Наше государство наконец получило реальный успешный кейс полноценного сотрудничества разных органов публичной власти при конфискации активов близкого к Путину российского олигарха — Олега Дерипаски. Сделано это было без традиционных нареканий на недостаточные полномочия, необходимость законодательных изменений или дополнительных норм. Оказалось, что существующих механизмов вполне достаточно, чтобы уже в начале 2023-го один из богатейших россиян потерял все свое имущество в Украине. Хороший результат, но он означает как минимум то, что Дерипаска мог бы быть не одним таким «везунчиком».
16 февраля 2023 года тройка судей Высшего антикоррупционного суда (ВАКС) вынесла вердикт о судьбе активов, принадлежащих российскому «бизнесмену» Олегу Дерипаске. Иск подготовило Министерство юстиции, а ответчиками стали как сам олигарх, так и «Объединенная компания «Русал», являющаяся бенефициаром разных бизнес-структур, подконтрольных Дерипаске. Этот кейс реализован путем имплементации норм, предусмотренных Законом «О санкциях», а именно: вследствие полномасштабной вооруженной агрессии России должно быть конфисковано имущество всех субъектов (физических или юридических лиц), которые так или иначе имеют отношение к подготовке и реализации плана захвата Украины.
Истец просил ВАКС применить санкцию в виде взыскания в доход государства активов, которыми косвенно владеет олигарх и подконтрольные ему бизнес-структуры. А таких объектов оказалось 359. Речь идет о корпоративных правах, движимом и недвижимом имуществе, которое принадлежит ООО «Николаевский глиноземный завод» (НГЗ), ООО «Глуховский карьер кварцитов», ООО «Сервисный центр «Металлург» и т.п. Также Минюст просил взыскать в доход государства денежные средства, которые находятся на балансе казначейства на открытом депозитном счете и учитываются за НГЗ.
12 октября 2022 года к Олегу Дерипаске решением СНБО применена санкция в виде блокирования активов. Через неделю, 17 октября, аналогичное действие проведено и в отношении «Русала». Украинский Минюст прямо называл Дерипаску олигархом, миллиардером, приближенным к президенту РФ, контролером группы компаний «Базовый элемент», «Русал», «En+ Group» и владельцем «Военно-промышленной компании», которая контролирует российские предприятия, производящие бронетехнику. Собственно, эти бронемашины позже и были использованы против Украины в момент полномасштабного вторжения. Кроме этого, Дерипаска является бенефициарным владельцем компании Consultrend Enterprises Limited (доля 75%).
Основанием для обращения в ВАКС со стороны Минюста стали: связанность и приближенность Дерипаски к президенту РФ и вовлеченность в получение выгоды от правительства России, поддержка политики страны-агрессора путем косвенного владения и контроля над организациями, которые ведут деятельность в отраслях, имеющих стратегическое значение для правительства РФ, — транспортной, оборонительной и строительной. Указанное и стало доказательством того, что ответчики (сам олигарх и подконтрольные ему компании) сознательно и добровольно способствовали подготовке к полномасштабной вооруженной агрессии против Украины со стороны РФ.
Среди интересных фактов из иска Минюста, который действительно основательно подготовлен, находим еще и то, что ООО «Глуховский карьер кварцитов», подконтрольное Дерипаске, осуществляло незаконную добычу высокочистого кварцита, кремния и других минералов из Баницкого месторождения на Сумщине. После экстракции указанная продукция экспортировалась в Россию, а незаконно добытый кремний использовался государством-агрессором при изготовлении ракет, которыми осуществлялись удары не только по позициям ВСУ, но и по гражданскому населению.
Подконтрольные Дерипаске металлургические предприятия поставляли алюминиевую продукцию компаниям из российского ВПК, которые, в свою очередь, разрабатывают, производят и поставляют для нужд путинских войск технику, оружие и боеприпасы. Что интересно, часть алюминиевой продукции производят из сырья украинского происхождения, а именно — производства НГЗ.
