UA / RU
Поддержать ZN.ua

Всеобъемлющая поддержка,.. но после мира

Автор: Виктор Конев

Международная конференция по восстановлению Украины, проходившая в Риме 10–11 июля, была уже восьмой. Наверное, существенная ее особенность — заметное участие представителей территориальных громад Украины и бизнеса. Сотрудничество с партнерами, очевидно, спускают на более низкие уровни, что на самом деле вполне может дать лучшие результаты. Но добавляет и путаницы …

Например, суммы привлеченных донорских средств называют очень разные: от 3,5 млрд евро, как указывает Минразвития со ссылкой на вице-премьера Алексея Кулебу, до 11 млрд, как написала в посте в ФБ теперь уже премьер-министр Украины Юлия Свириденко.

Читайте также: Украина и Франция создали фонд на €200 миллионов для восстановления

Процитируем: «Более шести тысяч участников из 70 стран, около 200 подписанных соглашений и меморандумов на сумму около 11 миллиардов евро… Теперь важно, что настоящие соглашения превратятся в конкретные проекты, в частности в реальном секторе экономики. Ведь поддержка частного сектора была одной из ключевых тем конференции». То есть, чтобы 3,5 миллиарда стали 11 миллиардами, придется хорошо потрудиться как бизнесу, так и власти на всех ее уровнях.

Так что же там в тех «в частности»?

В частности, подписано соглашение о создании самого большого европейского фонда для инвестиций в восстановление. «К нему присоединятся четыре страны и ведущие европейские банки развития. Будет открыт конкурс на управляющего. Для нас принципиально, чтобы Украина имела голос в совете управляющих — особенно в вопросах приоритетных секторов и стратегий инвестирования, — пишет Свириденко. — …Четкое управление может сделать этот фонд эффективным и увеличить инвестиции в украинские проекты».

Заметим, что в начале года компания BlackRock, самый большой портфельный инвестор в мире, отказалась управлять Фондом восстановления Украины и собирать пул инвесторов для его финансирования из-за отсутствия интереса на фоне роста неопределенности с будущим Украины. Поэтому нужно быть большим оптимистом, чтобы предположить, что с созданием нового фонда инвесторы немедленно бросятся его наполнять.

Также объявлен новый пакет поддержки в пределах инвестрамки UIF — более 2 млрд евро. Отдельно 300 млн евро от Нидерландов и около 5 млрд евро помощи от Швейцарии в течение 10 лет.

Читайте также: Восстановлению не подлежат: в Одессе снесут несколько домов, пораженных "шахедами"

Одна из центральных тем URC — оборонная промышленность. Обсуждали создание совместных предприятий, локализацию производства, технологии. Есть заключенные соглашения. Дроны, ПВО, РЭБ — это уже часть новой экономики. Мир понимает, что восстановление нуждается в безопасности. А безопасность обеспечит сильный украинский ОПК.

Отдельный акцент — индустриальное восстановление. На конференции впервые появилась промышленная адженда — как в дискуссионных панелях, так и в подписанных соглашениях. В частности, компания NovaSklo подписала с лидерами стеклянной индустрии договор о строительстве завода по производству флоат-стекла. Индустриальный парк «Біла Церква» договорился о строительстве завода с итальянской компанией Gualapack. А Министерство экономики подписало соглашение с Агентством ООН по промышленному развитию UNIDO по проекту передачи технологий и созданию совместных предприятий с японскими компаниями на 188 млн долл.

И, конечно, развитие человеческого капитала. Основной актив Украины — дома. Миллионы людей готовых работать, переквалифицироваться и участвовать в восстановлении. На URC договорились о новых программах занятости для женщин и поддержке женского предпринимательства. Запускаются проекты для молодых предпринимателей, а также продлена программа Create Ukraine — инициатива по возвращению молодых украинцев из-за границы и привлечению их к работе в правительственных институциях. «Договорились с Еврокомиссией об обновлении трудового законодательства — современного и ориентированного на возможности», — отмечает премьер-министр.

Дополнительные инвестиции будут, но не все сразу

Очень важно, что удалось договориться о привлечении дополнительных инвестиций в восстановление жилого, медицинского, энергетического секторов, а также ресурс для поддержки малого и среднего бизнеса. Это 2,3 млрд евро в рамках инвестиционной компоненты программы Ukraine Facility. Кроме того, Великобритания одолжит нам 2,3 млрд долл. для укрепления ПВО и налаживания совместного производства оборонной продукции. В целом разные подсчеты дают очень разные суммы привлеченных средств, но все они больше нуля.

Через несколько дней после форума некоторые его участники поделились впечатлениями во время публичной дискуссии «Вектор движения восстановления Украины: итоги URC2025 в Риме», которую проводила Украинская национальная платформа Форума гражданского общества Восточного партнерства.

