UA / RU
Поддержать ZN.ua

Три вопроса к НБУ, на которые каждый должен знать ответ

Автор: Александр Петрик

Полномасштабная война усилила проблемы монетарной политики, более того, сейчас ситуация в экономике и финансах не оставляет права на ошибки. Они могут стать роковыми для финансовой и экономической стабильности в воюющей стране. Финансовая дестабилизация может существенно ухудшить экономическую и военную ситуацию, а военные успехи невозможны без устойчивой банковской системы и надежных финансов.

Начнем с главных целей политики Национального банка Украины, которых необходимо достичь. Эти цели четко сформулированы в статье 6 закона о НБУ. Поэтому закон тоже расставляет приоритеты, где достижение ценовой стабильности является основной целью Национального банка. Второй по значению целью является обеспечение финансовой стабильности и, в итоге, третьей — поддержка экономического роста, если она не противоречит первым двум целям.

Поскольку достичь всех целей одновременно сложно или вообще невозможно, надо выбрать компромиссный оптимальный сценарий между основными целями политики.

Читайте также: Нацбанк снова ошибся в прогнозе: как это повлияло на экономику и почему за ошибку заплатят все

Учитывая это, рассмотрим основные направления критики текущей монетарной политики Национального банка Украины и проанализируем, почему эта критика часто ошибочна.

Критики упрекают, что политика высоких реальных процентных ставок сдерживает восстановление экономики.

Здесь нужно рассматривать две концепции, на которых НБУ основывает свои решения: анализ политики ex-ante и асимметричного риска. Первая концепция заключается в том, что любой аналитик, начинающий или академик, который, например, считает, что НБУ в прошлом поднял учетную ставку слишком высоко или установил уровень курса, не отвечающего нынешним условиям, анализирует ситуацию ex-post. То есть он уже знает все произошедшие события. С другой стороны, центральный банк принимает решения ex-ante в условиях высокой неопределенности, опираясь на собственные оценки будущего экономического развития.

Вторая концепция асимметричного риска состоит в том, что центральный банк должен принять решение, которое может привести к некоторым потерям, но не вызовет полного финансового фиаско. Даже если вероятность супернегативного сценария относительно небольшая при этом выборе, Национальный банк не имеет права на погрешность, поэтому и должен принимать более консервативное решение «с некоторым запасом прочности».

Например, решение о значительном повышении ставки сохранит ценовую стабильность и предотвратит девальвацию, хотя уменьшит кредитную активность. С другой стороны, недостаточная жесткость может привести к обвалу курса, изъятию депозитов из банковской системы и финансовой дестабилизации. И в результате не будет ни кредитной активности, ни финансовой стабильности. Поэтому центробанк должен принимать решение, которое де-юре отвечает закону о НБУ и де-факто уменьшает риск финансовой дестабилизации, хотя в некоторой степени уменьшает кредитную активность и ex-post может выглядеть чрезмерно консервативным.

Резкое снижение учетной ставки при нынешних условиях оказало бы ограниченный эффект на кредитные ставки и при этом повысило бы доверие к политике и ее нацеленности на обеспечение ценовой стабильности. В противоположность этому положительные реальные процентные ставки позволяют сдерживать инфляционные и девальвационные ожидания, обеспечивать курсовую устойчивость, способствовать обеспечению ценовой и финансовой стабильности. Сохранение контролируемой ситуации на валютном рынке и умеренной инфляции создаст предпосылки для дальнейших шагов по снижению учетной ставки и смягчению валютных ограничений, которые постепенно поддержат развитие кредитования и восстановление экономики.

Основными же препятствиями в кредитовании, согласно опросу банков, являются неопределенность в отношении экономической ситуации и бизнес-климата, слабый потребительский спрос и значительные объемы накопленных ресурсов на счетах компаний (см. рис. 1). Непрозрачность бизнеса также усложняет работу банков в сфере AML.

Второе направление критики следующее: переход к управляемой гибкости валютного рынка вызвал чрезмерное расходование валютных резервов и разбалансирование валютных ожиданий.

По меньшей мере нет оснований говорить об ухудшении ситуации с продажей валюты НБУ после перехода на режим управляемой гибкости курса (см. рис. 2).

Как свидетельствует мировой опыт, а также многолетний опыт НБУ до 2016 года, продолжение длительной фиксации обменного курса могло бы иметь значительные негативные последствия, в первую очередь в виде увеличения объемов продажи НБУ валюты из собственного резерва для поддержки этого режима курса или резкой девальвации национальной валюты.

