Группа компаний «Волга-Днепр», без преувеличения, — крылья путинского режима. И они продолжают летать на втором году полномасштабной войны, потому что на все 24 компании группы санкции наложила только Украина, на три из 24 — Канада, и все... на этом санкции закончились, а работа главного преступного авиаперевозчика продолжается. Ниже расскажем об авиатранспортной инфраструктуре, маршрутах и целях полетов одиозной компании. Мы в Trap Aggressor очень надеемся, что облегчим работу специалистам по санкционным ограничениям США, Великобритании, Германии, Нидерландов, Ирландии и Люксембурга, в которых до сих пор работают представительства перевозчика.
Группа компаний «Волга-Днепр» — авиационная холдинговая компания со штаб-квартирой в Московской области. Основной вид их деятельности — чартерные грузовые перевозки на тяжелых транспортных самолетах, в частности на Ан-124-100 «Руслан» и Ил-76ТД-90ВД. Совладельцами холдинга являются российские бизнесмены Алексей Исайкин и Сергей Шкляник. Так, в 2022 году из-за международных санкций бизнесмены передали управление некоторых компаний холдинга топ-менеджменту, но это мало что изменило.
Алексей Исайкин еще в 1991 году был главой правления компании, которая уже тогда возила военные грузы и работала с российским оборонным министерством. Поэтому неудивительно, что именно эту компанию избрали для сенситивных военных перевозок РФ в последние годы. Кроме предыдущего сотрудничества с российскими военными с 90-х годов прошлого века, выбор на «Волга-Днепр» пришелся и из-за того, что парк самолетов Ан-124-100 «Руслан» авиакомпании более новый, чем транспортные самолеты военно-воздушных сил России. У компании на балансе воздушные суда, построенные на рубеже этого века (в конце 1990-х — начале 2000-х), так что это сугубо техническое преимущество тоже сыграло свою роль.
После закрытия воздушного пространства для российских самолетов в начале полномасштабного вторжения четыре самолета компании «Волга-Днепр» были заблокированы в аэропортах стран так называемой санкционной коалиции. (Один Ан-124-100 «Руслан» (б/н RA-82078) задержали в международном аэропорту Торонто; сейчас канадская власть начала процесс конфискации в пользу Украины. Три самолета Ан-124-100 «Руслан» (б/н RA-82043, RA-82045 и RA-82046) остановили в немецком аэропорту Лейпциг/Галле.)
Что важно, украинская Фемида тоже не плелась в хвосте. 21 марта 2022 года Святошинский районный суд города Киева наложил арест на 12 самолетов Ан-124-100 «Руслан» упомянутой выше авиакомпании. А уже 29 августа 2023 года Высший антикоррупционный суд Украины применил санкции в целом к Группе компаний «Волга-Днепр» в виде конфискации активов, а именно — шести авиационных двигателей Д-18Т.
Однако в целом санкционных ограничений сейчас недостаточно, чтобы остановить работу компании.
Есть ли основания для санкций? Безусловно.
Сотрудничество с предприятиями ВПК РФ
На протяжении некоторого периода времени, включая «до полномасштабки», по данным базы российских тендеров, а также по информации из наших источников, «Волга-Днепр» выполняла российские государственные контракты для правительства РФ и ее вооруженных сил. Компания глубоко интегрирована в логистические процессы российской военной машины. В частности, в 2016–2017 годах она заключила четыре контракта на выполнение чартерных рейсов для нужд «81 бронетанкового ремонтного завода», в том числе в двух случаях с использованием самолетов Ан-124-100 «Руслан».
Второй случай: в 2017 году авиакомпания «Волга-Днепр» и Государственная авиакомпания «223-й летный отряд» подписали договор на обслуживание рейса по маршруту Чкаловский — Душанбе (Таджикистан) — Самара — Чкаловский (РФ) на самолете Ту-134. К слову, Чкаловский является базовым аэропортом 223-го летного отряда, расположенного вблизи Москвы.
Третий: в 2017 году авиакомпания «Волга-Днепр» и Корпорация «ВНИИЭМ» заключили договор фрахтования для выполнения государственного оборонительного заказа группы компаний «Роскосмос». Напомним, что «Роскосмос» объединяет десятки военных предприятий РФ.
Четвертый: в 2015 году ФНПЦ «НПО «МАРС» и авиакомпания «Волга-Днепр» заключили договор на перевозку грузов, в частности систем управления кораблями, на Амурский судостроительный завод и судостроительный завод «Северная верфь», находящиеся под санкциями.
