UA / RU
Поддержать ZN.ua

ДЕНИС ФУДАШКИН: "Мы не можем позволить себе за бесценок продавать недра" Или как Минфин объясняет затраты нефтегазодобычи и ее рентабельность в Украине в 775%

Даже после повышения налога до 55% у частных компаний чистого дохода остается в 40 раз больше, чем у государственной "Укргаздобычи".

Авторы: Алла Еременко, Геннадий Кобаль

По-хорошему, налоги на добычу газа, нефти и конденсата надо повышать еще больше. Но когда с начала августа стали действовать утвержденные парламентом ставки ренты для газодобывающих компаний, все перевернулось с ног на голову. Еще вчера мегаприбыльный бизнес сегодня вынужден бороться за выживание, а вместо роста добычи газа компании готовятся сворачивать инвестпрограммы. Но один из инициаторов налоговой реформы - заместитель министра финансов Денис ФУДАШКИН не считает, что "августовские" налоги для газодобытчиков высокие, и даже намерен отстаивать их увеличение. Почему и как это скажется на нефтедобыче, ZN.UA его и расспрашивало.

- Денис Александрович, с 1 августа 2014 г. законодательным решением парламента ставки за пользование недрами, то есть основной налог для добывающих компаний, значительно увеличены. Для чего повышали налоги, и по какой методике Минфин рассчитывал размер рентной платы за недропользование?

- Изначально мы внесли в законопроект ставку за пользование недрами 70% для добычи газа. Такой размер ставки легко объясним.

Понятно, что ранее действующая фискальная нагрузка неравномерна. 94% - нагрузка на тех, кто продает газ для населения (речь не о посредниках). Это ПАО "Укргаздобыча", 100% корпоративных прав которой владеет НАК "Нафтогаз Украины". И 17,5% - нагрузка на тех, кто продает газ для промышленности (рис. 1).

Ставка в 70% выравнивает размер получаемого дохода всех добывающих компаний, независимо от направлений дальнейшей реализации газа (для промышленности или для населения), т.е. обеспечивает изъятие сверхприбыли тех газодобывающих компаний, которые реализуют газ для промышленных целей. Такое изъятие возможно обеспечить двумя инструментами: прямое налогообложение в виде налога за пользование недрами и "квазиналогообложение" регулируемой цены газа для населения (домохозяйств). Получается средневзвешенная ставка - 70%.

В конечном итоге Верховная Рада утвердила ставку на уровне 55%. Фактически это не приводит к большому изъятию прибыли из отрасли. Что касается газа для населения, то тут ничего не изменилось.

- Почему Минфин предложил и поддержал такое резкое изменение налогообложения именно добычи нефти и газа, в которых сейчас так нуждается страна?

- Не может быть такого же подхода к налогообложению недр, как к налогообложению конкурентного бизнеса. Недра - это ресурс, тот же актив (см. рис. 2). Если государство продает актив по заниженной цене, как это называется?

- Коррупция.

- На самом деле плата за ПОЛЬЗОВАНИЕ недрами (рента) - это та цена, по которой государство продает ресурс коммерческим компаниям, которые добыли его и реализовали. Недра - это актив. Теперь ответьте мне на вопрос, нормально ли продавать ресурс компаниям по 800 грн, если потом они перепродают его по 4724 грн? На этот вопрос мы уже ответили.

- У вас есть взаимопонимание с руководством "Нафтогаза Украины" в вопросе, какой должна быть цена газа?

- У нас с НАК "Нафтогаз Украины" единое мнение - цена для всех должна быть рыночной, такой, как для промышленности, в данном случае - 4724 грн за тысячу кубометров. Но у Минфина с "Нафтогазом" расхождения в деталях и методах. Мы считаем, что надо изымать рентой, а не использовать "квазиналог" добывающих компаний. Нужно существенно поднять ставку ренты - это и будет тем ресурсом, за счет которого мы сможем обеспечить поддержку беднейших слоев населения, чтобы повышение тарифов для них не было болезненно ощутимым. Предложения НАКа - пересмотреть цену и ресурс оставить в их распоряжении.

- Многие при всем желании не смогут платить такую цену за газ. Как быть?

