UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Излишки»: как зерновой коридор лишает нас собственного горючего

Украина сама могла бы гарантировать около четверти собственных потребностей в горючем

Автор: Роман Яненко

Как можно сетовать на проблемы с горючим для авто, когда некуда девать выращенную кукурузу? Даже, несмотря на зерновое соглашение, еще до сих пор вывозим морем запасы этого зерна, накопившиеся в прошлые годы. Соответственно, по не очень высоким ценам. А могли бы вместо этого перерабатывать эти «излишки» внутри страны, чтобы получить из того зерна, пусть даже не самого качественного, собственное горючее или по крайней мере достойную прибавку к импортному. Изобретать велосипед здесь не нужно, мир уже его давно создал и пользуется.

Читайте также: Первое же судно с украинской кукурузой не смогло дойти до порта назначения: Ливан отказался принимать и комментировать

Война? Пол-литра в бак

Горючее в Украину и до войны завозили. Зато спирта у нас навалом. Кроме того, каждый желающий может иметь собственный НПЗ в кухне: home-аппараты продаются в Интернете в товарных объемах. Пока для напитков;). Ведь спирт не горючее. По крайней мере в головах.

До недавнего времени, как только кто-то заикался, чтобы смешать С₂Н₅ОН и бензин, как в медиа поднималась критика, которая долго булькала мифами о грехах этанола. Может, жили бы так и дальше, если бы не война. Вопрос с горючим встал ребром — ехать или стоять.

В первые дни агрессии было не до предрассудков, и биоэтанол (так в законодательстве определен технический спирт) выровнял ситуацию. Ведь в прошлом году в Украине не стало российских присадок для повышения октанового числа автогорючего. Газоконденсат украинской добычи (основа бензинов) экспортировали, потому что сделать из него горючее было невозможно. Но позже октановое число подняли... биоэтанолом. Потому что у него оно 109. У базового бензина — всего 60.

Сейчас у кого-то подгорит. Как, спирт в бак? Да еще и столько, чтобы поднять октановое число с 60? Это все ездили на алкобензине? Жесть, треш, кто-то сейчас побежит в гараж проверить, как там его друг, заводится ли?))) Да, спирт в бензине, вероятнее всего, есть и сейчас. Разговоры о том, что этанол «ест» алюминий, резину, пластик, — вбитые в головы сказки. Химик с мегастажем, руководитель научного техцентра «Укрнефтехим» Богдан Кочирко их опроверг: этанол лишь улучшает технические данные двигателя внутреннего сгорания (ДВС).

«У нас есть протоколы испытаний традиционных двигателей на этанольном горючем, показавшие, что все нормально работает. Лишь возрастает расход горючего. То, что спирт вроде бы растворяет пластиковые или резиновые детали или алюминий, миф», — заверил Кочирко.

Если бы этанол реагировал с алюминием, все пили бы не светлое пиво, а алюминиевое. А представьте, что в мире в алюминиевую тару даже водку пакуют.

Бразильская спиртомания

200 миллионов бразильцев не были в курсе, что этанол «ест» алюминий, а потому еще в 1976-м, когда мир накрыл нефтяной кризис, взяли и перешли на этанольный бензин, а потом — на чистый спирт. Сегодня в стране есть два типа горючего: коктейль бензин/спирт — 27/73%, соответственно, и 100% биоэтанол. Первый для авто, которые едут в Бразилию из других стран, где этанольное горючее не распространено. Второй — для местного транспорта.

Конечно, у бразильцев были предпосылки. Страна — лидер по производству тростникового сахара, так чтосырья полно. Бразилия с 1976-го по 2000-й отказавшись от нефти сэкономила 90 млрд долл. Ну и экология: 100-процентный спирт — это вода и углекислый газ на выходе. CO₂ хоть и парниковый газ, но молекула углерода в нем связана фотосинтезом в сахарном тростнике, а потом отпущена назад в атмосферу. Фактически полная карбоновая нейтральность, о чем так громко мечтают в Европе.

Успех бразильцев переняли США, запустив свою биоэтанольную программу. Там из 320 млн тонн выращенной в год кукурузы 140 млн тонн идет на биоэтанол.

Между прочим, после перегонки в спирт остается еще 25% чистого протеина — дешевый корм для птицефабрик.

Украина вырабатывает до 40 млн тонн кукурузы и от «излишков» старается избавиться. При этом мы на передовых позициях в мире по ее экспорту...

Читайте также: Заниженные цены на украинскую пшеницу уже бьют по Польше, Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии

Как Украине подсесть на спирт

Опыт Бразилии сводит к нулю мифы о спирте как топливе. Есть, конечно, несколько но. В Буэнос-Айресе тепло. Спирт испаряется хорошо, и авто стартуют легко. У нас такое горючее зимой придется разогревать.

Еще в этаноле есть дополнительная молекула кислорода. Поэтому для сгорания нужно меньше воздуха. В определенных пропорциях с бензином проблем нет. А чтобы сжечь его в чистом виде, нужен апгрейд: перепрошивка компьютера под новые пропорции воздуха.