Пятый: в 2017 году НПО «Энергомаш» и авиакомпания «Волга-Днепр» подписали соглашение на авиаперевозку двигателей РД-181. К слову, НПО «Энергомаш» как раз и входит в состав санкционного «Роскосмоса».
Шестой: в 2017 году РКК «Прогресс» и авиакомпания «Волга-Днепр» подписали соглашение о грузовых авиаперевозках. Именно РКК «Прогресс» разрабатывает космические аппараты, комплексы и системы, а ракеты и спутники, разработанные этой российской госструктурой, российские военные используют при вторжении в Украину.
Седьмой: в 2015 году судостроительный завод «Вымпел» и авиакомпания «Волга-Днепр» подписали контракты на авиаперевозку военных катеров самолетами Ан-124-100. Этот судостроительный завод специализируется на производстве средне- и малотоннажных морских и речных судов и катеров военного и гражданского назначения.
Восьмой случай: в 2018 году авиакомпания «Волга-Днепр» и «Российские космические системы» подписали два контракта на чартерные перевозки. В свою очередь уже этот контрагент из ракетно-космической отрасли специализируется на разработке, производстве и эксплуатации космических информационных систем, входит в состав концерна «Роскосмос». Думаю, глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, используемая в войне против Украины, уже всем известна на уровне с системой GPS.
Транспортировка военной продукции после начала полномасштабного вторжения
Понятно, что после начала полномасштабного вторжения, вследствие санкционных ограничений, возросла необходимость в авиаперевозках товаров военного и двойного назначения. Именно поэтому высшее военно-политическое руководство РФ снова привлекло Группу компаний «Волга-Днепр» с целью обхода санкций и контрабандного ввоза соответствующих «товаров» на территорию России.
В частности, по имеющейся информации, в конце 2022 года самолеты Ан-124-100 «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр» перевозили военные самолеты воздушно-космических сил РФ, в частности истребители Су-30, которые проходили капитальный ремонт на 558-м ремонтном предприятии на белорусском аэродроме Барановичи.
Не менее красноречивы и приводимые случаи. В частности, во время полетов самолета компании «Волга-Днепр» над территорией Казахстана для сокрытия места назначения была отключена система радиовещательного автоматического зависимого наблюдения (ADS-B). Если учесть направление движения, то есть основания полагать, что полеты осуществлялись в страны, которые предоставляют скрытую военную помощь РФ или через которые закупаются товары двойного назначения, необходимые для производства военной техники и самолетов, в том числе в Иран и Сирию.
25 июля 2022 года самолет компании Ан-124-100 «Руслан» (б/н RA-82079) выполнял рейс из Красноярска (Россия) также с отключенной ADS-B, а уже 27 июля, не меняя траекторию полета, вылетел в обратном направлении и только в Казахстане включил ADS-B. Куда же они, интересно, летали? В Китай? В Северную Корею?
Еще один крайне интересный полет состоялся 30 января 2023 года — самолет Ан-124-100 «Руслан» (б/н RA-82047) выполнял рейс из Красноярска (Россия) в неизвестном направлении. Траектория полета может указывать на то, что самолет направлялся в Иран или Сирию. На следующий день траектория полета этого самолета не изменилась в ходе обратного полета в Красноярск. Над территорией Казахстана ADS-B снова была включена. Играются с этим «транспондером», как хотят, фактически не только нарушая общепринятые правила авиасообщения, но и ставя под риск самолеты других стран.
Соответственно, такие рейсы могли перевозить российское оружие или личный состав из Сирии. Также предполагаем, что таким образом могли перевозить сирийских наемников, завербованных Россией для войны против Украины. В свою очередь груз из того же Ирана мог включать БПЛА Shahed-136/131, которыми постоянно атакуют территорию Украины, а также БПЛА Mojaher и артиллерийские боеприпасы, которых не хватает российским вооруженным силам для оккупации Украины.
Доставка электроники из «дружественных» стран
После начала полномасштабного вторжения самолеты компании (в частности б/н RA-82044, RA-82047, RA-82074, RA-82077, RA-82079, RA82081) значительно увеличили количество рейсов в так называемые дружеские к России страны, в том числе в Китай и Вьетнам. По нашим данным, перевозки касались подсанкционных товаров и продукции военного назначения.
