UA / RU
Поддержать ZN.ua

Крылья Путина

Автор: Александр Леменов

Группа компаний «Волга-Днепр», без преувеличения, — крылья путинского режима. И они продолжают летать на втором году полномасштабной войны, потому что на все 24 компании группы санкции наложила только Украина, на три из 24 — Канада, и все... на этом санкции закончились, а работа главного преступного авиаперевозчика продолжается. Ниже расскажем об авиатранспортной инфраструктуре, маршрутах и целях полетов одиозной компании. Мы в Trap Aggressor очень надеемся, что облегчим работу специалистам по санкционным ограничениям США, Великобритании, Германии, Нидерландов, Ирландии и Люксембурга, в которых до сих пор работают представительства перевозчика.

Читайте также: Правительство Канады исключило из санкционного списка российского миллиардера

Группа компаний «Волга-Днепр» — авиационная холдинговая компания со штаб-квартирой в Московской области. Основной вид их деятельности — чартерные грузовые перевозки на тяжелых транспортных самолетах, в частности на Ан-124-100 «Руслан» и Ил-76ТД-90ВД. Совладельцами холдинга являются российские бизнесмены Алексей Исайкин и Сергей Шкляник. Так, в 2022 году из-за международных санкций бизнесмены передали управление некоторых компаний холдинга топ-менеджменту, но это мало что изменило.

Алексей Исайкин еще в 1991 году был главой правления компании, которая уже тогда возила военные грузы и работала с российским оборонным министерством. Поэтому неудивительно, что именно эту компанию избрали для сенситивных военных перевозок РФ в последние годы. Кроме предыдущего сотрудничества с российскими военными с 90-х годов прошлого века, выбор на «Волга-Днепр» пришелся и из-за того, что парк самолетов Ан-124-100 «Руслан» авиакомпании более новый, чем транспортные самолеты военно-воздушных сил России. У компании на балансе воздушные суда, построенные на рубеже этого века (в конце 1990-х — начале 2000-х), так что это сугубо техническое преимущество тоже сыграло свою роль.

Читайте также: ЕС планирует новые санкции против России, в том числе против сына Медведева и родственницы Путина

После закрытия воздушного пространства для российских самолетов в начале полномасштабного вторжения четыре самолета компании «Волга-Днепр» были заблокированы в аэропортах стран так называемой санкционной коалиции. (Один Ан-124-100 «Руслан» (б/н RA-82078) задержали в международном аэропорту Торонто; сейчас канадская власть начала процесс конфискации в пользу Украины. Три самолета Ан-124-100 «Руслан» (б/н RA-82043, RA-82045 и RA-82046) остановили в немецком аэропорту Лейпциг/Галле.)

Что важно, украинская Фемида тоже не плелась в хвосте. 21 марта 2022 года Святошинский районный суд города Киева наложил арест на 12 самолетов Ан-124-100 «Руслан» упомянутой выше авиакомпании. А уже 29 августа 2023 года Высший антикоррупционный суд Украины применил санкции в целом к Группе компаний «Волга-Днепр» в виде конфискации активов, а именно — шести авиационных двигателей Д-18Т.

Однако в целом санкционных ограничений сейчас недостаточно, чтобы остановить работу компании.

Есть ли основания для санкций? Безусловно.

Читайте также: Еврокомиссия представила предложения к 12 пакету санкций против РФ

Сотрудничество с предприятиями ВПК РФ

На протяжении некоторого периода времени, включая «до полномасштабки», по данным базы российских тендеров, а также по информации из наших источников, «Волга-Днепр» выполняла российские государственные контракты для правительства РФ и ее вооруженных сил. Компания глубоко интегрирована в логистические процессы российской военной машины. В частности, в 2016–2017 годах она заключила четыре контракта на выполнение чартерных рейсов для нужд «81 бронетанкового ремонтного завода», в том числе в двух случаях с использованием самолетов Ан-124-100 «Руслан».

