UA / RU
Поддержать ZN.ua

Восстановление на паузе. Что не так с бюджетом Украины на 2024 год

Автор: Мартина Богуславец

Чиновники, которые в этом году в один голос говорили о необходимости быстрого восстановления, планируют в 2024-м существенно сократить эти расходы.

Следовательно, украинцев может ожидать пауза в компенсациях за поврежденное и разрушенное жилье, частичное сворачивание восстановления на государственном и местном уровнях, а также медленные темпы восстановления поврежденной инфраструктуры.

И дело тут не в переводе этих расходов на оборону, если бы. Дело в других «приоритетах» государства.

Не секрет, что весь социальный блок — пенсии-стипендии, зарплаты государственного сектора, образование и медицина, программы поддержки бизнеса и граждан, восстановление — почти полностью финансируется за счет международной помощи. Не станет исключением и следующий год, на который Украине надо привлечь почти 43 млрд долл.

К тому же трата западных денег на «проедание» путем увеличения расходов на оплату труда в отдельных нереформированных центральных органах исполнительной власти (ЦОИВ) — серьезный сигнал для международных партнеров, на плечах которых лежит все будущее восстановление нашей страны.

Ведь для Запада приоритетами помощи остаются два:

Читайте также: The Economist: Помощь Запада для Украины уменьшится в следующем году

В пять раз меньше восстановления

Цифры напротив министерств и госведомств в проекте бюджета четко демонстрируют политические расклады в правительстве с уклоном на силовой блок и социалку.

Самый большой рывок в получении средств сделают Минэкономики (+628%) и Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности (+618%). Интересна логика увеличения финансирования Минстрата до 56 млрд грн, поскольку в этом году министерство из выделенных 7,7 млрд грн на программы развития оборонно-промышленного комплекса потратило всего 633 млн. Почти столько же, сколько Минобороны на розенблатовские дроны, которые не взлетают.

Бросается в глаза также трехкратное уменьшение бюджета Минвосстановления и Агентства восстановления по сравнению с нынешним годом. Их финансирование «порезали» с 119 млрд до 39 млрд грн на двоих. Агентство восстановления после резкого старта может сворачивать деятельность по восстановлению: из плановых 26 млрд грн 23 млрд придется отдать как погашение прежних кредитов Укравтодора. Еще меньше — 12,5 млрд грн предполагают направить Минвосстановления.

При этом минимальные потребности на восстановление Украины в 2024 году почти в пять раз выше и достигают более 170 млрд грн.

Из них самые важные:

Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии, наиболее прозрачно финансирующий объекты восстановления, в 2024 году, по прогнозам, уменьшится вдвое. Ведь теперь его будет наполнять только один источник — средства, конфискованные у российских физических и юридических лиц на территории Украины (в этом году это 25,8 млрд грн из 62 млрд).

Таким образом, в 2024-м стоит ожидать, что замороженными будут:

Читайте также: «єВідновлення»: как бизнесу присоединиться к программе

Rollback of reforms

Ukraine Facility механизм, разрабатываемый Еврокомиссией, предусматривает 50 млрд евро на восстановление Украины в течение следующих четырех лет. Но европейские инвестиции нам дадут только в обмен на украинские реформы, а также антикоррупционные механизмы и инструменты прозрачности.

Ключевые достижения, которые удалось наработать в 2023 году, — приоритезация проектов восстановления, публичность работы фондов, старт электронной системы восстановления DREAM — Кабмин может «умножить на ноль» одним лишь резервным фондом. Это удобный механизм для правительства, когда средства направляют через подконтрольные ЦОИВ, а не комиссию Фонда, заседание которой транслируется.

Именно через него в ручном режиме в следующем году планируют восстанавливать всю критическую инфраструктуру — от дорог и мостов до водопроводов и сооружений защиты критических объектов.

Так, Минэкономики оставляет за собой право финансировать некоторые проекты восстановления (в частности, дороги) через механизм резервного фонда, а не на базе уже сформированных государственных институтов. Уже в краткосрочной перспективе это может привести к их разрушению и необходимости создавать новые фактически с нуля.