Следует отметить и позитивные структурные сдвиги, произошедшие на валютном рынке. В частности, выросла его глубина — объемы операций банков без участия НБУ в апреле были более чем в три раза выше, чем накануне перехода к управляемой гибкости, а разница между наличным и официальным курсом остается на низком уровне. Оба этих фактора свидетельствуют об усилении устойчивости валютного рынка к ситуативным факторам.

И, наконец, третий — недостаточная точность прогнозов НБУ. Точность прогнозов следует оценивать, учитывая высокий уровень неопределенности в условиях полномасштабного вторжения. В условиях большой войны, значительной неопределенности, в частности, по ее продолжительности и интенсивности, а также по объемам международной помощи и ее регулярности обеспечить высокую точность прогнозирования инфляции объективно невозможно.

Об этом свидетельствуют оценки точности прогнозов других организаций: стремительное снижение инфляции было неожиданным для подавляющего большинства прогнозистов, и НБУ тут не исключение (см. рис. 3).

Поэтому критика по поводу несовершенства модельного аппарата НБУ без понимания сущности сложных современных моделей и методов прогнозирования некорректна.

Надо заметить, что прогноз не точечный, а веерный, то есть НБУ считает, с какой вероятностью, скажем, инфляция попадет в тот или иной диапазон. Конечно, чем уже этот диапазон, тем меньше вероятность, что инфляция в него попадет (см. рис. 4). Поэтому вероятность точного совпадения прогнозной и фактической инфляции очень мала.

В условиях существенной неопределенности НБУ придерживается более консервативного сценария в прогнозах, чтобы решения по монетарной политике не привели к ценовой и финансовой дестабилизации. Поэтому прогнозы, на которых базировались решения НБУ, были традиционно неоптимистичными, но и не слишком пессимистичными, зато достаточно взвешенными с учетом информации на момент формирования прогноза.

Читайте также: Нацбанк спрогнозировал рост инфляции до 2026 года

Что же касается значительного отклонения фактической инфляции в 2023 году от прогноза НБУ в январе 2023-го, то это связано прежде всего с временными и малопрогнозируемыми факторами. В первую очередь это были:

В целом начиная с апреля 2023 года, несмотря на консервативные предположения, НБУ был более оптимистичным, чем консенсусные оценки по темпам замедления инфляции. А в 2024 году, несмотря на сохранившуюся положительную ситуацию со стороны цен на продовольствие, прогнозы НБУ, прежде всего базовой инфляции, остаются достаточно точными.

Читайте также: Регулятор установит лимиты на исходные переводы между физлицами: 100 000 грн и 30 операций в месяц

Так что сложно не согласиться с тем, что результативность монетарной политики НБУ в 2022–2024 годах находится на достойном уровне. После всплеска инфляции в 2022 году она постепенно снизилась и находится в пределах однозначных чисел. Валютные резервы удерживаются на достаточно безопасном уровне и составляют 42,4 млрд долл. США, или 5,5 месяца будущего импорта. С начала вторжения стабильный курс гривни к доллару исполнял роль номинального якоря. Это противодействовало оттоку депозитов, удерживало инфляционные ожидания и позволяло держать инфляционные процессы под контролем. Постепенный переход к более гибкому курсообразованию сейчас противодействует уменьшению ценовой конкурентоспособности, является стабилизатором от возможных валютных шоков и способствует поддержанию уровня резервов. Вместе с тем инфляционные ожидания существенно не изменились, и инфляция составляет всего 3,2%. Была обеспечена стабильность финансовой системы и действенность платежной системы в условиях войны. Все банки продолжали предоставлять банковские услуги населению и бизнесу в полном объеме, а платежная система работала практически без сбоев и обеспечивала платежи в воюющей стране. Институциональная устойчивость центрального банка остается на высоком уровне. Несмотря на частичный переход работы в online-формат и значительные кадровые изменения, Национальный банк в полной мере выполнял свои функции по обеспечению ценовой и финансовой стабильности. Привлечение финансирования от МВФ и сотрудничество с другими центральными банками (соглашения своп) поддержали финансовую устойчивость на протяжении войны.

Так что главной задачей НБУ по-прежнему являются дальнейшее усовершенствование прогнозного аппарата и, соответственно, сохранение доверия к своим прогнозам. А участники рынка должны учесть такие прогнозы в своей деятельности.