Второй случай: в 2017 году авиакомпания «Волга-Днепр» и Государственная авиакомпания «223-й летный отряд» подписали договор на обслуживание рейса по маршруту Чкаловский — Душанбе (Таджикистан) — Самара — Чкаловский (РФ) на самолете Ту-134. К слову, Чкаловский является базовым аэропортом 223-го летного отряда, расположенного вблизи Москвы.

Третий: в 2017 году авиакомпания «Волга-Днепр» и Корпорация «ВНИИЭМ» заключили договор фрахтования для выполнения государственного оборонительного заказа группы компаний «Роскосмос». Напомним, что «Роскосмос» объединяет десятки военных предприятий РФ.

Четвертый: в 2015 году ФНПЦ «НПО «МАРС» и авиакомпания «Волга-Днепр» заключили договор на перевозку грузов, в частности систем управления кораблями, на Амурский судостроительный завод и судостроительный завод «Северная верфь», находящиеся под санкциями.

Пятый: в 2017 году НПО «Энергомаш» и авиакомпания «Волга-Днепр» подписали соглашение на авиаперевозку двигателей РД-181. К слову, НПО «Энергомаш» как раз и входит в состав санкционного «Роскосмоса».

Шестой: в 2017 году РКК «Прогресс» и авиакомпания «Волга-Днепр» подписали соглашение о грузовых авиаперевозках. Именно РКК «Прогресс» разрабатывает космические аппараты, комплексы и системы, а ракеты и спутники, разработанные этой российской госструктурой, российские военные используют при вторжении в Украину.

Читайте также: Какие ограничения ЕС предлагает в проекте нового пакета санкций против РФ: детали от Bloomberg

Седьмой: в 2015 году судостроительный завод «Вымпел» и авиакомпания «Волга-Днепр» подписали контракты на авиаперевозку военных катеров самолетами Ан-124-100. Этот судостроительный завод специализируется на производстве средне- и малотоннажных морских и речных судов и катеров военного и гражданского назначения.

Восьмой случай: в 2018 году авиакомпания «Волга-Днепр» и «Российские космические системы» подписали два контракта на чартерные перевозки. В свою очередь уже этот контрагент из ракетно-космической отрасли специализируется на разработке, производстве и эксплуатации космических информационных систем, входит в состав концерна «Роскосмос». Думаю, глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, используемая в войне против Украины, уже всем известна на уровне с системой GPS.

Транспортировка военной продукции после начала полномасштабного вторжения

Понятно, что после начала полномасштабного вторжения, вследствие санкционных ограничений, возросла необходимость в авиаперевозках товаров военного и двойного назначения. Именно поэтому высшее военно-политическое руководство РФ снова привлекло Группу компаний «Волга-Днепр» с целью обхода санкций и контрабандного ввоза соответствующих «товаров» на территорию России.

Читайте также: Украина до сих пор не ввела санкции против Дубинского, хотя обещала синхронизацию с санкциями США – Trap Aggressor

В частности, по имеющейся информации, в конце 2022 года самолеты Ан-124-100 «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр» перевозили военные самолеты воздушно-космических сил РФ, в частности истребители Су-30, которые проходили капитальный ремонт на 558-м ремонтном предприятии на белорусском аэродроме Барановичи.

Не менее красноречивы и приводимые случаи. В частности, во время полетов самолета компании «Волга-Днепр» над территорией Казахстана для сокрытия места назначения была отключена система радиовещательного автоматического зависимого наблюдения (ADS-B). Если учесть направление движения, то есть основания полагать, что полеты осуществлялись в страны, которые предоставляют скрытую военную помощь РФ или через которые закупаются товары двойного назначения, необходимые для производства военной техники и самолетов, в том числе в Иран и Сирию.

