UA / RU
Поддержать ZN.ua

Местные налоги: как громадам остаться при деньгах во время и после войны

Автор: Михаил Джус

Поддержка громад является неотъемлемой составляющей будущего механизма поддержки восстановления Украины на 50 млрд евро в течение 2024–2027 годов, предложенного Европейской комиссией. То есть без усиления местного самоуправления и привлечения его представителей к проектам восстановления Украина вряд ли может рассчитывать на получение указанных средств в полном объеме.

Одним из неожиданных эффектов войны стало существенное увеличение доходов местных бюджетов. В то время как налоговые поступления государственного бюджета в 2022 году сократились по сравнению с 2021-м на 14,2%, налоговые поступления местных бюджетов (всех уровней) выросли на 13,5%.

Отмеченный прирост был обеспечен исключительно за счет увеличения поступлений налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на 28,3% вследствие роста денежного обеспечения военнослужащих. Как следствие, доля НДФЛ в общих доходах местных бюджетов повысилась с 36,5% в 2021 году до 49% в 2022-м (в налоговых поступлениях соответственно с 61,2 до 69,2%). Но этот прирост поступлений был очень неравномерным.

Поступления НДФЛ резко увеличились в сравнительно небольшой части громад, где расположены воинские части. Побочным эффектом такого увеличения стало расходование средств на некритичные цели, а также демотивация органов местного самоуправления (ОМС) в вопросе диверсификации доходов бюджета. При этом другие громады, наоборот, столкнулись с сокращением поступлений НДФЛ вследствие мобилизации, миграции и роста безработицы.

Несложно спрогнозировать, что как только позволит ситуация в сфере безопасности, объемы «военного» НДФЛ сократятся из-за уменьшения числа военнослужащих. И каждый из нас заинтересован в том, чтобы такие условия наступили как можно скорее. Кроме того, доля НДФЛ, зачисляемая в бюджеты территориальных громад, может быть вскоре уменьшена с текущих 64 до 60%, предусмотренных Бюджетным кодексом Украины.

Читайте также: Местным налогам — местное администрирование

А значит, уже сегодня ОМС нужно задуматься над вопросом, за счет чего будут наполняться бюджеты их громад после войны. Речь идет в первую очередь о необходимости улучшить администрирование местных налогов и сборов (МНС), к которым относятся: налог на имущество, единый налог, сбор за места для парковки транспортных средств и туристический сбор. Их суммарная доля в общем объеме налоговых поступлений местных бюджетов в 2022 году составляла 21,4%, сократившись по сравнению с 2021-м на 4,5 процентного пункта.

Поступления единого налога в 2022 года выросли в номинальном выражении на 2%, до 47,2 млрд грн, а его доля в общем объеме МНС увеличилась с 51,5 до 56%, в частности вследствие перехода части налогоплательщиков — юридических лиц с общей системы налогообложения на упрощенную во время войны (отменена с 1 августа 2023 года). В целом единый налог является стабильной и весомой статьей доходов местных бюджетов. Вместе с тем многие громады жалуются на то, что налог платится по месту регистрации ФЛП, а не по месту ведения хозяйственной деятельности, а это приводит к потере поступлений в бюджет.

Самым проблемным с точки зрения администрирования, но при этом и самым перспективным и устойчивым к изменению конъюнктуры является налог на имущество (НнИ), включающий налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, транспортный налог и плату за землю (состоит из земельного налога и арендной платы за землю). В 2022 году поступления НнИ сократились на 14,9%, до 36,8 млрд грн, а их удельный вес в структуре МНС снизился с 48,1 до 43,6%.

Основной причиной падения поступлений НнИ в 2022 году стали боевые действия и оккупация части территории Украины. Но и до полномасштабной войны его объемы были, мягко говоря, небольшими (см. рис.), особенно это касается налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, и транспортного налога.

ZN.UA

Существует целый комплекс проблем, не позволяющих местным бюджетам обрести твердую почву под ногами и уменьшить зависимость от общегосударственных налогов и трансфертов из государственного бюджета. Часть этих проблем можно решить на местном уровне, но еще больше вопросов требуют решения на уровне государства.

