UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зачем китайцам медь и кобальт из Конго

Автор: Александр Леменов Грузовики вывозят руду из карьера на руднике Тенке Фунгуруме, одном из крупнейших медно-кобальтовых рудников в мире, принадлежащем китайской компании CMOC, на юго-востоке Демократической Республики Конго, 17 июня 2023 года.

Грузовики вывозят руду из карьера на руднике Тенке Фунгуруме, одном из крупнейших медно-кобальтовых рудников в мире, принадлежащем китайской компании CMOC, на юго-востоке Демократической Республики Конго, 17 июня 2023 года.

Официальный Пекин уже давно положил глаз на полезные ископаемые стран Африки. Среди многочисленных партнеров выделяется Демократическая Республика Конго — мощный производитель меди и кобальта. Но зачем эти ископаемые Китаю, который и сам является мировым лидером по их добыче. Конечно, без РФ и ее военно-промышленного комплекса в этой истории не обошлось.

Поскольку без меди и кобальта невозможно производить артиллерийские снаряды, микроэлектронику и аккумуляторы, цепи их поставок в Россию должны были бы ограничиваться санкциями, а попытки обойти эти санкции через третьи страны следует пресекать. Однаок реальная картина выглядит несколько иначе.

Читайте также: Россия и Китай торгуют новой медью под видом лома – Reuters

Экономика ДР Конго полностью зависит от полезных ископаемых, среди которых ярко выделяются нефть, медь и кобальт. Например, общая стоимость экспорта этой страны за период с 1 января 2022 года по 30 апреля 2024-го составляет 69 млрд долл., из них три четверти приходятся именно на медь и кобальт.

Среди ключевых внешнеэкономических партнеров Конго — Китай (37 млрд долл., или 54% от стоимости экспорта), Южно-Африканская Республика (6,8 млрд долл., или 10%), Гонконг (5,1 млрд долл., или 7,5%), Мозамбик (4,5 млрд долл., или 6,6%), Сингапур (3,9 млрд долл., или 5,7%), а также другие страны (почти 10 млрд долл., или примерно 14– 15% от стоимости экспорта).

Интересно, что 97% от общего количества экспорта в Китай из Конго — это полезные ископаемые, а именно медь и кобальт.

Мы попытались детализировать экспортные отношения между ДР Конго и Китаем. Общая стоимость поставок двух видов ценных металлов — меди и кобальта — колеблется в пределах 35–37 млрд долл.

Читайте также: Китайская компания импортировали медь из оккупированных украинских территорий

Также было идентифицировано, какие именно африканские компании поставляют китайцам медь и медные изделия, а также китайские компании-импортеров.

Мы также отследили динамику роста поставок меди из ДР Конго в Китай за последние годы. Очевидное оживление в торговле в последние годы не может не наталкивать на мысль, что оно связано с полномасштабным вторжением РФ в Украину.

Можно предположить, что систематическое наращивание экспортных поставок свидетельствует о наличии готовой цепи поставок полезных ископаемых из ДР Конго через Китай в РФ. Поскольку сам Китай добывает львиную долю меди в мировом масштабе, хоть и несколько уступает латиноамериканской стране Чили, являющейся лидером по добыче и поставкам меди. Вряд ли мировому «медному» лидеру интересно закупать медь из Конго для себя.

Тем более что Китай является многолетним поставщиком меди в РФ. Учитывая растущие потребности российского ВПК, почему бы не заработать, увеличив эти поставки. Общая стоимость меди, экспортируемой из Китая в РФ за период с 2022 года и по апрель 2024-го, составляет 1,12 млрд долл.

Важно отметить, что отследить по таможенным базам данных экспорт Китая очень сложно. По китайскому кейсу такое отслеживание не нестандартное (из-за таможенных деклараций), а оценивается методом «отражения». За основу берут таможенные декларации других стран, являющихся импортерами, а эти данные уже отражаются на китайскую базу, воспроизводя структуру китайской торговли.

При этом заметим, что в предварительном анализе торговля медью между ДР Конго и Китаем достигла транзакций за указанный (аналогичный) период в объеме 30,47 млрд долл.

Причина такой разницы с китайско-российскими поставками в том, что Китай импортирует медь не с целью перепродажи в РФ, а для производства тех или иных товаров, в частности, военного назначения.

Вот какие российские компании импортируют медь из Китая и китайские компании, которые ее экспортируют.

Следует выделить два предприятия, фигурирующих в перечне топ-5 импортеров меди из Китая в РФ, — ООО «СНФС (Элос)» и ОАО «Могилевский металлургический завод».

