UA / RU
Поддержать ZN.ua

Наша экономика более выносливая, чем мы думали, но и работы впереди много

Автор: Богдан Данилишин

Есть хорошая новость и масштабная задача. Новость в том, что ВВП Украины в прошлом году не обвалился так существенно, как предсказывали западные аналитики. Даже самые оптимистичные НБУ и МВФ не ожидали, что ВВП будет более 4,9 трлн грн, а в итоге мы вышли почти на 5,2 трлн, что вполне сопоставимо с показателями «ковидных» 2019-го и 2020 годов. Наша экономика более выносливая, чем мы думали. Но есть и масштабная задача — обеспечить этой экономике инвестиционное развитие в сверхсложных условиях.

Читайте также: Немного лучше, чем плохо: Минэкономики скорректировало оценку падения ВВП

Благодаря героическим усилиям реального сектора и публичного, удалось предотвратить катастрофические последствия и потери ВВП, предсказанные нам как зарубежными, так и отечественными экспертами, обеспечить бесперебойную работу хоть и не всех, но многих отраслей и эффективное функционирование социальной сферы. Но, кроме прямых убытков, Украина продолжает нести потери экономического роста. В первом квартале текущего года доходы общего фонда государственного бюджета (без учета грантов) были ниже прошлогодних на 11%, а с учетом инфляции — на все 29%. Инвестиционная активность в стране сократилась до 11% ВВП, а уровень кредитования экономики — до 13% ВВП. Снижение совокупного и потребительского спроса ударило по доходам реального сектора, который был вынужден сокращать рабочие места, что, в свою очередь, привело к еще большему сокращению доходов домашних хозяйств и потребительского спроса. Поэтому впереди у нас еще много очень сложных задач.

Важным достижением последнего периода стало принятие новой Программы с МВФ. Характерно, что согласно обнародованному прогнозу Международного валютного фонда по новой программе расширенного финансирования (Extended Fund Facility) для нашей страны среднегодовые темпы экономического роста Украины на период до 2033 года составят в среднем около 4%. Понятно, что выход из спирали экономического падения нуждается в изменении параметров государственной экономической политики и внедрении действенных мер по усилению мультипликации ресурсов, задействованных в восстановлении экономики страны.

Читайте также: На старте новой программы с МВФ

Здесь одним из важнейших вызовов для отечественной экономики является критическое повышение ее зависимости от импорта, что приводит к наращиванию дефицита в торговом балансе и несет риски для валютной стабильности. В 2022 году экспортные поставки товаров сократились на 40%, а импортные — только на 20%. Приблизительно такое же соотношение наблюдается и в этом году. В результате отрицательное внешнеторговое сальдо выросло до уровня 21% ВВП. В 2023 году годовой объем импорта товаров составит почти 60 млрд долл., или около 40% ВВП (вместе с услугами — почти 60% ВВП). При этом официальные данные об импорте, по очевидным причинам, не являются полными, поскольку не отображают всех объемов военных поставок, поэтому даже эти 60% могут оказаться очень скромным показателем.

Но при этом восстановление разрушенной критической инфраструктуры и развитие экономики генерируют потенциально высокий перманентный спрос на инвестиционные товары, который нельзя обеспечить исключительно отечественным производством. Только за прошлый год физические объемы промышленного производства Украины сократились на 37%, а за последние десять лет (по сравнению с 2013-м) — на 50%. Соответственно, внутренний спрос на восстановление экономики будет во все большей степени удовлетворяться импортом, что повышает давление на международные резервы и валютный курс.

Что нужно делать

Ответ однозначный — активное инвестиционное развитие. Согласно упомянутому выше Меморандуму с МВФ, совокупный прирост инвестиций в 2024–2033 годах составит всего около 40 млрд долл., или менее 10% от необходимого объема инвестиций для покрытия убытков от войны. Поэтому только масштабная политика создания рабочих мест при поддержке средств международных партнеров может укрепить конкурентоспособность военной экономики, обезопасить ее от будущих валютных, экономических или социальных кризисов.

Читайте также: Инвестиции тяжелых времен

Что уже сделано

В условиях ограниченной доступности финансовых ресурсов и зависимости от внешней помощи правительство реализует государственные программы, преследующие цель ослабить бремя потерь для экономики страны и населения.

