UA / RU
Поддержать ZN.ua

Погоня за ростом, или Возможен ли экономический скачок Украины?

Авторы: Василий Фурман, Александр Чопа

После окончания войны перед Украиной встанет амбициозная задача — рост, причем быстрый.

Амбициозной, но осуществимой целью является рост, который обеспечит сопоставимый с соседними западными странами уровень жизни в перспективе одного поколения — 20–30 лет. Это обеспечит наличие ресурсов для преодоления ключевых препятствий долгосрочного роста: минимизировать риски новой агрессии со стороны России в будущем и создать условия для улучшения демографической ситуации (возвращение значительного количества людей, которые выехали из Украины/являются этническими украинцами, или необходимый приток мигрантов).

Читайте также: Экономические перспективы 2024-го для Украины

Вместо того, чтобы давать практические советы, как стать новым «восточноевропейским тигром» (большинство рецептов известны и неоднократно обсуждались как в экспертном кругу, так и в медиа), попробуем ответить на следующие вопросы:

Для анализа используем данные МВФ и Всемирного банка за 1994–2023 годы. Выбор именно такого ретроспективного периода обоснован. Во-первых, технологический уклад современного мира меняется очень быстро, и рецепты роста, использованные в 1960–1980-х годах, могут быть не вполне приемлемыми в современных условиях. Например, дешевый труд больше не является решающим преимуществом для развивающихся стран — индустриальное производство стало значительно менее трудоемким, а тренд на глобализацию и интеграцию меняется на геоэкономическую фрагментацию и экономический протекционизм. Во-вторых, Украина как независимое государство не существовала до 1991 года, поэтому ее развитие в составе нерыночной модели СССР невозможно сравнить с другими странами.

Так что, исходя из указанных данных, рассмотрим два подхода к очерченному нами вопросу.

Читайте также: Война будет длиться годами. На что мы надеемся?

 

Подход №1: «чемпионы роста»

Абсолютное большинство экономистов сходится на том, что рост реального ВВП является не идеальным, но лучшим из существующего и возможного измерением экономического роста. Но какие темпы такого роста нужно считать быстрыми? Очевидно, что этот темп должен быть выше среднего. Учитывая, что прогнозы средних темпов роста мировой экономики от МВФ (World Economic Outlooks) в течение последних 20 лет постепенно снизились с около 5 до 3%, быстрыми мы будем считать средние темпы роста реального ВВП на уровне, превышающем 5%. Анализ соответствующих данных МВФ показал, что всего 30 из 196 стран (15% от общего количества) смогли достичь подобного результата (табл. 1).

Не нужно быть выдающимся экономистом, чтобы заметить, что рецепты успеха подавляющего большинства стран не находятся в фокусе внимания как академического сообщества, так и ведущих медиа. Вспомните сами, много ли вы слышали об экономических достижениях таких стран, как Руанда, Эфиопия, Камбоджа или Мозамбик, экономика каждой из которых росла средними темпами от 6 до 8% в течение последних 30 лет. Поэтому прежде чем анализировать, кому и как удалось обеспечить скачок, давайте убедимся в том, что экономический рост «можно намазать на хлеб», — привели ли такие быстрые темпы роста в этих странах к качественному изменению уровня жизни большинства их граждан. Для этого воспользуемся традиционной методологией Всемирного банка о распределении стран на группы по уровню доходов (ВНД/человека), а именно:

Применение такого критерия сужает круг «чемпионов» до семи стран: Экваториальная Гвинея, Гайана, Китай, Армения, Азербайджан, Грузия и Панама. О каждой из этих стран нужно говорить отдельно, поскольку нет универсального рецепта роста. Общепризнанным и доказанным является тот факт, что наличие природных ресурсов в стране само по себе не обеспечивает ни стремительный рост (Венесуэла), ни достаточный рост уровня благосостояния населения (Россия, богатые ресурсами страны Африки). Вместе с тем в сочетании с другими факторами их наличие позволяет отдельным странам достичь нужных результатов: четыре из семи стран (Экваториальная Гвинея, Гайана, Азербайджан и Панама) оказались в «перечне чемпионов» в основном благодаря наличию природных ресурсов (в случае Панамы это удачное географическое положение, которое привело к инвестиционному буму в стране из-за увеличения пропускной способности Панамского канала).

