UA / RU
Поддержать ZN.ua

Результатом борьбы с НДС-схемами стало тотальное «замораживание» налогового кредита добросовестного бизнеса

С каждым «облегчением или улучшением» ситуация только ухудшается

Автор: Татьяна Кириленко

На сегодняшний день более 40% активного бизнеса столкнулось с блокировкой налоговых накладных из-за изменений в постановлении о системе мониторинга оценки рисков (СМКОР) в октябре 2022 года. Это едва не привело к коллапсу: только в течение IV квартала с блокировкой столкнулось 65 188 поставщиков. Несмотря на то, что тогда работали (подавали НН/РК на регистрацию) только 161 550 плательщиков.

Читайте также: Налоговая амнистия завершилась: возможностью воспользовались только 845 украинцев

Вопрос блокировки налоговых накладных и соответствующей системы мониторинга оценки рисков (СМКОР) не сходит с повестки дня достаточно долгое время. Но проблем от этого не становится меньше, хотя правовую базу, регулирующую эту сферу, каждый раз совершенствуют. Но положительные изменения едва заметны, и бизнес продолжает жаловаться на давление со стороны государства.

Как показала практика, только Совет бизнес-омбудсмена (СБО) рассмотрел почти четыре тысячи жалоб по вопросам СМКОР. Они касались блокировки конкретных налоговых накладных/расчетов корректировки (НН/РК), включения предприятий в перечень рискованных плательщиков, неучет таблиц данных, нерегистрации НН/РК на исполнение решений суда. А в последние два года жалобы, связанные со СМКОР, превысили 40% общего количества.

Следовательно, планы бюджетных поступлений выполнялись не столько благодаря борьбе с НДС-схемами, остановке фиктивных операций, сколько в результате «замораживания» налогового кредита добросовестных покупателей. Критичность ситуации вуалировалась еще и тем, что много остановленных НН/РК не оспаривали просто потому, что в этом не было экономического смысла из-за траты средств на правовую помощь, дополнительную работу бухгалтеров, сложность исполнения судебных решений, инфляционные процессы.

Читайте также: Шмыгаль: все налоги, которые платят граждане и бизнес, пойдут именно на оборону и безопасность

Ситуация крайне заострилась, когда в конце 2022 года были внесены изменения в вышеупомянутый порядок. В частности, исключена возможность безусловной регистрации расчетов корректировки к налоговой накладной, в которых предполагается уменьшение суммы компенсации стоимости хотя бы одного из товаров/услуг.

Регистрация останавливалась, если по результатам автоматизированного мониторинга налогоплательщик отвечает хотя бы одному критерию рискованности. Внесены изменения и в критерии рискованности, с учетом которых налоговая будет проверять остатки не только рискованных, но и всех товаров. Кроме того, установлена обязанность комиссий контролирующих органов в ряде случаев принимать решение о неучете таблицы данных налогоплательщика.

Изменения, вместо ожидаемого позитива, послужили причиной множества проблем. Таблица данных, которая должна была стать счастливым билетом для беспрепятственной регистрации НН/РК, из-за человеческого фактора (комиссии) превратилась в тормоз.

Не имело смысла и то, что в мониторинге оценки рисков оставили единственное условие для срабатывания риска — достижение уровня поставленного больше приобретенного в 1,5 раза. Потому что какой же это рискоориентированный подход, если под риски подпадает почти все, а тенденция от автоматического к ручному контролю растет, и все больше бизнеса проходит через волевые решения комиссий, а не через автоматизированные алгоритмы.

Читайте также: Не платят налоги 95% компаний из сферы «игорки». СБУ и БЭБ уже открыли 45 дел

С I квартала 2021 года процент рискованных плательщиков неуклонно рос, достигнув в IV квартале 2022-го 17,3% от всех плательщиков НДС (45 214 плательщиков имели статус рискованных). На примере индивидуальных жалоб, которые в прошлом году рассматривал СБО, можно констатировать, что в 75% случаев не отмечались реальные причины принятия решений о соответствии критериям рискованности и решений о неучете таблиц данных.