- Механизм компенсации гражданам - через прямые субсидии, а не размывание средств через механизм регулирования цены.

Уже разработан и действует механизм субсидий и компенсаций. Если расходы семьи на жилищно-коммунальные услуги превышают 15% доходов, может назначаться субсидия. Также с 1 июля предусмотрен механизм компенсаций. Под это выделены бюджетные ресурсы. Но это компетенция Минсоцполитики.

- С 1 мая 2014 г. цены на газ для населения значительно увеличены - со средней цены 1089 грн в среднем на 56%. Но закупочная цена газа "Укргаздобычи" осталась прежней - 412 грн (с НДС). Куда пошли деньги от повышения цен на газ для населения?

- "Нафтогазу Украины" - на уменьшение фискального дефицита. Там есть нехватка газа для нужд населения, который замещают дорогим импортным ресурсом. Есть сложности с замещением кредитов, плюс оплата использованного газа поступает несвоевременно…

- Плата за пользование недрами для газодобывающих компаний выросла намного больше, чем для добывающих нефть и конденсат, чем это объясняется? Почему газодобытчики должны платить больше?

- По нефти повышение составило с 39 до 45% при добыче на глубине до 5000 м и с 18 до 21% - свыше 5000 м. Изначально мы просили более 55%, но первый законопроект не набрал голосов в Раде даже для включения в повестку дня.

Но если сравнить рентабельность добычи нефти и газа даже после повышения налогов, то у газодобытчиков она будет выше. По нашим расчетам, рентабельность затрат этого бизнеса в Украине составит 775% для газодобычи и 482% - для нефтедобычи (см. рис. 3).

- Поэтому не набралось голосов в парламенте, чтобы рассматривать ваш законопроект с 70% ренты на добычу газа? Но предлагаем перейти к нефти. Было много разговоров о возможном занижении цен при продаже нефти, как минимизировать потери бюджета?

- Для этого существуют индикативные цены. Сейчас база налогообложения привязана к котировке Urals на Лондонской бирже.

- Применение индикативных цен в предыдущие годы (в разных отраслях и на различные товары) свидетельствует, что это прямая дорога к коррупции.

- Мы же говорим о еврорынке и привязке цен на энергоносители в Украине к европейским. Попробуйте коррумпировать Лондонскую биржу.

- Возможно, украинские олигархи еще не пробовали это сделать? А если серьезно, то как повышение ренты скажется на доходах нефтяников?

- У нас цена на нефть привязана к мировой цене, которая определяется в долларах. Мы можем увидеть, что с учетом изменения курса гривни к доллару нефтедобывающие компании имеют большие доходы в гривне, чем до повышения ренты. Если сравнивать уровень налогообложения нефтедобычи, например, в Украине и России, то у нас оно намного либеральнее.

- Представители негосударственных добывающих компаний заявляют, что повышение платы за пользование недрами в случае добычи газа привело к тому, что общая налоговая нагрузка выросла до 80%. Компании говорят, что они платят очень высокие налоги, и добывать газ в Украине становится невыгодно. Как вы отреагируете на такие заявления?

- Эти заявления не подтверждены расчетами. С нами (Минфином) спорить сложно, мы можем все легко доказать с цифрами в руках. Я считал и так и эдак, но 80% общего налогообложения никак не получается.

Дискутируют, много это или мало, но давайте посмотрим на две простые вещи. У нас добыча газа представлена двумя группами - государственной "Укргаздобычей", которая продает газ населению (по крайней мере, обязана это делать), и коммерческими компаниями, поставляющими газ для промышленности (см. рис. 4). Ставка ренты, уплачиваемой в бюджет "Укргаздобычей", составляет 72 грн, себестоимость, прямые расходы, по расчетам "Укргаздобычи", достигают 243 грн. Остается 47 грн.

Частные компании платили в бюджет за недропользование 827 грн. Себестоимость у них сопоставима с госкомпаниями, то есть им оставалось после налогообложения намного больше.

Если говорить о равенстве фискализации, то чем государственная компания хуже? Даже после повышения налога до 55% у частных компаний чистого дохода остается в 40 раз больше, чем у государственной "Укргаздобычи".

