Еще никогда тема публичных закупок не находилась в эпицентре такого количества скандалов, как в течение нескольких последних месяцев. Причем раздражение у общества вызывает не столько коррупция или нарушения в закупках (хотя и это тоже), сколько необоснованность потребностей.
Мы видим, как закупки, на которые еще два года назад никто бы не обратил внимания, — что в конце концов плохого в новой мостовой, строительстве стадиона, ремонте театра или даже дорогой овощерезке для школьной столовой, если там нет коррупции, — сейчас вызывают шквал эмоций, сотни публикаций в медиа и соцсетях и даже становятся причинами акций протеста. И причина этого понятна: как можно тратить средства налогоплательщиков на «это», когда наша армия до сих пор не обеспечена, когда мы ежедневно видим от друзей и знакомых десятки волонтерских сборов на дроны, авто и такмед.
Так что мониторинг тендеров на Prozorro для многих активных граждан и журналистов стал ежедневным ритуалом и способом борьбы с расточительством. И можно сказать, что довольно эффективным, — десятки новостей об отмененных в результате огласки тендерах хорошее этому подтверждение.
Здесь очень легко впасть в крайности, требуя отмены абсолютно всех закупок, которые никоим образом не касаются обеспечения армии, лечения раненых или ремонтов критической инфраструктуры. Поставить экономику на военные рельсы в наших условиях — это вовсе не построить военный коммунизм с планом и госзаказами. Нам необходима действующая рыночная экономика, и рынок публичных закупок является важным стимулом для украинских производителей, для малого и среднего бизнеса. За последний год в тендерах на Prozorro приняли участие 11 тысяч предпринимателей, а сумма подписанных контрактов превышает 500 млрд грн.
Впрочем, то, насколько активно общество включилось сегодня в мониторинг публичных закупок, обязательно выльется в большую осмысленность и эффективность гостендеров. Ведь на Prozorro «все видят всё». Я уверена, что уже сейчас для многих заказчиков объявление любого тендера на Prozorro сопровождается то ли большими, то ли меньшими, но сомнениями, а иногда и муками совести.
И также это заставило всех посмотреть на процесс закупок немного шире, чем от объявления тендера до подписания контракта. Ведь всему этому предшествует определение потребности. Что нужно закупить? Почему именно это и почему именно за столько?
Все это очень здоровые тенденции, которые нам, как Министерству экономики, важно закрепить.
А значит, сейчас мы движемся к тому, чтобы постепенно внедрять механизм обоснования в публичных закупках.
Первый шаг — обязанность для заказчиков обосновывать неприменение Prozorro. И он уже действует. Следовательно, из самой электронной системы должно стать понятно, каким основанием руководствовался заказчик для заключения прямого договора и насколько это объяснение аргументировано.
Второй шаг — обязательное обоснование самой потребности в закупке. Ведь все мы знаем, что иногда можно провести закупку без какого-либо формального нарушения, но при этом «слить» миллионы гривен на товары, работы или услуги, которые не несут никому какой-дибо пользы и являются только освоением бюджета.
Обязательное обоснование должно побуждать организации более сознательно относиться к закупочной работе. Объявление закупки, не предусматривающей реального и хорошо аргументированного объяснения, станет более рискованным делом. И наоборот, многие заказчики смогут избежать скандалов, если изложат обоснование своих закупок сразу же при их объявлении, а не будут вынуждены оправдываться постфактум.
Опять же, мы осознаем, что эта инициатива натолкнется на критику — в первую очередь со стороны заказчиков, для которых публикация обоснований станет дополнительной нагрузкой. Какже возникает риск того, что заказчики могут публиковать вместо обоснований отписки наподобие «согласно решению руководителя», которые не сообщат общественности какую-либо ценную информацию (хотя в действительности это тоже многое скажет о намерениях заказчика). Подобная участь постигла норму о публикации обоснования ожидаемой стоимости закупок, инициированную Госаудитслужбой.
Именно поэтому обязательное обоснование потребности в закупках мы планируем сначала отпилотировать именно на прямых договорах. И параллельно разрабатываем с Киевской школой экономики четкую методологию: какую именно информацию должен опубликовать заказчик в Prozorro, чтобы обосновать свою закупку и ее ожидаемую стоимость. Ведь на самом деле еще до публикации тендера каждая закупка должна обосновываться внутри самой организации. И все, что мы предлагаем, — это чтобы подобная информация стала доступной всем в системе Prozorro.
В любом случае эволюционное движение к более осмысленным и рациональным закупкам, которое мы переживаем в Украине и к которому активно подталкивает наше государство гражданское общество, я убеждена, уже не остановить.