В течение войны на всех встречах с иностранными донорами Украина сталкивалась с одной ключевой проблемой — дефицитом качественных проектов, которые можно предложить инвесторам. Можно ли на системном уровне решить эту проблему?
Экономический туман войны
В ближайшее время Украине необходимо будет решать системную проблему, связанную с трудоустройством и социальной адаптацией примерно двух миллионов внутренне перемещенных лиц (указанное количество ВПЛ может существенно колебаться в зависимости от динамики военных действий).
Задача №1. Отыскать модель экономической и социальной трансформации этого человеческого капитала в новых условиях поствойны. Здесь есть риск оказаться в ловушке ошибок 2014−2015 годов, когда примерно 1,5 миллиона ВПЛ либо расселили во временных «блочных» городках в условиях своеобразного гетто, либо вообще бросили на произвол судьбы в арендованном жилье.
Как следствие, этот человеческий капитал приобрел характер «рассеянного украинства», причем рассеянного, как это ни парадоксально звучит, на своей Родине. Часть такого населения эмигрировала за границу, а кто-то даже вернулся на временно оккупированные территории в свои дома.
Задача №2. Новая промышленная политика — создание предприятий с высоким уровнем добавленной стоимости и привлечение соответствующих инвестиций, в частности в энергоемкие производства. Изменение структуры экспорта — с сырьевого на более сложный.
Задача №3. Модернизация энергетики, требующая наличия не только новых мощностей по генерации электроэнергии, но и мощных платежеспособных потребителей генерируемой энергии.
Таким образом, ключевая задача — как объединить задачи №1, №2 и №3. Ответ на это и дает проект «Феникс».
ВПЛ с востока — это люди, формировавшиеся в индустриальном жизненном укладе, поэтому, оказываясь в других менее индустриализированных регионах страны, они постепенно теряют свои навыки и компетенции. Задача государства — помочь таким громадам сохранить в ходе перемещения свою социокультурную идентичность.
Речь идет даже о целых рабочих коллективах, нуждающихся в релокации вместе с производствами с востока в центр страны и на запад.
Фактически Украине необходимо снова собрать новую модель размещения производительных сил экономики, исходя из наличия ключевых факторов производства: материальных, природных, человеческих, энергетических, транспортно-логистических.
На сегодняшний день в рамках модели нового размещения производительных сил следует обратить внимание на источники энергии. Ведь доступность производств к необходимым по объему и цене энергетическим ресурсам является сейчас ключевым фактором глобальной конкурентоспособности.
Точками подключения к источникам энергии в Украине могут стать промышленные платформы вблизи трех атомных электростанций, находящихся под нашим контролем. Речь идет о Хмельницкой, Ровненской и Южноукраинской АЭС.
Сжато проанализируем их параметры.
- Промышленная площадка Хмельницкой АЭС расположена на севере Хмельницкой области (140 км от Хмельницкого), центр потенциальной промышленно-энергетической платформы — город Нетишин.
Промышленно-энергетическая платформа имеет удобные транспортно-логистические коммуникации: в 9 км севернее от АЭС проходит железнодорожная линия Шепетовка—Здолбунов—Львов (станция Кривин с подъездными железнодорожными путями от АЭС).
Кроме того, автомобильная дорога государственного значения Бердичев—Шепетовка—Острог, с отдельным въездом в АЭС.
Мощность Хмельницкой АЭС — 2000 МВт, население Нетишина — 35 тысяч человек.
- Ровненская АЭС с центром промышленно-энергетического кластера в городе Вараш с населением 42 тысячи человек. Мощность — 2800 МВт. Электростанция подсоединена к электросети с помощью ЛЭП 2×750кВ, ЛЭП 4×330кВ и ЛЭП 5х110кВ.
- Южноукраинская АЭС, расположенная в Николаевской области с центром промышленно-энергетической платформы в городе Южноукраинск с населением более 40 тысяч человек. Мощность — 3000 МВт. Возле Южноукраинска проходит Одесская железная дорога. Платформа имеет развитую сеть автомобильных дорог.
Принцип развития промышленно-энергетических платформ — гарантия для инвесторов поставки необходимого объема электрической энергии по льготному ночному тарифу в случае размещения на территории платформ энергоемких производств с высоким уровнем добавленной стоимости и создания значительного количества рабочих мест.
Это предполагает размещение производств, которые могли бы работать и в ночную смену, когда потребление энергии в системе падает, а базовая атомная генерация остается стабильно высокой. В этом контексте на трех промышленно-энергетических платформах можно разместить промышленные производства с совокупным энергопотреблением на уровне примерно 20% генерации электроэнергии на АЭС.