Международным партнерам вряд ли понравится, что после почти года разработки методологии в Украине отказываются от правил приоритезации проектов восстановления и пренебрегают публичностью. Именно эти два условия остановили выделение миллионов на стадионы и бассейны в войну.

Главным риском всего этого может стать уменьшение доверия к Украине и, как следствие, поддержки.

Читайте также: Почему Украине нужен план Б: что делать с экономикой, если внешней помощи окажется недостаточно

Что можно сделать

Одна из главных проблем состоит в коротком сроке существования работающих инициатив. Например, Фонд ликвидации последствий вооруженной агрессии в 2023 году был предусмотрен согласно бюджетной программе и регулируется законом о государственном бюджете только на определенный год.

Соответственно, все механизмы прозрачности и снижения коррупционных рисков исчезают, как только исчезает соответствующая программа или графа финансирования на год. Кроме этого, это может привести к сворачиванию DREAM, которая прямо противоположна «ручному режиму», ведь работает по принципу «все видят всё» и ориентирована на прозрачное восстановление.

Для того чтобы все наработанные инструменты, позволяющие общественности и СМИ контролировать расходы, работали, нужно предусмотреть создание фонда на уровне Бюджетного кодекса — по примеру Государственного фонда регионального развития.

Национальный фонд восстановления

Внесение изменений в Бюджетный кодекс может решить ситуацию. Сейчас такая инициатива есть. Как подтверждают документы, имеющиеся в нашем распоряжении, депутаты будут предлагать создать Национальный фонд восстановления.

Поправки к законопроекту №10037 будут внесены во втором чтении и будут предусматривать изменения в статью 24 Бюджетного кодекса (резервный фонд) по созданию постоянно действующего Нацфонда восстановления.

В чем плюсы

Во-первых, аргументом «за» является то, что в Фонде попытаются объединить распыленную сейчас международную помощь на мероприятия по восстановлению и преодолению последствий вооруженной агрессии, а также средства Компенсационного фонда для возмещения убытков (Гаага) и деньги общего фонда госбюджета, предусмотренные на восстановление.

Во-вторых, и это самое важное, ко всем расходам из Фонда планируют применить критерии приоритезации, как это начало работать в Фонде ликвидации. Важно предусмотреть, чтобы такая приоритезация стала обязательной для выбора объектов. Это позволит использовать средства только с учетом первоочередности потребностей населения.

Эти два ключевых условия могут упростить мониторинг расходов на восстановление, а также не допустить финансирования неактуальных проектов.

На что предлагают направлять средства Нацфонда

Можно ожидать, что Фонд станет источником финансирования всех направлений восстановления (от компенсации за жилье до восстановления социальных объектов), в частности следующих:

Чего нет

Важно по примеру Фонда ликвидации предусмотреть деятельность комиссий по рассмотрению заявок на финансирование перед принятием решения Кабмина, возможность подавать проекты органами местного самоуправления (это особенно актуально с учетом того, что они остались без военного НДФЛ), публикацию всех обращений на финансирование до заседания комиссий, а также отчетов использования средств, отчетов приоритезации и применения DREAM в этом процессе.

Читайте также: Рада приняла за основу законопроект о судьбе военного НДФЛ

***

В течение прошлых дней и недель Украина получила ряд звоночков, которые лучше каких-либо выводов говорят о ситуации с реформами и будущей поддержке социального блока и восстановления.

Во-первых, Белый дом недвусмысленно намекнул на необходимость ускорить реализацию реформ и борьбу с коррупцией, прислав шорт-лист с дедлайнами от трех месяцев до полутора лет. Среди ключевых — назначение генеральных инспекторов по восстановлению в правительстве.

Во-вторых, США назначили генерального инспектора Минобороны Роберта Сторча наблюдателем за помощью в Украине, чтобы иметь информацию, что «американская помощь достигает целевых бенефициаров, поставленных целей и защищена от мошенничества и коррупции». Он начнет работу с 18 октября и будет сотрудничать с Госдепом и USAID. Сейчас готовятся 79 отчетов об использовании помощи США.

В-третьих, Евросоюз работает над разработкой инструмента оказания помощи в рамках 50-миллиардного Ukraine Facility, выплаты по которому возможны после ежеквартальной проверки выполнения условий.

Как видим, информации для размышлений более чем достаточно.