И к тому же очень часто фиксировалась непропорциональность негативных последствий для бизнеса сомнениям, становившимся причиной принятия негативных решений. Согласно судебной статистике, в 2022 году налогоплательщики выиграли 94,4% дел по категории «остановка регистрации налоговых накладных» (в 2021-м — 93,5%). Из 3607 дел этой категории, рассмотренных судами первой инстанции с принятием решения, в 3406 делах исковые заявления были удовлетворены.

С учетом такой ситуации, очевидными стали допущенные ошибки. И государство попыталось их исправить (едва ли не ежемесячно в прошлом и уже в этом году корректировало правила игры). Изменениями пытались автоматически зарегистрировать заблокированные с октября НН/РК, правда, при ряде условий. Подкорректировали критерии рискованности осуществления операций. С учетом военного положения предусмотрели их применение в отношении непредоставления деклараций с НДС и финотчетностью. Ввели Справочник кодов налоговой информации, которая является основанием для принятия решения о соответствии налогоплательщика критериям рискованности, а также дополнили положение о неучете таблицы данных плательщика.

Вслед за этими изменениями была еще и коррекция приказом Минфина, касавшаяся преимущественно комиссий регионального уровня. Но то ли чиновникам не хватило знаний, то ли не было реального понимания ситуации, потому что в результате получилось так, что если раньше бизнес в большей степени зависел от попадания на автоматический КРО1 (утвержденный на уровне КМУ в нормативном акте) в случае закупки значительной доли «рискованных» товаров, то после изменений — от таблицы и возможности ее отмены на уровне региональной или центральной комиссии, без права административного обжалования (после чего НН/РК автоматизировано остановятся).

Читайте также: Украинцы могут оформить налоговую скидку на развитие ребенка

Отсутствие таблицы стало чем-то напоминать статус рискованного предприятия, который тоже можно получить коллегиальным решением налоговой и который не оспаривается в вышестоящем органе. То есть мало что осталось от автоматизации процесса.

Кроме автоматизированности, многое значит предсказуемость, чтобы бизнес понимал государственную политику в сфере СМКОР; коммуникационность, призванная убрать формальности и довести до сведения плательщика необходимую ему информацию; пропорциональность в отношениях между бизнесом и госорганами, чтобы те не включали компании в перечень рискованных или неучет таблиц данных из-за того, что где-то среди покупателей или продавцов встретились недобросовестные контрагенты.

Среди ряда других рекомендаций эксперты СБО советуют перед принятием каких-либо изменений в порядки регистрации НН/РК проводить основательный анализ и прогнозирование их влияния. Установить четкие показатели-предохранители проблем бизнеса от функционирования СМКОР и предусмотреть в случае нарушений вмешательство со стороны других органов власти (Верховной Рады, КМУ).

СБО также считает, что целесообразно было бы создать в СМКОР дополнительный показатель — так называемые ΣСомнительные операции. Судя по практике, чаще всего основаниями для принятия негативных решений являются сомнения налоговых органов в отношении определенной части операций плательщика НДС (его входного кредита НДС или операций по формированию такого кредита его покупателям), что приводит к отказу в регистрации НН/РК, к неучету таблиц, включению в перечень рискованных.

Следовательно, если учесть рекомендации СБО, а это практически пожелание бизнеса, то большинство несогласований можно устранить. Но не стоит во всех бедах обвинять только государственные органы. Дело в том, что проблемы с фиктивными операциями, «скрутками» НДС, нагромождались годами. Поэтому сейчас, принимая решение, нужно взвешенно оценивать деятельность сторон (государственных органов и бизнеса), чтобы изменения давали положительный эффект.

Больше статей Татьяны Кириленко читайте по ссылке.