25 июля 2022 года самолет компании Ан-124-100 «Руслан» (б/н RA-82079) выполнял рейс из Красноярска (Россия) также с отключенной ADS-B, а уже 27 июля, не меняя траекторию полета, вылетел в обратном направлении и только в Казахстане включил ADS-B. Куда же они, интересно, летали? В Китай? В Северную Корею?

Еще один крайне интересный полет состоялся 30 января 2023 года — самолет Ан-124-100 «Руслан» (б/н RA-82047) выполнял рейс из Красноярска (Россия) в неизвестном направлении. Траектория полета может указывать на то, что самолет направлялся в Иран или Сирию. На следующий день траектория полета этого самолета не изменилась в ходе обратного полета в Красноярск. Над территорией Казахстана ADS-B снова была включена. Играются с этим «транспондером», как хотят, фактически не только нарушая общепринятые правила авиасообщения, но и ставя под риск самолеты других стран.

Читайте также: В Россию, несмотря на санкции, завозят сотни элитных авто: как это происходит

Соответственно, такие рейсы могли перевозить российское оружие или личный состав из Сирии. Также предполагаем, что таким образом могли перевозить сирийских наемников, завербованных Россией для войны против Украины. В свою очередь груз из того же Ирана мог включать БПЛА Shahed-136/131, которыми постоянно атакуют территорию Украины, а также БПЛА Mojaher и артиллерийские боеприпасы, которых не хватает российским вооруженным силам для оккупации Украины.

Доставка электроники из «дружественных» стран

После начала полномасштабного вторжения самолеты компании (в частности б/н RA-82044, RA-82047, RA-82074, RA-82077, RA-82079, RA82081) значительно увеличили количество рейсов в так называемые дружеские к России страны, в том числе в Китай и Вьетнам. По нашим данным, перевозки касались подсанкционных товаров и продукции военного назначения.

Почему именно туда летали? Ответ прост, ведь там даже зарегистрированы представительства этой частной конторы. Теперь приведем отдельные факты причастности «Волга-Днепр» к перевозке санкционных товаров. Например, 1 апреля 2022 года по поручению президента РФ правительство Москвы и «Волга-Днепр» подписали соглашение о сотрудничестве по регулярным грузовым авиаперевозкам между российской столицей и городами «дружественных» к России стран — Китая, Индии, Турции, ОАЭ, Азербайджана, Пакистана и Вьетнама. Эти страны Россия использует для поставок товаров в обход санкций. Неудивительно, что руководство Москвы совместно с российским правительством способствовало оперативному получению необходимых разрешений на международные перелеты и таможенное оформление товаров. Как следствие, только до сентября 2022 года самолеты «Волга-Днепр» перевезли около четырех тысяч тонн грузов.

За месяц, в мае 2022-го, самолет Ил-76ТД авиакомпании «Волга-Днепр» (б/н RA-76952) осуществил рейс из аэропорта Нойбай (Ханой, Вьетнам) в российский город Барнаул. По информации из наших источников, груз относился к категории электротоваров и электротехнических изделий и содержал продукцию компании King Pai Technology Co. LTD, специализирующейся на поставках электронных компонентов, в частности микросхем, кварцевых генераторов, твердотельных реле, печатных плат. Этим рейсом в Россию была отправлена крупная партия электронной продукции, в том числе производства США, Нидерландов и Швейцарии. Кто там говорил, что санкционные ограничения распространяются на все? Чуть не забыл, китайская компания King Pai Technology Co. LTD подпадает под санкции США за поставку продукции для российского военно-промышленного комплекса, в том числе для ООО «Радиоавтоматика». Продукция последнего применяется при производстве систем наведения крылатых ракет.

Читайте также: США проверяют сотню управляющих судов из-за нарушения нефтяных санкций

Еще один рейс, теперь уже самолета Ан-124-100 «Руслан» (б/н RA82081), состоялся в начале сентября 2022 года из аэропорта Нойбай (Ханой, Вьетнам) в российский город Улан-Удэ. Везли электронные компоненты американского производства. Как отмечают осведомленные источники, в присутствии военных представителей Вьетнама на борт самолета загрузили семь паллет со специфической продукцией.