Почему именно туда летали? Ответ прост, ведь там даже зарегистрированы представительства этой частной конторы. Теперь приведем отдельные факты причастности «Волга-Днепр» к перевозке санкционных товаров. Например, 1 апреля 2022 года по поручению президента РФ правительство Москвы и «Волга-Днепр» подписали соглашение о сотрудничестве по регулярным грузовым авиаперевозкам между российской столицей и городами «дружественных» к России стран — Китая, Индии, Турции, ОАЭ, Азербайджана, Пакистана и Вьетнама. Эти страны Россия использует для поставок товаров в обход санкций. Неудивительно, что руководство Москвы совместно с российским правительством способствовало оперативному получению необходимых разрешений на международные перелеты и таможенное оформление товаров. Как следствие, только до сентября 2022 года самолеты «Волга-Днепр» перевезли около четырех тысяч тонн грузов.
За месяц, в мае 2022-го, самолет Ил-76ТД авиакомпании «Волга-Днепр» (б/н RA-76952) осуществил рейс из аэропорта Нойбай (Ханой, Вьетнам) в российский город Барнаул. По информации из наших источников, груз относился к категории электротоваров и электротехнических изделий и содержал продукцию компании King Pai Technology Co. LTD, специализирующейся на поставках электронных компонентов, в частности микросхем, кварцевых генераторов, твердотельных реле, печатных плат. Этим рейсом в Россию была отправлена крупная партия электронной продукции, в том числе производства США, Нидерландов и Швейцарии. Кто там говорил, что санкционные ограничения распространяются на все? Чуть не забыл, китайская компания King Pai Technology Co. LTD подпадает под санкции США за поставку продукции для российского военно-промышленного комплекса, в том числе для ООО «Радиоавтоматика». Продукция последнего применяется при производстве систем наведения крылатых ракет.
Еще один рейс, теперь уже самолета Ан-124-100 «Руслан» (б/н RA82081), состоялся в начале сентября 2022 года из аэропорта Нойбай (Ханой, Вьетнам) в российский город Улан-Удэ. Везли электронные компоненты американского производства. Как отмечают осведомленные источники, в присутствии военных представителей Вьетнама на борт самолета загрузили семь паллет со специфической продукцией.
Уже в этом году самолеты компании «Волга-Днепр» выполняли полеты по маршрутам Ульяновск—Шеньчжень (провинция Гуандун) и Москва—Шеньчжень (провинция Гуандун). Вполне вероятно, это связано с растущей заинтересованностью России в сотрудничестве с китайскими заводами по производству электроники, сосредоточенными в провинции Гуандун. Основными заказчиками были компании, которые занимаются производством оружия, — «Ростех», холдинг «Росэлектроника», ООО «ОДК» (ZALA Aero) и Особая экономическая зона «Алабуга» (Татарстан), где сосредоточено производство БПЛА «Шахед-136».
Обобщенную информацию об участии самолетов группы компаний «Волга-Днепр» в осуществлении других рейсов можно увидеть на инфографике 1, приведенной ниже. Что интересно, там есть маршруты в интересах не только вооруженных сил РФ, но и ЧВК «Вагнер».
Полеты в Сербию, Китай, ОАЭ: каждый раз «за своим»
27 марта 2022 года самолет Ан-124-100 «Руслан» (RA-82074) перевез 85 тонн авиационного оборудования из Дубая (ОАЭ) в Москву. Среди груза были компоненты для авиационных двигателей, агрегаты, носовые винты, двигатель PW901A (Boeing).
В период с 10 по 19 июля 2022 года самолет Ан-124-100 «Руслан» (б/н RA-82077) находился в Йоханнесбурге (ЮАР). Посольство РФ объяснило этот полет как доставку груза на международную выставку AAD-2022 в интересах предприятий российского оборонно-промышленного комплекса. Но поскольку на упомянутой выставке Россия использовала лишь маломасштабные образцы техники, предполагаем, что в этот самолет были загружены до 40 тонн военного груза производства корпорации Denel. После ЮАР дальность полета самолета уменьшилась с 8 тыс. км до 4 тыс., что отвечает его загрузке от 80 до 120 тонн. Вероятнее всего, самолет был загружен компонентами боеприпасов и взрывных веществ, которые хранились на складах южно-африканской компании Denel и подлежали утилизации.
Учитывая, что поставщик авиационного топлива British Petroleum отказал российскому самолету в дозаправке во время его пребывания в международном аэропорту Йоханнесбурга, а также значительный политический резонанс в ЮАР, дальнейшие подобные полеты были заблокированы. Показательно, что в ответ на это компанию British Petroleum отстранили от обслуживания международных аэропортов ЮАР, а российские самолеты начали обслуживать на военных аэродромах страны. Шикарный выход из очень непростой геополитической ситуации.