Урбанистическими центрами для размещения новых работников таких промышленно-энергетических платформ должны стать города-спутники АЭС (Варош, Нетишин, Южноукраинск), у которых уже есть стартовая социальная и транспортная инфраструктура.
А сами промышленно-энергетические платформы должны стать индустриальными ядрами двух новых ключевых кластеров промышленного развития страны — Подольского и Причерноморского.
В рамках новейшей таксономии территориально-экономических районов Украины выделяют девять кластерных образований. Часть из них находится в условиях военного разрушения или частичной оккупации.
При этом новой базой индустриального развития может стать Подольский экономический район, к которому относят Винницкую, Тернопольскую и Хмельницкую области. Кроме того, к указанному кластеру следует отнести и Ровненскую область, раньше входившую вместе с Волынской областью в Северо-западный экономический район (перспективы развития которого в контексте угрозы со стороны Беларуси пока отнюдь не положительные).
Так что в подобном формате новый Подольский кластер может стать новым центром промышленного развития с опорой на две АЭС — Ровненскую и Хмельницкую.
Вторым кластером развития может стать Причерноморский экономический район (Одесская и Николаевская области) с опорой на Южноукраинскую АЭС. Развитие в рамках такого кластера пока придется осуществлять без привлечения промышленных платформ на временно оккупированных территориях (часть Херсонской области и АР Крым).
Три фактора успеха указанных проектов
- Создание для инвесторов индустриальных платформ — бесплатное подключение электроэнергии и льготный тариф на 5−10 лет. Размещение энергоемких и трудоемких производств.
Таким образом, получаем первую, производственную, сферу проекта — создание рабочих мест и привлечение инвестиций. Сохранение социокультурных сообществ ВПЛ, их традиционного жизненного уклада (занятость в промышленности, социальная среда).
- Вторая сфера проекта — создание качественного жизненного пространства: школы, детские сады, парки, спортивные сооружения и т.д. Ведь то, что предлагается для ВПЛ сейчас, это гетто в виде модульных городков, без социальной инфраструктуры, рабочих мест, качества жизни.
- Третья сфера — открытое пространство в таких городках для малого бизнеса и микропредпринимательства. Это формат чартерных городов, о которых писал нобелевский лауреат Пол Ромер.
Качественная дерегулированная предпринимательская среда. Упрощенное землепользование и подключение к базовой инфраструктуре. Заявочный принцип ведения бизнеса. Это может стать прототипом более широкой урбанистической тенденции в Украине — появления больших чартерных городов, где бизнес развивается на основе саморегуляции, специальных советов предпринимателей.
Проект «Феникс» можно начать на базе уже существующих городов, являющихся базовыми для действующих АЭС:
— Южноукраинск — Южноукраинская АЭС;
— Нетишин — Хмельницкая АЭС;
— Вараш — Ровненская АЭС.
Каждый из таких инвестиционных проектов будет иметь капитализацию 1−2 млрд долл.
И под такие реальные проекты можно привлекать финансирование западных партнеров.
Почему? Есть ряд причин
- Фактор доступа к дешевым источникам электроэнергии становится базовым индикатором конкурентоспособности как отдельных бизнесов, так и страны в целом.
- Инвесторам интересны такие проекты, вспомним жалобу «Байрактара» на вымогательство 10 млн долл. за подключение к сетям. А здесь доступ и тариф будут гарантированы.
- Советские АЭС строились как индустриальные площадки. А значит, есть колоссальный запас по мощности сетей, удобные транспортные коммуникации, подъездные ветки железных дорог, территории под индустриальную зону, где можно размещать только промышленное производство.
- Города-спутники АЭС создавались с хорошо развитой базовой социальной инфраструктурой.
- Проект системно решает проблему украинских ВПЛ, то есть потенциально выгоден для Европы.
- Проект сохраняет потенциал и целостность социального капитала, единство трудовых коллективов уничтоженных и остановленных на востоке заводов.
- Инвестиции в производство окупят затраты на жилье и социальную инфраструктуру ВПЛ. А в проектах модульных городков этого не будет никогда.
- Три проекта, три промышленно-энергетические платформы, три чартерных города в рамках двух региональных кластеров (экономических территориальных районов) — это дополнительная генерация ВВП с высоким уровнем добавочной стоимости и усиление экспортного потенциала.
- Такие проекты — стимул для развития ядерной энергетики. Иначе для кого мы будем наращивать мощности, учитывая деиндустриализацию страны?
- Это хорошая площадка для обкатки концепции свободных чартерных городов в современном экономическом укладе.
Осталось только достучаться до людей, принимающих решения. В условиях Украины это может быть очень сложно.