Читайте также: Конференции по восстановлению Украины не помогают: почему и кто виноват

Один из вопросов дискуссии можно сформулировать так: «Есть ли смысл тратить огромные деньги на восстановление того, что разрушили российские оккупанты и что может быть снова разрушено, или максимальные средства направлять на укрепление ВСУ?». Мнения участников были полярными.

В частности, по мнению народного депутата Верховной Рады Украины Галины Васильченко, одним из самых важных был тезис Урсулы фон дер Ляйен о создании фонда восстановления, к которому, в частности, уже приобщаются Италия, Германия, Франция и Польша. Также нардеп отметила как очень важный тезис Джорджи Мелани о том, что, «инвестируя в Украину сегодня, мы инвестируем в себя».

Она ответила и на вопросы, которые можно увидеть в соцсетях, о своевременности проведения конференции по восстановлению Украины во время войны. По ее словам, «когда уже сегодня в наши города прилетают ракеты или «шахеды», разрушают нашу инфраструктуру, мы не можем и не должны ждать, когда война завершится, для того, чтобы восстанавливать».

Ведущий научный сотрудник Института экономических исследований Александра Бетлий со своей стороны отметила: «Пока нет понимания, как закрывать дыру в бюджете, и этих средств пока нет, несмотря на то, о каких деньгах в принципе договорились».

Выступления представителей Евросоюза и нашего президента были прежде всего о восстановлении, они не были о стойкости, они не были об обороне. Но ведь «мы сначала должны выиграть войну, а потом говорить о восстановлении». Не было ощущения очень часто на панелях и на старте этой неотложности, что, если мы сейчас не выстоим,.. то не будем говорить дальше о восстановлении.

Читайте также: Украина и МАГАТЭ подписали соглашение об усилении сотрудничества в энергетическом восстановлении страны

Романтизм Лугано уже должен был пройти, а такое впечатление, что он и дальше существует… Очень нужно больше говорить о стойкости».

На URC2025 были широко представлены громады Украины. Руководители громад имели возможность общаться не только с европейскими коллегами, но и с представителями бизнеса, с европейскими чиновниками. Это принесло позитивные результаты. Но проявилась и неподготовленность некоторых представителей громад к участию в форумах такого уровня. Вот мнение городского главы Черткова Владимира Шматько: «Мы, Чертков, представляли два проекта. Это был проект нашего индустриального парка и проект продажи нашего водоканала. Считаю, что коммунальные предприятия в такой форме, в какой они достались с 90-х годов, неэффективны, особенно водоканалы в малых городах. Это убыточные предприятия, в них нужно инвестировать много денег, а громада не соглашается, потому что громада хочет дороги, громада хочет медицинские услуги, поэтому сегодня дотировать водоканалы — это неправильно. У нас есть такая идея: продать акции нашего водоканала. …Именно с такими проектами, я считаю, громады должны ехать на URC, на другие конференции, где предлагать, как инвестировать в громаду на условиях win-win. К сожалению, большинство глав громад, особенно малых, пишут проекты о ремонтах детских садов и с ними едут на URC. Это очень-очень неправильно».

Действительно, от позиции «дайте денег на Дом культуры» давно пора отказаться. Те руководители громад, которые поняли это, сумели заинтересовать крупных инвесторов, готовых сотрудничать даже в условиях войны.

Глава правления Агентства восстановления и развития Александр Солонтай коротко объяснил, для чего нужны встречи в формате URC и чем Римская встреча отличается от Берлинской или Лондонской: «URC — это нетворкинг, конектинг — достаточная площадка для того, чтобы искать, находить новые связи. И в этом, наверное, самая большая суть мероприятия...

Читайте также: Деньги для Украины: Шмыгаль рассказал международным партнерам, сколько нужно на восстановление и модернизацию

Фактически, восстановление Украины — это не только ставка на государственные органы. То есть бесспорно, что государственные органы — это точно важно в вопросе восстановления, без этого никак, но, кроме этого, восстановление нужно проводить через бизнес, частный сектор, общественные организации, университеты, благотворительные фундации, местный локальный уровень, самоуправление и т.п.».

Вне всякого сомнения, желающих инвестировать в Украину, в ее восстановление много. И деньги одолжат, и рабочие места создадут. Но... только после установления в нашей истерзанной немотивированной российской агрессией стране крепкого мира.

Можно подсчитывать миллиарды возможных инвестиций, но придется согласиться, что в воюющую страну бизнес вкладываться не будет. Сейчас на первом месте поддержка оружием и деньгами для отпора агрессору. Ну и, конечно, восстановление жизненно важной инфраструктуры и обеспечение жильем тех, кто остался без крыши над головой.

Следующая встреча URC должна пройти в 2026 году в Польше. Увидим, изменится ли ее формат, подходы, а главное — смыслы.