UA / RU
Поддержать ZN.ua

От сырьевой к кластерной. Как должна измениться экономика Украины

Автор: Алексей Кущ

Три довоенных «кита» украинской экономики оказались бумажными и сгорели в пламени войны. Аграрно-сырьевая модель сейчас в кризисе вследствие потери традиционных рынков сбыта и удобных логистических маршрутов.

Модель трансфертов трудовых мигрантов существенно сократилась и будет сокращаться — украинцы все больше переходят к формату постоянной миграции, отходя от маятниковой миграции, когда мигранты периодически возвращаются на Родину. ІТ-сектор также переживает существенный отток кадров за границу и сворачивание глобальных контрактов вследствие рисков войны.

Поэтому Украине в ближайшее время необходимо будет определить схему нового размещения продуктивных сил экономики — природных ресурсов, энергетики, человеческого капитала, рынков сбыта, технологий, образовательного и научного потенциалов.

Читайте также: Рост реального ВВП сократился за один квартал практически вдвое – ИЭД

Что должно стать драйвером роста, или Спрос либо предложение

Значительная часть западных стран растет именно за счет использования потребительского спроса как ключевого драйвера развития.

Украина в этом контексте в значительной степени потеряла свой потенциал внутреннего рынка: более шести миллионов украинских беженцев стали активными потребителями в других странах.

После войны в Украине может остаться приблизительно 25 миллионов человек, из которых до 10 миллионов составят пенсионеры и 2–3 миллиона — инвалиды и льготники.

Именно поэтому в Украине часто говорят: путь «простых решений» для нас — стать как условная Латвия или Эстония. При детальном анализе оказывается, что этот результат был достигнут в таких странах в основном за счет ЕС (пакеты помощи, инвестиции), а не реального промышленного развития. Свою роль сыграли два фактора: глобальная инфляция доллара и сокращение численности населения. Еще такие экономисты, как Мальтус и Тинберген, указывали на такой эффект от сокращения численности населения, как рост дохода на душу населения (определенная константа ВВП распределяется на меньшее количество людей). Только этот закон выводили для бедных, преимущественно сырьевых, стран. Но он работает и в режиме стран с глубокой деиндустриализацией, десоциализацией и депопуляцией населения. Единственное ограничение для такой модели — численность населения должна быть небольшой относительно тех факторов наполнения ВВП, которые являются базовыми: сырьевой и/или внешней помощи. Очевидно, что для страны с населением 30 миллионов лиц подобная модель не подходит. Теперь понятно, что рост дохода на душу населения в Турции на фоне увеличения численности населения на 50% и рост такого дохода в Латвии на фоне падения численности населения на 28% существенно отличаются между собой. Украина в этом плане стоит на распутье. Или азиатские модели роста с новой индустриализацией и репатриацией населения (возврат к популяции хотя бы на уровне 40 миллионов человек). Или латвийская модель роста — моногород в виде столицы и население менее 20 миллионов человек, с оптимумом в 15 миллионов (8 миллионов пенсионеров, 3 миллиона детей и 4 миллиона экономически активных потребителей). Но такая численность населения подходит только для сервисно-сырьевой модели. И она возможна лишь при условии вступления в ЕС и огромных дотаций со стороны Европы на уровне по меньшей мере 10 млрд евро в год. Без членства в ЕС, с учетом пропорции населения/сырьевого потенциала, экономический ориентир Украины — доход на душу населения на уровне современной Монголии.

Читайте также: Экономическое падение и восстановление Украины

Как при этом превратить сырьевое проклятье в фактор системной конкурентоспособности национальной экономики?

Оценочная стоимость полезных ископаемых Украины составляет почти 15 трлн долл. Более 9 трлн долл. составляют запасы угля (60% наших природных ресурсов). Большую заинтересованность вызывают железная и марганцевая руды — это свыше 2 трлн долл. запасов и второе место по значимости после угля. Но наибольшую ценность представляют запасы апатито-ильментовых титано-магниесодержащих руд. Титан — самый важный элемент в авиа- и ракетостроении. Этих запасов у нас на 600–700 млрд долл. Далее литий, графит и германий. Суммарные запасы — до 200 млрд долл. Литий и графит необходимы для производства электромобилей, чипов, полупроводников, оптики. Запасы германия в Украине оцениваются в 100 млрд долл. Напомню, что сейчас США и ЕС переносят производство полупроводников и чипов из Азии на свои территории. В Европе создана «чиповая коалиция» стран с объемом инвестирования до 200 млрд евро. Крупнейшие заводы по производству чипов и полупроводников будут построены в Германии и Польше. Для США и ЕС сейчас задача №1 — избавиться от зависимости от Китая в части добычи редкоземельных металлов (сырья для полупроводников, базовых станций 5G, солнечных батарей и т.д.). Сейчас Китай контролирует 90% рынка «редкозема» и умело пользуется этим, шантажируя США и вводя ограничения на экспорт этого вида сырья (квоты, пошлины и т.п.). Данные ООН следующие: «На территории Украины сосредоточены месторождения 21 редкоземельного элемента из перечня 30 веществ, определенных Европейским Союзом как «критическое сырье» в производстве устройств для развития «зеленой» энергетики. Среди них — литий, кобальт, скандий, графит, тантал, ниобий и другие». 5% всех мировых запасов критического сырья принадлежат Украине, занимающей приблизительно 0,4% поверхности планеты.

По данным Международного энергетического агентства, к 2030 году необходимо дополнительно ввести в эксплуатацию 50 литиевых, 60 никелевых и 17 кобальтовых месторождений. Проблема заключается в том, что добыча этого сырья крайне вредна для экологии и здоровья людей. Это загрязнение почвы и грунтовых вод. Кроме того, для добычи лития требуется огромное количество воды: до 2,27 млн литров на тонну лития. При этом следует понимать, что Украина, несмотря на сложившийся стереотип, является вододефицитной страной. Еще один важный ресурс — это уран. Атомных блоков в мире становится больше, а запасов урана — меньше. На сегодняшний день США зависят от поставок урана из Казахстана и РФ. В Украине оценочная стоимость запасов урана составляет до 30–50 млрд долл. Если подытожить, получается, что природные запасы в Украине стоимостью до одного триллиона долларов имеют стратегическую ценность. Но если продать треть этого сырья на протяжении ближайших 50 лет, можно получить всего 6 млрд долл. в год.

Читайте также: Всемирный банк оценил состояние экономики Украины и спрогнозировал ее будущее

При этом построение в Украине кластерной модели экономики, когда добавочная стоимость остается внутри страны и мы переходим от сырьевой модели к более сложному экономическому профилю, может существенно мультиплицировать эффект собственного сырья.

Для этого необходимо создать в Украине ряд кластеров:

Минимальный рост эффекта мультипликатора ВВП в случае переработки сырья в готовые и промежуточные изделия составляет 1:10. Например, если вместо лития производить аккумуляторы и электромобили. В таком случае 300 млрд долл. сырья можно освоить на протяжении 50 лет в виде мультипликатора в 3 трлн долл. готовой продукции, которая будет равняться приблизительно 1,5 трлн долл. дополнительного ВВП, или плюс 30 млрд долл. ежегодно, что составляет до 15% уровня валового продукта по состоянию на 2021 год. В 10-летней перспективе — это до 300 млрд долл. новообразованного ВВП страны, а следовательно, и выход на указанный в этой статье уровень ВВП объемом 500 млрд долл.

Такой уровень достаточен как для завершения внутренней социальной турбулентности благодаря росту доходов населения, так и для создания мощной армии и ВПК, что необходимо для обеспечения составляющей безопасности в долгосрочной перспективе.