Читайте также: В Украине с 1 августа вернутся довоенные налоги

Прежде всего нужно обратить внимание на несоответствие, блокирующее решение многих проблем: в наполнении местного бюджета максимально заинтересованы ОМС, но процесс администрирования налогов полностью относится к полномочиям органов Государственной налоговой службы (ГНС). Учитывая несоответствие организационной структуры ГНС административно-территориальному устройству Украины, работникам финансовых управлений ОМС приходится решать рабочие вопросы путем официальной переписки с областным подразделением ГНС. Очевидно, что такой формат сотрудничества далек от оптимального. Сами органы ГНС, после перманентных реформ, не имеют достаточных человеческих и финансовых ресурсов, а также мотивации для эффективного администрирования НнИ.

Ключевой преградой для успешного администрирования НнИ является низкий уровень наполнения реестров недвижимости. По итогам опроса представителей ОМС 13 громад в разных регионах Украины можно сделать вывод, что реестр вещных прав на недвижимое имущество наполнен всего на 30–50%, земельный кадастр — на 70–80%. У ОМС нет полномочий для стимулирования владельцев недвижимого имущества вносить его в реестр, а значит, решение указанной проблемы может потребовать законодательного обязательства граждан зарегистрировать свое имущество.

Отдельный аспект этой проблемы — база объектов налогообложения, которой пользуется ГНС. Ежегодно она автоматически обновляется согласно данным реестра вещных прав, после чего исчезают все коррективы и дополнения, внесенные работниками ГНС на протяжении предыдущего года. В то же время по земельным участкам база ГНС пополняется только в ручном режиме. Утрясти все эти технические нюансы, при желании, вполне реально.

Читайте также: Возвращение довоенных налогов: в ГНС объяснили, что необходимо сделать бизнесу

Для увеличения поступлений транспортного налога достаточно навести порядок с перечнем автомобилей, подлежащих налогообложению. Поскольку действующий перечень выводит из-под налогообложения большое количество авто, которые должны были бы облагаться налогами с точки зрения стоимости.

Важной проблемой администрирования НнИ является недостаточный уровень автономности ОМС в вопросе установления льгот по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Прежде всего речь идет об установлении Налоговым кодексом Украины (НКУ) «универсальной» льготы по уменьшению базы налогообложения — жилой недвижимости на 60 кв. м для квартиры и 120 кв. м для частного дома, независимо от финансового положения их владельцев. Как следствие, 9 из 10 объектов жилой недвижимости не подпадают под налогообложение. Есть важные причины считать, что местные органы власти могли бы значительно более эффективно справиться с задачей установления льгот для тех категорий граждан, которые действительно нуждаются в поддержке.

Все вышеприведенные проблемы требуют решения на общегосударственном уровне. Но некоторые шаги для увеличения налоговых поступлений ОМС могли бы сделать уже сейчас, в рамках действующего законодательства.

Прежде всего ОМС нужно набраться решимости и установить ставки налога на недвижимое имущество на адекватном уровне. На сегодняшний день ставка налога на жилую недвижимость для физических лиц в среднем по Украине (без Киева) составляет 0,28% размера минимальной заработной платы за квадратный метр, тогда как НКУ предусматривает диапазон до 1,5% (максимальная ставка установлена только в Киеве).

Не менее важно соблюдать требования законодательства о проведении нормативной денежной оценки (НДО) земли не реже одного раза в 5–7 лет. Опыт некоторых громад свидетельствует, что обновление НДО земли может увеличить объемы поступлений платы за землю в несколько раз. В то же время, по данным Госгеокадастра, обновления НДО земли сегодня требуют около половины населенных пунктов в Украине.

Читайте также: Гетманцев объяснил, зачем бизнес должен платить довоенные налоги

Драматическая ситуация, в которой оказалась Украина, требует максимальной мобилизации внутренних ресурсов на многие годы вперед. Безусловным приоритетом центральной власти должно стать обеспечение обороноспособности страны, а о развитии громад должны заботиться в первую очередь органы местной власти.

Но, как было указано выше, у ОМС сейчас нет достаточных полномочий для влияния на процесс администрирования МНС, в то время как ГНС при наличии институциональной состоятельности не имеет для этого достаточной мотивации. С учетом этого оптимальным вариантом было бы объединить их усилия, внедрив совместное (кооперативное) администрирование МНС. Дискуссионным остается вопрос, какие именно функции администрирования передать ОМС, а какие оставить за ГНС.

Публикация была подготовлена при поддержке Европейского Союза и его государств-членов: Германии, Швеции, Польши, Дании, Эстонии и Словении. Содержание этой публикации является исключительной ответственностью ее автора и не может никоим образом восприниматься как отображающее взгляды Программы «U-LEAD с Европой», правительства Украины, Европейского Союза и его государств-членов: Германии, Швеции, Польши, Дании, Эстонии и Словении.