бассейнового управления водных ресурсов Нижнего Днепра по жалобе одной фирмы, которая еще с 2019 года платит за воду слишком высокую цену, а АМКУ просто не реагирует на ее жалобу.
К сожалению, вынуждены констатировать, что Комитет намерен пойти еще дальше и закрепить эту позорную практику на законодательном уровне. Во-первых, Антимонопольный комитет предлагает включить в законопроект №2730 норму, которая позволит ему по собственному усмотрению принимать решение о принятии к рассмотрению или отказе в рассмотрении информации о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, полученной от представителей общественности, независимо от того, насколько она обоснована и какие бесспорные доказательства предоставлены. Во-вторых, Комитет хочет исключить из Закона «О государственной помощи субъектам хозяйствования» обязанность проверять информацию о незаконной государственной помощи, полученную им из каких-либо других источников, в том числе, от граждан и их объединений. В-третьих, Комитет предлагает парламентариям уменьшить размер ущерба, на компенсацию которого могут претендовать пострадавшие от действий нарушителей, и изменить двойной размер на фактически причиненный (одинарный).
То есть АМКУ не хочет расследовать очевидные факты злоупотреблений со стороны монополистов, устраняет потребителей из антимонопольного процесса и существенно ограничивает права на компенсацию от нарушений. А попытки общественности заставить провести расследование заканчиваются тем, что заявления/обращения остаются без рассмотрения и в лучшем случае проводится собственное расследование АМКУ, которое бесконтрольно может продолжаться десятилетиями.
Досадно, но вывод очевиден: при нынешнем составе и руководстве АМКУ цивилизованная демонополизация руками конкурентного ведомства невозможна, и этому не помогут никакие реформы. Без полного обновления состава АМКУ с принципиальными профессионалами во главе не будет активизации ни в направлении демонополизации, ни в направлении деолигархизации и уменьшения политического и экономического влияния монополистов на государственную политику.
Если руководство ведомства не хочет работать и ссориться с олигархами и влиятельными монополистами, оно должно заявить о своей отставке. Ведь за его трусость, непрофессионализм и лень платим все мы. И не только деньгами, но и будущим страны.