Читайте также: Переход к военной экономике. Четыре главных шага, которые должна сделать Украина

 

Подход № 2: устойчивый vs стремительный рост

Рассмотрим другой подход. Сначала отберем страны, удовлетворяющие критерию скачка в уровне жизни: по уровню доходов страна должна переместиться на две ступеньки, по классификации Всемирного банка, а потом посмотрим на то, какими темпами эти страны росли. Агрегированные данные приведены в табл. 2.

Мы видим, что «стран, у которых получилось», вдвое меньше, чем «чемпионов роста»: всего 15 из 218 (7%) стран и территорий, по классификации Всемирного банка, сделали скачок в уровне доходов на человека. Очевидно, что верхняя часть таблицы отвечает данным, полученным в подходе №1, но непосредственный интерес для нас представляют шесть стран из нижней части списка. Именно в нем в основном находятся географически и ментально близкие страны, которые вышли из бывшего социалистического лагеря и образовались после распада СССР. Эти страны также стартовали из одной с Украиной группы стран — с доходами на уровне ниже среднего, но за 30 лет перешли в категорию стран с высоким уровнем доходов.

Вместо выводов очертим возможный рецепт роста для Украины.

  1. Хотя современная экономическая теория отрицает наличие природных ресурсов как фактор роста, они существенно упрощают стремительный рост: четыре из семи стран в перечне «чемпионов роста», осуществивших скачок в уровне доходов на человека (табл. 1), оказались в нем благодаря наличию природных ресурсов (Экваториальная Гвинея, Гайана, Азербайджан и Панама).
  2. Наиболее релевантными примерами для Украины являются такие страны Центральной и Восточной Европы, как Польша, Литва, Эстония, Латвия, Румыния и Хорватия. Всем этим странам удалось обеспечить существенный рост уровня доходов на человека и, как следствие, новое качество жизни для своих граждан в течение всего одного поколения.
  3. Скорость роста не равняется его качеству. Релевантные страны ЦВЕ не демонстрировали взрывной рост: его средние темпы колебались от 2,5% в Хорватии до 3,9% в Польше. Но ключевым признаком такого роста была его стабильность: отсутствие значительных всплесков (перегрев экономики) и провалов (кризисы и шоки в экономике).
  4. Рецепт роста для Украины. Анализ результатов, полученных в двух описанных выше подходах, с учетом стратегического курса государства на обретение полноправного членства Украины в Европейском Союзе и Организации Североатлантического договора позволяет сформулировать рецепт роста для Украины следующим образом:

Грузия + Польша, Литва, Эстония, Латвия, Румыния = экономически успешная Украина.

Перефразировав уравнение и не углубляясь в детали, мы можем сформулировать его так: структурные реформы в сочетании с евроатлантической интеграцией являются фундаментом, на котором Украина сможет построить экономически успешную страну.

Читайте также: Риски внешней поддержки — ключевые для экономики в этом году
  1. Как может выглядеть такой рост Украины, или Сценарий «что, если». До полномасштабной войны потенциальным темпом роста реального ВВП для Украины были 4%. Специалисты МВФ и Национального банка сходятся в том, что в случае реализации благоприятного сценария (проведение всех необходимых реформ + усиление антикоррупционных органов и перезапуск судебной системы) можно приблизить темпы роста реального ВВП до 7% годовых в течение первых десяти лет после окончания войны. Этот горизонт недостаточен для нашего упражнения, поэтому, предполагая постепенную конвергенцию в уровне доходов между странами ЦВЕ и «старой Европой», дополним наш прогноз следующими предположениями:

Таким образом, у Украины есть все шансы, чтобы сделать необходимый скачок — обеспечить темпы роста, которые позволят догнать по уровню доходов соседние страны ЦВЕ в течение одного поколения. Но эта амбициозная задача требует значительных усилий от всех разработчиков политики и от общества в целом с учетом того, что горизонт политики простирается не до очередных выборов, а до следующего поколения.