23 и 24 октября 2022 года самолет Ан-124-100 «Руслан» (б/н RA-82081) осуществил перевозку санкционного груза по маршруту Аль-Мактум (Дубай, ОАЭ) — Звартноц (Ереван, Армения) — Шереметьево (Москва, РФ) общим весом 69 тонн, а именно: бурового оборудования, зарядных станций, ноутбуков, материнских плат, блоков питания и другого.
Интересно, что в 2023 году компания «Волга-Днепр» возобновила перевозку опасных грузов и имеет разрешение на перевозку грузов любого класса опасности из Китая в Россию. В сентябре и октябре того же 2023-го самолеты авиакомпании выполнили несколько рейсов из Китая, в том числе со специальными грузами.
Не менее интересными были рейсы заблокированных в Германии и Канаде самолетов компании «Волга-Днепр». Они выполнялись по заказу «Рособоронэкспорта» и правительства РФ в страны Африки, где в этот период действовала ЧВК «Вагнер», и в другие страны, где у России были военное партнерство и геополитические интересы.
Так, самолет Ан-124-100 «Руслан» (б/н RA-82043), заблокированный сейчас в Германии, 12 декабря 2011 года доставил два вертолета Ми-35М в Баку (Азербайджан) для Государственной пограничной службы Азербайджана. Объясняем, что в сентябре 2010 года азербайджанская сторона подписала контракт с «Рособоронэкспортом» на поставку 24 вертолетов Ми-35М производства «Вертолетов России». А 12 мая 2016-го этот же самолет доставил четыре вертолета Ми-35П в Луанду (Республика Ангола) из Читы (РФ), где вертолеты находились на ремонте на «810 авиаремонтном заводе».
4 октября 2017 года Ан-124-100 «Руслан» с бортовым номером RA-82045, который также заблокирован в Германии, доставил пять истребителей МиГ-29 в Сербию. Третий заблокированный в Германии «Руслан» с бортовым номером RA-82046 в 2015 году доставлял два истребителя Су-27 СК, находящихся на балансе военно-воздушных сил Индонезии. Эти два боевых самолета ремонтировали в РФ.
Ан-124-100 «Руслан» (б/н RA-82078), сейчас заблокированный в Канаде, выполнял рейсы, которые могут быть связаны с ЧВК «Вагнер», и перевозил, предполагаем, российское оружие. В 2018–2021 годах он осуществил перелеты из Германии в Мали, из Франции в Буркина-Фасо и Нигер. Также из Греции были перелеты в Джибути и Нигер, из Португалии в Эфиопию, из Мозамбика в ЮАР, из Кении в Танзанию, из Малави в Кот-д'Ивуар, из Испании в Буркина-Фасо и из ОАЭ в Египет.
Как видим, география авиаперевозок подконтрольных Группе компаний «Волга-Днепр» самолетов поражает. Поэтому вся авиатранспортная инфраструктура и маршруты, которыми следовали самолеты компании «Волга-Днепр», должны быть верифицированы уполномоченными органами Украины и наших западных партнеров с целью санкционирования этой частной группы компаний.
И желательно проверять тщательно. Ведь, например, компания Aircraft Maintenance and Engineering Service Gmbh, мягко говоря, связана с компанией «Волга-Днепр». До апреля 2015 года Aircraft Maintenance and Engineering Service Gmbh была известна как Volga-Dnepr Technics Gmbh. Основные производственные мощности компании находятся в аэропорту Лейпцига и в Франкфурте-на-Майне, где размещена линейная станция технического обслуживания. В Лейпциге компания выполняла техническое обслуживание в ангарном комплексе аэропорта Лейпциг/Галле для самолетов Boeing 747, Boeing 737CL и Boeing 777, а также техническое обслуживание самолетов Ан-124-100 «Руслан» и Ил-76.
Среди прочего компания осуществляла техническое обслуживание и ремонт самолетов российской транспортной авиакомпании Airbridge Cargo LLC (под санкциями Канады и Украины), тоже входящей в состав Группы компаний «Волга-Днепр». Что интересно, согласно информации, опубликованной на официальном сайте, компания имеет в своем распоряжении 18 воздушных судов, в том числе четыре самолета Boeing 747-400ERF, 13 самолетов Boeing 747-8F и один Boeing 777 F.
В завершение, чтобы упростить работу органов «санкционной» власти, перечислим юридических лиц (см. инфографику 2), входящих в упомянутую группу. Обратите внимание, какое количество из них под санкциями, а какое нет. Отметьте также и юрисдикции их регистрации. А потом крепко задумайтесь и над реальной эффективностью санкционных ограничений, и над темпами, которыми наши партнеры эти ограничения вводят.
Идет второй год полномасштабной войны.