- Но себестоимость добычи газа - 243 грн, это 30 долл. по курсу прошлого года или 20 долл. по сегодняшнему. Разве может быть такая низкая себестоимость газа?

- Себестоимость представлена "Укргаздобычей". Такая же себестоимость заявлена и у российского "Газпрома", это легко проверить в финансовой отчетности, которую они публикуют. Себестоимость добычи у них приблизительно такая же, и они имеют не менее сложные условия добычи. Это заблуждение, что добыча газа стоит безумных денег. Не считая глубинной добычи и разработки шельфа. К тому же для добычи газа с глубины свыше 5000 м ставки ренты ниже - 28%.

Не стоит привязывать себестоимость к доллару, достаточно большая часть расходов добывающих компаний, например зарплата, - в гривнях.

- То есть вы считаете, что добывающие компании "потянут" новое налогообложение?

- Я не считаю ставку платы за недра при газодобыче на уровне 55% высокой. По-хорошему, она должна быть выше. Любая компания скажет, что даже эта рентная плата - это много, аргументы приводятся разные, в том числе и по себестоимости. Мы смотрели срок окупаемости. Так вот, для самой дорогой скважины, которую нам приводили в качестве аргумента с разными дебитами, по чистому денежному потоку - максимум два года. И вы еще попробуйте найти бизнес по денежному потоку с окупаемостью два года - это будет непросто.

"Укргаздобыча" имеет возможность добывать по 243 грн, а там, я напомню, почти 150 грн амортизации заложено, при том что у нас довольно либеральные нормы амортизации, они значительно ниже чем во всем мире.

Если у частных компаний себестоимость добычи газа намного выше, чем у государственных, возникает вопрос эффективности их работы в принципе. Мы исходим из того, что показатель себестоимости "Укргаздобычи" корректен, тем более что на эту компанию приходится 70% добычи газа в Украине.

Да, некоторые компании говорили: "У нас высокая доходность, но у нас запланированы значительные инвестиции". Нет вопросов, при рентабельности затрат 775% проблем с привлечением ресурсов не должно быть в принципе. Если вы поговорите с инвестиционными банкирами, они вам это подтвердят.

- Украина остро нуждается в развитии собственной добычи нефти и газа, это вопрос национальной безопасности. Не считаете ли вы, что высокие налоги могут отпугнуть инвесторов?

- Чтобы стимулировать добычу, мы внедрили понижающий коэффициент для новых скважин на уровне 0,55. Он будет действовать два года. За это время любой проект, даже самый дорогостоящий, в нефтегазодобыче окупится.

- Почему тогда не разрабатываются новые месторождения?

- Думаю, что это не вопрос привлекательности бизнеса, скорее, это вопрос входа в этот бизнес. Входа не по затратам. У нас много лет ведутся дискуссии, кто получит новые участки, кто будет добывать, кто будет получать такую доходность?..

- Насколько изменились ставки рентной платы для добывающих компаний других полезных ископаемых (кроме нефти и газа). Например, железорудного сырья?

- На добычу железорудного сырья мы подняли ренту и существенно, ставка повышена с 5 до 8%. Но, напомню, что это уже второе повышение, первое было весной, тогда ставка была 1,5–3,5%. Минфин и раньше неоднократно предпринимал попытки повысить ренту для компаний, добывающих железорудное сырье, но безуспешно.

- Не секрет, что многие добывающие компании зарегистрированы в Киеве, здесь платят основные налоги. В то же время регионы, где непосредственно ведется добыча газа и нефти, получают совсем немного налоговых поступлений в местные бюджеты. Существует ли возможность изменить распределение налогов в пользу местных бюджетов?

- Если говорить о перераспределении доходов от госбюджета местным бюджетам, то нужно также решать вопрос передачи и расходной части (образование, медицина и т.д.). В целом это очень сложный вопрос. Нефть и газ - это природные ресурсы общегосударственного значения, и они есть далеко не в каждом регионе. Если отдать налоги на места, то одни получат все, другие - ничего.

- Новые ставки ренты будут действовать до 1 января 2015 г. Что Минфин планирует делать дальше? Будете повышать или снижать ставки налогов на недропользование?

- Будем предлагать ввести эти ставки на постоянной основе.