В демократическом обществе закон должен быть формой взаимопонимания между властью и обществом. Если же власть прибегает к насилию через законы или другие неправовые действия в смысле нарушения справедливости, то закономерно получает сопротивление людей. Организованное, стихийное или же скрытое — в виде фиги в кармане. Именно такое сейчас имеет место в Киеве, где значительная часть киевлян продолжает платить по старым тарифам вместо нововведенных, а власть через информационные вбросы их запугивает, обманывает и выкручивает в каком-то смысле руки.
Как людям (незаконно) навязали новые тарифы
Речь о тарифах на услугу по управлению (содержанию) многоквартирных домов, введенных районными государственными администрациями с 1 марта этого года в Киеве для киевлян, которых обслуживают районные управляющие компании. Дело в том, что ни РГА, ни Киевская городская военная администрация (КГВА) не имели законных оснований вводить эти тарифы. Если у дома нет ОСМД или не проведено собрание совладельцев об определении управляющего, то подписывать договор с управляющим закон возлагает на исполнительный орган местного совета, и это его собственные (самоуправляющиеся) полномочия, которые нельзя кому-то делегировать.
В случае Киева исполнительный орган Киеврады — это Киевская городская государственная администрация, поэтому поручение этого дела райгосадминистрациям противоречит подпункту 20 пункта а) статьи 30 Закона «О местном самоуправлении в Украине». А здесь в эту ситуацию сунула нос Киевская городская военная администрация, вот почему злополучное распоряжение КГВА № 1311 является незаконным (никчемным) с самого начала. Именно им военная власть поручила РГА провести конкурсы на управляющего и установить новые тарифы. Ну, конечно, это же вопрос обороны столицы! Шучу.
Когда ZN.UA написало, что эту операцию не могли провести без вербального или молчаливого согласия начальника КГВА Тимура Ткаченко, он ужасно обиделся и отменил распоряжение своего предшественника № 1311. Но киевлянам от того стало ни холодно, ни жарко — ни одна РГА не отменила новые тарифы.
Более того, выяснилось, что Государственная регуляторная служба еще 10 марта 2025 года, буквально через десять дней после введения новых тарифов, направила в КГВА, то есть Тимуру Ткаченко, Представление №2, которым обязала его отменить и распоряжение №1311 и распоряжение всех РГА об установлении новых тарифов. И что, как вы думаете, сделал поставленный на страже Конституции Украины, законности и прав граждан главный военачальник Киева?
Правильно, он попиарился на телекамеры, отменив распоряжение №1311, но шалостей РГА не заметил.
Однако есть еще и вишенка на этом тортике беззаконности. 24 февраля 2023 года (в трагическую годовщину начала большой войны) приняли закон Украины №2954-IX, которым вообще установлен мораторий на проведение конкурсов на определение управляющих многоквартирных домов. Согласно ему, если таких управляющих не определили до 1 мая 2021 года, то конкурсы на их определение можно проводить лишь через шесть месяцев со дня окончания военного положения. То, что в Киеве все управляющие были определены, наверное, ни у кого не вызывает сомнений. Это раз. А если и не были, то все равно проводить эти конкурсы незаконно. И это два.
Достаточно ли аргументов, чтобы считать новые тарифы незаконными? Вопрос, по-моему, риторический.
Власть развращает
А неограниченная власть, как сказал философ, развращает неограниченно. Централизация власти в руках президента Владимира Зеленского и его близкого окружения, в какой-то степени оправданная во время войны, не ограничилась улицами Банковой и Грушевского, а пронизала, как мы видим, все звенья государственного аппарата и его органов просто как политические метастазы. Поэтому, если военачальник столицы позволяет себе не играть музыку там, где «рыбу заворачивали», то что говорить о мелких князьках в киевских районах?
Нет, конечно, некоторые главы районов, опасаясь возможных собеседований в прокуратуре в будущем, решили поискать фиговые деревья с необлетевшими листочками. Такие листочки разлетелись, например, по почтовым ящикам в Днепровском районе в таком виде.
Имели ли место такие собрания на самом деле, сказать сложно. Подавляющее большинство жителей выбросили эти фиговые листочки в мусор. Но то, что такие протоколы собраний с настоящими подписями Г.Куща и других лояльных к РГА лиц по другим домам могли накопиться в ее архивах, вполне вероятно. Примечательно, что хотя договор прошлогодний, но тариф явно от 1 марта этого года, к тому же теперь Кущ сотоварищи получили полное право вносить изменения в этот договор, не спрашивая согласия соседей.
Все это — продолжение той правовой вакханалии, которую начал Тимур Ткаченко, а продолжили главы районов. Возможно, кто-то возразит, дескать, это инициатива самих жителей, но это полнейший бред. Чтобы люди сами для себя поднимали тариф, когда даже по старому большинство работ по содержанию дома, скажем откровенно, не выполняли? Такое невозможно от слова «совсем». И здесь уместно взглянуть, что же это за работы.
Из чего состоит обслуживание многоквартирного дома
В сфере жилищно-коммунального хозяйства договорные отношения у ответственных лиц профильного Министерства развития громад и территорий остались, простите, на уровне совка. Если в Гражданском кодексе Украины равноправие сторон договора и свободное волеизъявление при его составлении проходят красной нитью и явно отвечают современным европейским нормам, то в сфере ЖКХ договор о предоставлении услуги по управлению многоквартирным домом является типовым, установленным КМУ, и вносить в него изменения противоречит законодательству.