Уже в этом году самолеты компании «Волга-Днепр» выполняли полеты по маршрутам Ульяновск—Шеньчжень (провинция Гуандун) и Москва—Шеньчжень (провинция Гуандун). Вполне вероятно, это связано с растущей заинтересованностью России в сотрудничестве с китайскими заводами по производству электроники, сосредоточенными в провинции Гуандун. Основными заказчиками были компании, которые занимаются производством оружия, — «Ростех», холдинг «Росэлектроника», ООО «ОДК» (ZALA Aero) и Особая экономическая зона «Алабуга» (Татарстан), где сосредоточено производство БПЛА «Шахед-136».

Обобщенную информацию об участии самолетов группы компаний «Волга-Днепр» в осуществлении других рейсов можно увидеть на инфографике 1, приведенной ниже. Что интересно, там есть маршруты в интересах не только вооруженных сил РФ, но и ЧВК «Вагнер».

Полеты в Сербию, Китай, ОАЭ: каждый раз «за своим»

27 марта 2022 года самолет Ан-124-100 «Руслан» (RA-82074) перевез 85 тонн авиационного оборудования из Дубая (ОАЭ) в Москву. Среди груза были компоненты для авиационных двигателей, агрегаты, носовые винты, двигатель PW901A (Boeing).

В период с 10 по 19 июля 2022 года самолет Ан-124-100 «Руслан» (б/н RA-82077) находился в Йоханнесбурге (ЮАР). Посольство РФ объяснило этот полет как доставку груза на международную выставку AAD-2022 в интересах предприятий российского оборонно-промышленного комплекса. Но поскольку на упомянутой выставке Россия использовала лишь маломасштабные образцы техники, предполагаем, что в этот самолет были загружены до 40 тонн военного груза производства корпорации Denel. После ЮАР дальность полета самолета уменьшилась с 8 тыс. км до 4 тыс., что отвечает его загрузке от 80 до 120 тонн. Вероятнее всего, самолет был загружен компонентами боеприпасов и взрывных веществ, которые хранились на складах южно-африканской компании Denel и подлежали утилизации.

Учитывая, что поставщик авиационного топлива British Petroleum отказал российскому самолету в дозаправке во время его пребывания в международном аэропорту Йоханнесбурга, а также значительный политический резонанс в ЮАР, дальнейшие подобные полеты были заблокированы. Показательно, что в ответ на это компанию British Petroleum отстранили от обслуживания международных аэропортов ЮАР, а российские самолеты начали обслуживать на военных аэродромах страны. Шикарный выход из очень непростой геополитической ситуации.

Читайте также: Проект 12-го пакета санкций против России почти готов

23 и 24 октября 2022 года самолет Ан-124-100 «Руслан» (б/н RA-82081) осуществил перевозку санкционного груза по маршруту Аль-Мактум (Дубай, ОАЭ) — Звартноц (Ереван, Армения) — Шереметьево (Москва, РФ) общим весом 69 тонн, а именно: бурового оборудования, зарядных станций, ноутбуков, материнских плат, блоков питания и другого.

Интересно, что в 2023 году компания «Волга-Днепр» возобновила перевозку опасных грузов и имеет разрешение на перевозку грузов любого класса опасности из Китая в Россию. В сентябре и октябре того же 2023-го самолеты авиакомпании выполнили несколько рейсов из Китая, в том числе со специальными грузами.

Не менее интересными были рейсы заблокированных в Германии и Канаде самолетов компании «Волга-Днепр». Они выполнялись по заказу «Рособоронэкспорта» и правительства РФ в страны Африки, где в этот период действовала ЧВК «Вагнер», и в другие страны, где у России были военное партнерство и геополитические интересы.