Здесь сделаем интересное лирическое отступление. Активы Дерипаски были арестованы еще в первой половине 2022 года и часть их передана в АРМА, в частности указанный карьер. Уже в октябре указанное имущество АРМА передало после конкурсных процедур компании «Бластко», которую контролирует украинский бизнесмен Александр Ярославский. Напомню, что последний является другом Дерипаски.
Однако компания Ярославского не подписала соглашение об управлении. Почему «Бластко» шло до конца, получив победу на отборе, и резко передумало? Здесь может быть два варианта развития событий — либо из офиса президента украинскому бизнесмену намекнули, что не следует так наглеть, либо победитель оперативно провел оценку имущества и решил, что это экономически нецелесообразно. Но сложно поверить в то, что Ярославский не знал перечня имущества и его состояния в активе, владельцем которого является его давний друг. Как следствие, АРМА в январе 2023 года повторно объявило конкурс на отбор управляющего.
Автораспределение дел ВАКСа определило тройку судей, которые должны были рассматривать процесс, — В.Михайленко, С.Мойсак и Т.Хамзин. Позже вы поймете, почему названы эти фамилии. Производство было открыто 13 января, хотя, как указано выше, судебное решение вынесли лишь 16 февраля. Согласно законодательству, срок рассмотрения соответствующих кейсов должен составлять 10 дней с даты поступления заявления в суд. Но это весьма странная история с определением подобного темпа работы. Он нереален и весьма популистичен по своей сути, ведь объективность рассмотрения не обеспечивается из-за отсутствия полноценного рассмотрения материалов дела по настолько серьезным кейсам, как конфискация активов. Тем более когда это касается одного из богатейших олигархов России, который не прямо, а косвенно владеет в Украине имуществом более чем на 10 млрд грн.
Еще один интересный момент — судьи согласились, что у Минюста возникает право предъявлять определенные законом исковые требования не с момента вынесения указа президента Украины о введении в действие соответствующего решения СНБО, а с момента выявления активов подсанкционных лиц (это зависит в том числе от других государств), а также установления принадлежности им этих активов. Сам факт введения в действие соответствующего президентского указа считать основанием для обращения в суд с админиском неправильно. Так что суд пришел к выводу, что сроки подачи искового заявления не пропущены. И это абсолютно законный и логичный вывод.
С доказательствами ситуация еще интереснее, ведь Минюст принес следующие документы: письмо Службы внешней разведки об участии компаний Дерипаски в поставках для российских вооруженных сил и письмо от них же о поставках из «Глуховского карьера кварцитов» в интересах российского ВПК, письмо ГУР Минобороны, протоколы обзора информации с российских официальных веб-сайтов, из подконтрольных Дерипаске компаний, отчетность «Русала», списки аффилированных лиц, письмо Офиса генпрокурора, целый список протоколов и даже рапорт от сотрудника ГБР о Баницком месторождении.
То есть на этот раз органы публичной власти, наконец, заработали в полную силу. Минюст и ВАКС, при документальной поддержке других органов, сделали, казалось бы, невероятное. И хотя впереди еще возможно апелляционное обжалование, оказывается, пяти месяцев слаженной работы достаточно, чтобы отобрать активы российского олигарха в Украине. Украинские органы власти таки могут противодействовать внешнеэкономическим угрозам, а не только жить «устоявшимися практиками». Это почти победа.
Почему почти? Потому что, а что будет с этими активами дальше?
О неэффективности и непрозрачности в работе АРМА общеизвестно. Настолько, что вопрос уже стоит не в плоскости институциональной состоятельности агентства, под вопросом именно его существование. Кто и как будет управлять арестованными активами, если АРМА похоронят? При этом напомним, что АРМА управляет имуществом лишь до конфискации. А после конфискации оно в любом случае попадает в Фонд госимущества — организацию, к эффективности и прозрачности которой тоже есть претензии. Таким образом, мы видим, что можно и нужно применять более форсированный подход к фактическому взятию под контроль активов россиян в Украине. Но параллельно не менее форсировано надо создавать адекватные, защищенные от коррупции и подконтрольные общественности механизмы управления этими активами.
Больше статей Александра Леменова читайте по ссылке.