По грантовой программе «Собственное дело» украинцы могут получить микрогрант от 50 до 250 тыс. грн на приобретение или лизинг оборудования, закупку сырья и материалов, аренду помещения. В 2023 году на программу «Собственное дело» предусмотрено бюджетное финансирование в размере 1,8 млрд грн, что позволит выдать около 10 тысяч микрогрантов.

Для ветеранов войны начата грантовая программа на основание или развитие собственного бизнеса.

Начаты переговоры с международными донорами о создании механизма распределения рисков для защиты капитальных инвестиций путем создания страхового пула, который может повысить интерес международных финансовых институтов наподобие MIGA и DFC к страхованию инвестиционных проектов.

Вклад в поддержку кредитования реального сектора обеспечивает программа «Доступные кредиты 5–7–9%», позволяющая заемщикам получить от государства частичную компенсацию процентной ставки по банковским кредитам.

Слаженная работа Совета и Правления НБУ сформировала прочный фундамент финансовой устойчивости и создала условия макроэкономической стабильности для развития страны в среднесрочной перспективе. Для Национального банка Украины важной задачей в условиях войны является поддержание экономики путем обеспечения доступности финансовых ресурсов как для частного сектора, так и для государства.

С этой целью НБУ вместе с правительством продолжают прилагать усилия для активизации внутреннего долгового рынка и минимизации рисков для финансовой стабильности. В частности, Национальный банк предоставил возможность банкам покрывать до 50% от общего объема обязательных резервов за счет бенчмарк-ОВГЗ из определенного перечня. С 11 марта 2023-го этот перечень включает шесть выпусков ценных бумаг, три из которых добавили в январе и феврале этого года. Благодаря этим шагам, вложения банков в ОВГЗ с начала 2023 года выросли уже почти на 44 млрд грн, что увеличило возможности правительства финансировать государственные программы.

В свою очередь правительство постепенно повышает доходность государственных заимствований на внутреннем рынке, что делает соответствующие финансовые инструменты привлекательными для широкого круга потенциальных инвесторов.

Также в январе—марте 2023 года НБУ повысил нормативы обязательных резервов по средствам по требованию и средствам на текущих счетах физических лиц в целом на 20 процентных пунктов, а юридических лиц — на 10 процентных пунктов.

Наконец, удержание НБУ с начала широкомасштабных военных действий фиксированного обменного курса продолжает поддерживать потребительский спрос и делает возможным реализацию инвестиционных проектов за счет импорта инвестиционного оборудования. В 2022–2023 годах ежемесячные объемы чистой продажи иностранной валюты Нацбанком составляют в среднем 2,5 млрд долл., а в целом с начала войны НБУ продал более 30 млрд долл.

Читайте также: В Украине заработала грантовая программа для развития бизнеса ветеранов

Следующие шаги

Вместе с тем «домашняя работа» как для Нацбанка, так и для правительства все еще далека от завершения. Экономика нуждается в привлечении дополнительного капитала и его объединения с существующей свободной рабочей силой в проектах создания новой добавленной стоимости, ведь самым надежным фундаментом для обеспечения макроэкономической и фискальной стабилизации является восстановление внутреннего конкурентоспособного реального сектора.

Некоторые шаги в этом направлении уже сделаны. Программа EFF от МВФ ориентирована на создание предпосылок для долгосрочного экономического роста в контексте послевоенной реконструкции Украины и ее интеграции в ЕС. В 2023 году НБУ вместе с экспертами МВФ проведет оценку качества активов и стресс-тестирование банковской системы. Это позволит подготовить банковскую систему к этапу активного направления кредитных ресурсов на цели экономического восстановления страны.

В дальнейшем после необходимой стабилизации макроэкономических условий будет необходима модификация монетарного дизайна политики центрального банка с ориентацией на стимулирование кредитной активности банков и их финансового посредничества между владельцами сбережений и инвесторами. По состоянию на 1 апреля 2023 года в банковской системе Украины накоплены значительные объемы ликвидности (около 550 млрд грн). Активное привлечение кредитного ресурса в реальное производство не только позволит облегчить процесс экономического восстановления в стране, но и усилит трансмиссионный механизм монетарной политики, его способность влиять в будущем на уровень цен в экономике.

Необходимо также усилить программы правительства, направленные на создание рабочих мест, и как можно быстрее запустить механизмы защиты инвестиций от военных рисков с привлечением государственных средств и средств международных доноров.

В среднесрочной перспективе введенные меры будут усилены эффектом завершенных структурных институциональных реформ.