UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зачем в громадах создавать координационные советы по делам ВПЛ с участием самих переселенцев

Автор: Юлия Мельничук

В связи с широкомасштабной российской агрессией против Украины миллионы людей снялись с насиженных мест и поехали… Кто — за границу, а кто-то — в другие регионы страны, подальше от линии фронта. Проблемы и нужды у всех примерно одинаковые: жилье, работа, школа/детский сад, медицина. Бегать в поисках всего этого очень тяжело. Поэтому идея создать в громадах и регионах некие представительства ВПЛ, чтобы их проблемы решались быстро и качественно, выглядит продуктивной.

Координационные советы по делам ВПЛ при местных органах власти, которые начали создаваться, призваны помочь переселенцам в коммуникации с властью, а местным властям — понять нужды покинувших свои дома людей и оценить их потенциал. А он, без преувеличения, — огромный. Это врачи, педагоги, ученые, пекари, кондитеры, аграрии и пр. Переселенцы-беженцы далеко не всегда несут с собой хаос и проблемы. Они способны придать заметный импульс развитию принимающей громады.

Читайте также: ВПЛ из Донецкой области нашли убежище на Житомирщине

Толчком для создания советов ВПЛ при местных органах власти стал Операционный план по реализации в 2021–2023 годах Стратегии интеграции внутренне перемещенных лиц и внедрения среднесрочных решений по внутреннему перемещению на период до 2024 г., одобренный распоряжением Кабинета министров Украины №1364-р от 28 октября 2021 г.

Реализуется уже в 25 громадах 15 областей Украины. Уже созданы советы ВПЛ в 13 громадах. Стоит отметить, что они не имеют какой-либо стандартизированной структуры — создавались в разное время, начиная еще с 2014 года, в разных регионах без каких-либо инструкций сверху.

Так, в Запорожье консультационный совет по ВПЛ курирует непосредственно городской голова, в Черкассах — заместитель городского головы. В Житомирской ОВА проблемами ВПЛ занимается отдел при управлении социального обеспечения, а совет ВПЛ как совещательный орган при Житомирской горраде находится в стадии формирования.

Что интересно, координационный совет по вопросам ВПЛ в Киеве образован еще в декабре 2021 года, но персональный состав до сих пор не утвержден.

Читайте также: Глава Брусилова Владимир Габенец: «Наша маленькая громада за последние десятилетия уже второй раз переживает волну переселенцев»
Читайте также: В Украине создан бесплатный обучающий курс для переселенцев

В общем, в разных регионах по-разному, но службы, занимающиеся решением проблем ВПЛ, в каждой громаде и регионе есть обязательно. И можно предположить, что они неплохо справляются со своими задачами уже хотя бы потому, что с начала полномасштабного вторжения именно в громадах осели миллионы переселенцев, и именно громады несут на себе груз их обустройства, адаптации и реабилитации. И если в публичной плоскости не ощущается особой напряженности в связи с проблемой переселенцев, значит местные власти справляются. Однако совещательные органы с участием самих переселенцев при ОМС могут стать дополнительным механизмом для создания и закрепления системного подхода в решении проблем ВПЛ.

Мы задали несколько вопросов координатору фонда Stabilization Support Services по Черкасской области, директору Черкасского областного контактного центра Ларисе Ходаковской. Как мы уже уточнили, координационный совет по вопросам ВПЛ в Черкассах возглавляет заместитель городского головы. По словам Ходаковской, будут создаваться советы еще в четырех громадах области.

Работники Черкасского областного контактного центра и его руководительница Лариса Ходаковская (стоит)

— Через Черкасскую область прошли более 200 тысяч вынужденных переселенцев, — рассказывает Ходаковская. — Сейчас в регионе зарегистрировано более 100 тысяч ВПЛ. Однако регистрировались далеко не все. В частности бизнесмены, которые релоцировали свои предприятия в Черкасскую область, мужчины призывного возраста. Так что эту цифру можно смело умножать на два.

Прибывающим вынужденным переселенцам предоставляется социальное жилье, в основном в сельской местности.

ВПЛ приезжают не на пустое место. Мы заранее, на перспективу, подготовили жилье, места в школах. Прибывшим выплачиваются компенсации на оплату жилья. Для обеспечения пожилых людей гигиеническими и продуктовыми наборами мы сотрудничаем с международными фондами и организациями, которые предоставляют гуманитарную помощь, — поясняет наша собеседница.

Что касается работы, переселенцы становятся на учет в центре занятости, при необходимости и желании переквалифицируются.

— Но, честно говоря, большинство просто ждут конца войны, чтобы вернуться домой. Они чемоданы не распаковывают. Но есть и такие люди, которые приносят огромную пользу громадам. Приезжают ведь учителя, преподаватели вузов, врачи, работники социальной сферы. Нам очень нужны такие специалисты, — заключила Лариса Ходаковская.

Необходимость в совещательном органе с участием представителей ВПЛ при местных и областных властях может вскоре появиться и в Житомирской области. В этот регион сейчас массово переселяются жители городов Донетчины, оказавшихся в зоне боевых действий.

Читайте также: Помощь ВПЛ: можно ли получить этот статус при отсутствии «прописки»
Читайте также: Выплаты для ВПЛ: продолжаются ли проверки места проживания переселенцев
Читайте также: В Киеве прекращают выдачу продуктов для ВПЛ

Как сообщила начальник профильного отдела департамента соцзащиты населения Житомирской ОВА Катерина Халимовская, жилье для переселенцев уже подготовлено. В основном в сельской местности, а также в ряде городов и поселков области.

По ее словам, люди, как правило, едут конкретно туда, где собираются остановиться и имеются соответствующие договоренности. Но если возникают проблемы, могут позвонить на телефоны горячей линии, вывешенные на сайте областной ОВА.

— Внутренне перемещенные лица всегда могут к нам обращаться, мы их скоординируем. Скажем, звонят и сообщают: «Мы едем в вашу область». Мы уточняем, каким транспортом, где, в каком районе или громаде хотели бы остановиться. В соответствии с их пожеланиями ищем жилье. У нас в каждой территориальной громаде есть жилье. В основном это частные дома, которые их владельцы добровольно предоставляют для расселения ВПЛ. Но это может быть и не дом, а, скажем, школа, которая не функционирует, или детский сад, — поясняет пани Халимовская. — Те люди, которые хотят выехать из прифронтовой зоны, не очень привередливы относительно условий проживания. Они просто хотят жить.

Однако выдохнув, люди, конечно же, захотят иметь рычаги влияния на организацию своей жизни в громаде. Поэтому активность переселенцев местным властям нужно правильно канализировать. И естественное, но не навязанное кем-то сверху, создание совещательных органов при ОМС — хороший вариант.