UA / RU
Поддержать ZN.ua

Звезда пленительного счастья

Что светит Украине на грядущем саммите Альянса в Брюсселе?

Автор: Владимир Кравченко

Запланированный на 14 июня саммит НАТО обещает стать встречей знакомств. Ведь в заседании лидеров стран-членов Альянса в Брюсселе впервые примет участие президент США Джо Байден, и главы европейских государств планируют установить с ним личные контакты. Помимо этого им важно услышать из уст американского президента его позицию по ключевым вопросам безопасности и реформирования НАТО: с 46-м главой Белого дома в Старом свете связывают надежды на восстановление трансатлантического единства, изрядно подорванного во времена президентства Трампа. 

Но у Киева свой интерес к этому саммиту: в последние месяцы украинская власть настойчиво добивается, чтобы в Брюсселе Альянс принял решение о начале разговора о предоставлении Украине Плана действий относительно членства в НАТО (ПДЧ). По мере приближения 14 июня уровень ожиданий Киева падает. Как снижается и вероятность того, что в рамках саммита украинский президент проведет встречу с лидерами стран-членов Альянса. 

Поездка вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Ольги Стефанишиной на этой неделе в Брюссель, где она встречалась с представителями НАТО и ЕС, предполагала не только обсуждение сотрудничества в рамках программы «Партнерство расширенных возможностей» нового формата взаимоотношений Альянса со своими партнерами — Индивидуально-настроенного плана или противодействия гибридным угрозам. Во время визита проходил и зондаж украинских перспектив на саммите Альянса. 

Результаты переговоров подтвердили звучавшие ранее прогнозы, что Альянс не готов не только предоставить Украине ПДЧ, но даже начинать разговор об этом.

Хотя окончательное решение о формате саммита в Брюсселе еще не принято, но растет вероятность, что полуторачасовая встреча будет исключительно «семейной» и пройдет без участия стран-партнеров. Источники ZN.UA с уверенностью утверждают, что Альянс ответит облеченным в должную дипломатическую форму отказом на письмо украинского и грузинского глав внешнеполитических ведомств, содержащее просьбу провести в рамках саммита заседание с участием лидеров Украины, Грузии и стран-членов НАТО. 

Что касается тематики встречи, то она будет сфокусирована на обсуждении внутренних вопросов военно-политической организации — принятии стратегии развития НАТО на десятилетний период, а также обсуждении практического наполнения политики партнерства. Отдельно «украинский вопрос» рассматриваться не будет.

Киев добивается, чтобы в итоговой декларации брюссельской встречи содержалась отсылка к решению Бухарестского саммита, где говорится о поручении министрам иностранных дел стран-членов НАТО начать процесс по предоставлению Украине ПДЧ. Пока еще неизвестно, согласятся ли с этим члены военно-политического союза. Но, по информации ZN.UA, во время визита Стефанишиной в Брюссель украинскую делегацию заверили, что в декларации будет подтверждена политика открытых дверей Альянса. Впрочем, упоминание данного тезиса в итоговом документе саммита стало в НАТО уже практически ритуалом.

В Киеве надеются и на то, что ряд промоутеров Украины в Альянсе смогут добиться фиксации в обновленной стратегии НАТО концепции политики «открытых дверей», ведь сегодня украинская сторона настойчиво спрашивает НАТОвцев: какие конкретные пункты необходимо выполнить, какая должна быть «дорожная карта», чтобы наша страна получила ПДЧ? Но как бы ни хотела украинская сторона получить положительный ответ на вопрос о ПДЧ, в Брюсселе этого не случится: в НАТО, где удивляются возросшей активности нашей страны в вопросе предоставления ей Плана действий относительно членства в Альянсе, не готовы на такой шаг. Причин тому несколько. 

Во-первых, несмотря на решение Бухарестского саммита, в НАТО по-прежнему нет единства по вопросу предоставления Украине ПДЧ. Ряд стран Альянса — Германия, Франция, Италия и другие — выступают против. Прежде всего потому, что предоставление нашей стране ПДЧ означает осложнение их отношений с Россией и угрозу дестабилизации ситуации в Донбассе. Эти страны также не понимают, как воюющая с Россией и к тому же глубоко пораженная коррупцией Украина, став членом Альянса сможет усилить его безопасность. 

Во-вторых, противников предоставления Украине ПДЧ пугает и перспектива «черногорского сценария» в нашей стране: после победы на парламентских выборах в Черногории пророссийских и просербских партий эта страна начала понемногу корректировать свои отношения с НАТО. Конечно, сейчас опросы общественного мнения показывают, что половина или более украинских граждан поддерживают вступление в НАТО. Но где гарантии, что через энное количество лет маятник общественного мнения не качнется в другую сторону и на очередных президентских выборах в Украине не победит новый «янукович», который пересмотрит Конституцию и откажется от политики вступления в НАТО?

В-третьих, резко уменьшает украинские шансы и позиция Вашингтона, который пока воздерживается от поддержки Киева в вопросе ПДЧ. Главный месседж, который в последние недели не раз передавали украинцам высокопоставленные представители США, — только проведение реформ поможет Украине в получении Плана действий относительно членства в НАТО.

Что ж, Киев не раз давал поводы партнерам сомневаться в своей готовности проводить экономические и политические преобразования, реформировать судебную систему и сектор безопасности, бороться с коррупцией и эффективно управлять госпредприятиями. Для Брюсселя показательно и то, что Годовая национальная программа под эгидой комиссии Украина—НАТО (документ, содержащий перечень реформ, необходимых для интеграции нашей страны в Альянс) уже который год подряд подписывается украинским президентом в мае. И уж совсем странным для натовцев выглядит то, что руководство Украины хотя и считает получение ПДЧ «первоочередным приоритетом», тем не менее наша страна уже второй год не имеет полноценного главы миссии при НАТО. И даже «гендерный прорыв» (как уже писало ZN.UA, на эту должность в настоящее время оформляется Наталия Галибаренко) вряд ли в состоянии исправить негативное впечатление.

Однако будем откровенны: недостаточный темп в проведении реформ и их качество зачастую являются для стран-членов Альянса лишь поводом сказать Киеву «нет», когда украинская власть ставит вопрос о ПДЧ. Ведь Альянс задумывал этот План как раз для того, чтобы в его рамках готовить страны к потенциальному членству в военно-политическом клубе. Однако, несмотря на решение Бухарестского саммита, Украину, похоже, в нем не видят: слишком страшна тень России за ее спиной.