Так, самолет Ан-124-100 «Руслан» (б/н RA-82043), заблокированный сейчас в Германии, 12 декабря 2011 года доставил два вертолета Ми-35М в Баку (Азербайджан) для Государственной пограничной службы Азербайджана. Объясняем, что в сентябре 2010 года азербайджанская сторона подписала контракт с «Рособоронэкспортом» на поставку 24 вертолетов Ми-35М производства «Вертолетов России». А 12 мая 2016-го этот же самолет доставил четыре вертолета Ми-35П в Луанду (Республика Ангола) из Читы (РФ), где вертолеты находились на ремонте на «810 авиаремонтном заводе».

4 октября 2017 года Ан-124-100 «Руслан» с бортовым номером RA-82045, который также заблокирован в Германии, доставил пять истребителей МиГ-29 в Сербию. Третий заблокированный в Германии «Руслан» с бортовым номером RA-82046 в 2015 году доставлял два истребителя Су-27 СК, находящихся на балансе военно-воздушных сил Индонезии. Эти два боевых самолета ремонтировали в РФ.

Читайте также: Украина до сих пор не ввела санкции против Дубинского, хотя обещала синхронизацию с санкциями США – Trap Aggressor

Ан-124-100 «Руслан» (б/н RA-82078), сейчас заблокированный в Канаде, выполнял рейсы, которые могут быть связаны с ЧВК «Вагнер», и перевозил, предполагаем, российское оружие. В 2018–2021 годах он осуществил перелеты из Германии в Мали, из Франции в Буркина-Фасо и Нигер. Также из Греции были перелеты в Джибути и Нигер, из Португалии в Эфиопию, из Мозамбика в ЮАР, из Кении в Танзанию, из Малави в Кот-д'Ивуар, из Испании в Буркина-Фасо и из ОАЭ в Египет.

Как видим, география авиаперевозок подконтрольных Группе компаний «Волга-Днепр» самолетов поражает. Поэтому вся авиатранспортная инфраструктура и маршруты, которыми следовали самолеты компании «Волга-Днепр», должны быть верифицированы уполномоченными органами Украины и наших западных партнеров с целью санкционирования этой частной группы компаний.

И желательно проверять тщательно. Ведь, например, компания Aircraft Maintenance and Engineering Service Gmbh, мягко говоря, связана с компанией «Волга-Днепр». До апреля 2015 года Aircraft Maintenance and Engineering Service Gmbh была известна как Volga-Dnepr Technics Gmbh. Основные производственные мощности компании находятся в аэропорту Лейпцига и в Франкфурте-на-Майне, где размещена линейная станция технического обслуживания. В Лейпциге компания выполняла техническое обслуживание в ангарном комплексе аэропорта Лейпциг/Галле для самолетов Boeing 747, Boeing 737CL и Boeing 777, а также техническое обслуживание самолетов Ан-124-100 «Руслан» и Ил-76.

Читайте также: Попытка российского олигарха обжаловать санкции провалилась

Среди прочего компания осуществляла техническое обслуживание и ремонт самолетов российской транспортной авиакомпании Airbridge Cargo LLC (под санкциями Канады и Украины), тоже входящей в состав Группы компаний «Волга-Днепр». Что интересно, согласно информации, опубликованной на официальном сайте, компания имеет в своем распоряжении 18 воздушных судов, в том числе четыре самолета Boeing 747-400ERF, 13 самолетов Boeing 747-8F и один Boeing 777 F.

Читайте также: США ввели санкции против конструктора российских дронов «Ланцет»

В завершение, чтобы упростить работу органов «санкционной» власти, перечислим юридических лиц (см. инфографику 2), входящих в упомянутую группу. Обратите внимание, какое количество из них под санкциями, а какое нет. Отметьте также и юрисдикции их регистрации. А потом крепко задумайтесь и над реальной эффективностью санкционных ограничений, и над темпами, которыми наши партнеры эти ограничения вводят.

Идет второй год полномасштабной войны.