Украинские аграрники что-то таки знают, если раскупили спиртзаводы. Украина может повторить опыт США и Бразилии, потому что сырья у нас навалом — от мелассы с сахарозаводов до той же фуражной кукурузы. Впрочем, сначала придется совершить законодательный переворот. Об этом сказал, в частности, заместитель министра агрополитики Украины Виталий Головня: «В Украине достаточно мощностей для переработки. В том числе благодаря приватизации спиртзаводов. Чтобы отрасль развивалась, нужны законодательные инициативы. В частности разрешить добавлять биоэтанол в топливо. Соответствующий законопроект готовится ко второму чтению в Верховной Раде».

Пока что, даже если есть свой спиртзавод, взять этанол и влить в бак — забудь. Или плати акциз — 120 грн/литр. Но, похоже, что сегодня шансы переломить ситуацию есть, потому что подключается аграрное лобби, способное бодаться с нефтяным.

Богдан Кочирко заверил, что еще одна проблема — возможное расслоение горючего в баке — исчезает с повышением доли спирта в горючем. Объясняется это тем, что этанол образует с водой азеотропы, которые отделяются от общей смеси, только если на каждую молекулу этанола есть достаточно молекул воды, которые обычно притягиваются из влажного воздуха. Так что, чем больше спиртовых молекул, тем больше нужно воды и тем меньше возможности для образования азеотропов, то есть расслоения горючего.

«Если содержание биоэтанола до 10%, то расслоение возможно. На дне бака будет появляться вода. В таких случаях в горючее добавляется стабилизатор, который не дает расслаиваться. Мы проводили исследования, которые показали: если содержимое спирта 25–30% и больше, расслоение невозможно», — заметил химик.

Минус выбросы

Американцы во время внедрения своей биоэтанольной программы пошли дальше и провели испытаниеавтомобилей, которые длительное время заправляли этанольным горючим. Университет Северной Дакоты, Центр исследования окружающей среды (EERC) выбрали для теста четыре авто 2007 года выпуска — Ford Fusion, Toyota Camry и два Chevrolet Impalas, один из которых был с flex-fuel двигателем.

Результаты испытаний откровенно удивили. Тест ставил цель узнать, на какой концентрации этанола в горючем заглючат компьютеры у подопытных. Вместо этого все машины проехали значительные расстояния на бензинах Е20, Е30, Е40, Е55 и Е65, не выбросив сheck engine. Для использования марок свыше Е65 необходим уже так называемый flex-fuel двигатель — с установленным на заводе оборудованием для регулирования подачи воздуха и возможностью подогревать горючее.

По словам Богдана Кочирко, по европейским стандартам, если в горючем всего 10% этанола, то он вообще считается обычным бензином. Дальше идут марки Е20, где до 20% этанола, Е30 и т.п. Е85 — почти чистый биоэтанол. Незначительный процент бензина добавляется, чтобы улучшить холодный старт ДВС.

Не секрет, что этанол еще и реально уменьшает выбросы, в частности угарного и углекислого газа.

Читайте также: Новый маршрут: 18 тысяч тонн украинской кукурузы доставили в Испанию через Балтийское море

Китай и кукуруза

Украина могла бы безболезненно для продовольственной безопасности превращать 3 млн тонн кукурузы в биоэтанол, гарантировав себе около четверти потребности в горючем. Впрочем, пока нет законодательной основы, излишки кукурузы выкачивает мировой рынок как дешевое сырье.

В текущем маркетинговом году значительный объем украинской кукурузы забронировал за собой Китай. И, что важно, КНР спешит выкупить кукурузные остатки в Украине не ради попкорна или каши для полутора миллиардов своего населения. Поднебесная тоже запустила собственную биоэтанольную программу. Пока что в Китае в горючее добавляют только 5% биоэтанола.

Китайцы построили просто гигантские заводы. Дали украинскому АПК 3 млрд долл. кредита для наращивания производства кукурузы. У них нехватка как нефти, так и сырья для биоэтанола. И они готовы покупать его в неограниченных количествах, потому что осознали мультиэкономический эффект от развития этого направления.

Китай, который не очень проникается экологией, именно благодаря биоэтанолу со временем быстро уменьшит выбросы парниковых газов. Украина тоже обязалась к 2030-му сократить свои парниковые выбросы на 65% от уровня 1990 года. И сейчас министерства размахивают над головами украинцев потенциальными запретами. Например, в Мининфраструктуры обещают остановить завоз в Украину новых и бывших в употреблении авто с ДВС: с 2027 года — бэушных с дизельным двигателем, а с 2030 года — уже и новых.

Но зачем эти жертвы, если бескарбоновую концепцию решает углеродно-нейтральное горючее? Ответит ли кто-то на этот вопрос?

Больше статей Романа Яненко читайте по ссылке.