Однако это еще не вершина маразма. Как по мне, вершина — то, что перечень работ и услуг, затраты на которые включаются в состав затрат на содержание многоквартирного дома и придомовой территории, устанавливается приказом того же Министерства развития громад и территорий. Выглядит так, будто совладельцы многоквартирных домов, управляющие компании, частные управляющие и другие действующие лица жилищного хозяйства находятся в прямом подчинении министерства, и оно имеет право им приказывать. Что же входит в этот обязательный перечень?
- Техническое обслуживание внутридомовых систем:
- водоснабжения;
- водоотвода;
- теплоснабжения;
- горячего водоснабжения;
- ливневой канализации;
- электроснабжения;
- газоснабжения.
- Техническое обслуживание лифтов.
- Обслуживание систем диспетчеризации.
- Обслуживание дымовых и вентиляционных каналов.
- Техническое обслуживание систем противопожарной автоматики и дымоудаления, а также других внутридомовых инженерных систем (при их наличии).
- Текущий ремонт конструктивных элементов, технических устройств домов и элементов внешнего устройства, которые размещены на закрепленной в установленном порядке придомовой территории (в том числе спортивных, детских и других площадок), и другого совместного имущества многоквартирного дома.
- Текущий ремонт внутридомовых систем:
- водоснабжения;
- водоотвода;
- теплоснабжения;
- горячего водоснабжения;
- ливневой канализации;
- электроснабжения;
- газоснабжения.
- Текущий ремонт систем противопожарной автоматики и дымоудаления, а также других внутридомовых инженерных систем (при их наличии).
- Уборка придомовой территории.
- Уборка помещений общего пользования (в том числе вспомогательных).
- Уборка и вывоз снега, посыпание части придомовой территории, предназначенной для прохода и проезда, противогололедными смесями.
- Дератизация.
- Дезинсекция.
- Приобретение электрической энергии для освещения мест общего пользования, питание лифтов и обеспечение функционирования другого совместного имущества многоквартирного дома.
Не спорю, все эти работы действительно необходимы, но есть два но. Здесь смешали регулярные работы и те, которые нужно делать при необходимости. Однако деньги за них берут, как за постоянные, например, за борьбу с крысами, мышами, насекомыми и другими нежелательными гостями домовых подвалов. Второе и главное не в том, что проконтролировать качество выполнения работ, их объем, да и само выполнение практически невозможно. В своей жизни я не видел сам, и ни от кого не слышал, чтобы кто-то был свидетелем обслуживания вентиляционных каналов. То же самое касается дымовых, каналов, а вот кухонные вытяжки не проверяли вообще никогда.
Не кроются ли в этих двух «но» причины злоупотреблений и манипуляций ЖЕКов (как их ни переименовывай), с одной стороны, и тотального недовольства людей их работой, — с другой? Не потому ли киевляне массово отказались платить по первоапрельским «шуточным» платежкам? И как отреагировала на это власть?
Как управляющие компании признали, что их тарифы завышены
Здесь следует отметить, что коммунальные управляющие компании (УК) и районная власть в лице глав РГА и их патрона, главного военачальника Киева Тимура Ткаченко, неразрывны в целях и действиях. Не скажу, что чиновники имеют какой-то гешефт от УК, хотя не исключено, но главное то, что чиновники несут ответственность за них и, похоже, играют на стороне УК, а не в интересах людей, которые живут в городе и хотят быть обеспечены нормальными жилищно-коммунальными услугами. Неудобно напоминать, но если мы живем так, будто бы войны нет (все работает, как и раньше), то это наш ответ на варварские атаки врага. Мы показываем, что нас не сломить. А что же показывает наша власть?
Взрывной эффект имела недавняя информация о конкурсе на «Прозорро», на котором коммунальное предприятие «Управляющая компания по обслуживанию жилищного фонда Оболонского района г. Киева» пригласила коллекторские компании, чтобы взыскать долги с жителей, и предложила заплатить за это 1 млн 500 тыс. грн.
Как указал глава Союзы потребителей коммунальных услуг Олег Попенко, сумма, которую должны взыскать коллекторы, достигает 7,5 млн грн. Явно львиную долю этой суммы составляют именно неплатежи по новым тарифам, иначе с чего бы вдруг Оболонская УК так возбудилась? Раньше долги тоже были, но компания же не обращалась к коллекторам. Однако из этой информации следует другой, без преувеличения убийственный для новых тарифов, вывод: если у УК есть свободные 1,5 млн грн, чтобы заплатить коллекторам, это означает, что в новые тарифы заложены избыточные деньги, которые не нужны, чтобы осуществлять обслуживание многоквартирных домов района.
Таким образом, кроме того, что сами тарифы установлены незаконно, оказывается, их еще и рассчитали с огромной маржой, вероятно, скрытой в сметах составляющих тарифа (вот почему их до сих пор не публиковали). Но это уже, как говорится, дело компетентных органов.
К этому можно добавить лишь одно — механизм установления тарифов, заложенный в Законе «О жилищно-коммунальных услугах», когда совладельцы полностью исключены из этого процесса, в полной мере проявил свою слабость, а отсутствие эффективных механизмов контроля над предоставлением жилищной услуги приводит к злоупотреблениям (на 1,5 млн грн!) и вызывает крайнее недовольство потребителей — вплоть до демонстративных неплатежей.