Первое юридическое лицо — ООО «СНФС (Элос)». Генеральный директор этой компании Хань Ховей. Он упоминается также как управляющий директор департамента инвестиций и финансовых рынков китайской компании Zhongchengtong International Investment Co Ltd, связанной с группой ZGC Group.

При этом ООО «СНФС (Элос)» участвовало в строительстве объектов Баимского горно-обогатительного комбината (Чукотка, РФ) с целью освоения медно-порфирового месторождения «Песчанка», которое входит в топ-3 неразработанных месторождений России и является наиболее северным по сравнению с другими крупнейшими месторождениями. О соответствующем бизнес-проекте Хань Ховей говорил в одном из интервью.

Дополнительно ООО «СНФС (Элос)» координирует свою работу с довольно специфической структурой — «Российско-китайским деловым союзом». Соглашение о создании этой бизнес-политической структуры было подписано 14 октября 2004 года в Пекине в рамках официального визита Владимира Путина в присутствии ключевых чиновников РФ и Китая.

В 2014–2022 годах соответствующей структурой руководил Геннадий Тимченко, входящий в ближайшее окружение Путина вместе с братьями Ротенбергами и Ковальчуками. С 2022 года главой «Российско-китайского делового союза» стал представитель китайской стороны Жэнь Хунбинь.

Второе юридическое лицо ОАО «Могилевский металлургический завод» не имеет российской юрисдикции. Это предприятие зарегистрировано в Республике Беларусь. Однако, очевидно, свою роль здесь сыграло то, что Россия и Беларусь входят в таможенный союз.

Теперь перейдем к поставкам кобальта. Этот металл является побочным продуктом добычи меди и никеля. Это важный материал для производства литий-ионных аккумуляторов.

У Конго наибольшие запасы кобальта в мире — около 6 млн метрических тонн. Прогнозируется, что в 2040 году мировой спрос на кобальт для использования в аккумуляторах составит 20,7 млн метрических тонн по сравнению с 6,1 млн метрических тонн сегодня.

Общая стоимость экспортируемого из Конго в Китай кобальта составляет 6,19 млрд долл. При этом динамика экспорта кобальта в Китай из ДР Конго стабильна.

В свою очередь из Китая кобальт также направляется дальше в РФ, но в значительно меньших масштабах. Общая стоимость кобальта, экспортированного из КНР в РФ за указанный период, составляет 133 млн долл. По аналогии с медью, при анализе поставок использован метод «отражения», ведь с китайской стороны сумма транзакции составляла 111 млн долл., но если проанализировать поставки со стороны РФ по таможенным декларациям, то соответствующая сумма транзакций дополняется еще 22 млн долл.

Упомянем ключевые российские компании-импортеров кобальта из Китая и китайские компании-экспортеров.

Некоторые из этих российских компаний указаны в материале на английском языке, ведь в международных таможенных декларациях именно на этом языке они и упоминаются. Но при поиске названия на русском идентифицировать их не удалось из-за умышленных ошибок в названиях.

Послесловие о поставках меди и кобальта в РФ через Китай

Экспорт Конго с 1 января 2022 года по 30 апреля 2024 года в абсолютном большинстве случаев касается поставок полезных ископаемых, а именно меди и кобальта.

В свою очередь Китай импортировал товаров из Конго за этот период на сумму 37,59 млрд долл., или более 54% стоимости всего экспорта этой африканской страны.

Читайте также: Кризис одной из крупнейших отраслей России: падение спровоцировал Китай

Эти металлы используются для создания микросхем, современных аккумуляторов, артиллерийских снарядов и т.д. Это все касается военно-промышленного комплекса Китая и РФ, следовательно, усиливает оборонку обеих стран.

Именно поэтому в конголезских полезных ископаемых заинтересован Китай, играющий важную роль в экономике и наполнении государственного бюджета Конго. А еще, напомню, дипломатический корпус российского представительства в этой африканской стране разросся как на дрожжах.

Безусловным является факт, что медь и кобальт играют немаловажную роль при производстве военной техники, боеприпасов и сплавов жаропрочных металлов. В завершение напомним, что один из ключевых российских олигархов — Владимир Потанин (владелец компании «Норильский никель») — в конце апреля 2024 заявил о релокации производственных мощностей своего медного завода в Китай, чтобы обойти экономические санкции западных стран.

К чему бы это КНР и РФ так укрепили свое сотрудничество в рамках российско-китайско-конголезских поставок металлов, необходимых для ВПК?