UA / RU
Поддержать ZN.ua

Жизнь после Туска

Как это ни удивительно, уход Дональда Туска из польской внутренней политики полезен для всех, поскольку он открывает новые перспективы, о которых как Гражданская платформа, так и оппозиция могли только мечтать.

Автор: Якуб Логинов

Хороший политический обычай велит радоваться, когда соотечественника номинируют на какую-то высокую должность в международных организациях - даже если он принадлежит к противоположному политическому лагерю. Но с тех пор как в Польше идет война по оси Туск-Качиньский, т.е. фактически с 2005 г., об этом "святом" правиле поляки почти забыли.

Однако, несмотря на все более острые политические конфликты, недавнюю номинацию Дональда Туска на должность "президента Европы" с искренним удовольствием встретили практически все политики, независимо от партийной принадлежности. Как это ни удивительно, уход Дональда Туска из польской внутренней политики полезен для всех, поскольку он открывает новые перспективы, о которых как Гражданская платформа, так и оппозиция могли только мечтать.

Оппозиция
готовится к власти

Понятно, что решение об отъезде в Брюссель наиболее выгодно Туску и его окружению. Ведь не факт, что после ближайших парламентских выборов, которые состоятся через год, Гражданская платформа победит и в третий раз подряд сформирует правительство. Все реальнее вырисовывается вариант победы оппозиционного "Закона и справедливости", который может сформировать следующий кабинет министров в коалиции с антиевропейской (и пропутинской) партией "Конгресс новых правых" Януша Корвин-Микке. Такой вариант уже давно побуждал премьера к поиску способа выйти из польской политики не побежденным, а победителем, - т.е. занять какую-то высокую должность в международных структурах.

Сказать, что Гражданская платформа точно проиграет ближайшие выборы, было бы преувеличением. Но кризис доверия таки наблюдается, и уже несколько месяцев подряд позицию лидера рейтингов уверенно занимает "Закон и справедливость" Ярослава Качиньского. Что понятно: поляки устали от семилетнего правления Дональда Туска. Достаточно сказать, что Туск - первый польский премьер, которому удалось быть избранным на второй срок. На изменение избирательных рейтингов повлиял также июньский скандал с прослушкой, едва не приведший к отставке правительства и досрочным выборам. И, наконец, объединение правых. После поражения на майских евровыборах двух субъектов, отколовшихся от "Закона и справедливости", политики этих партий ("Солидарная Польша" и "Польша вместе") решили-таки помириться с Ярославом Качиньским и образовать коалицию. Новый, укрепленный ЗиС может не только победить, но и сформировать коалиционное правительство вместе с пророссийским "Конгрессом новых правых" Януша Корвин-Микке, набравшим на евровыборах аж 8% и давшим четырех депутатов в Европарламент. Правда, Ярослав Качиньский заявляет, что ему не по душе коалиция с этой антиевропейской и пропутинской партией, но неофициально говорится, что такой вариант вполне возможен.

Несмотря на повышение шансов Качиньского, назначению Туска более всех радовался даже не он, а лидер социалистов Лешек Миллер, который от этих изменений может выиграть больше всех. Дело в том, что с уходом Туска перестанет существовать конфликтный дуэт Туск-Качиньский, служивший основой польской политики с 2005 г. В течение этих лет Гражданская платформа питалась усилением ненависти к Ярославу (сначала и к Леху) Качиньскому, называя его едва ли не "польским Лукашенко", остановить которого может только партия Туска ("голос другим партиям - утраченный голос"). И, наоборот, ЗиС пугал народ "русофилом" и "предателем" Туском, отвечающим за все зло в этом мире, и которого могут лишить власти только объединенные правые под руководством Ярослава Качиньского. Поэтому многие избиратели с левыми взглядами, стиснув зубы, голосовали все же за Платформу, опасаясь, что голос за Союз демократических правых Лешека Миллера или "Твое движение" Януша Паликота может быть "утраченным", и к власти все же вернется демонизованный Качиньский. Такая поляризация была удобна двум основным партиям, потому и не удивительно, что отъезд Туска дал надежду на новое качество польской политики, на более конструктивный диалог вместо тотальной войны двух гигантов.

Кто такая Ева Копач,
и чего от нее ожидать

Выбор Евы Копач новым руководителем правительства и партии было личным решением Дональда Туска, желавшего видеть на этих должностях вполне лояльного к себе и не очень самостоятельного человека. С точки зрения партийных интересов, Ева Копач идеально подходит на роль "переходного премьера" именно на годовой период, оставшийся до парламентских выборов, запланированных на осень 2015 г. А что будет дальше - этого не прогнозируют сейчас даже самые лучшие аналитики.

Ева Копач вошла в политические салоны в 2007 г., когда в первом правительстве Д. Туска заняла должность министра здравоохранения (по образованию она - врач). Ее считали довольно хорошим министром, а в силе характера Евы Копач можно было убедиться после катастрофы президентского самолета под Смоленском: тогда г-жа министр лично идентифицировала тела погибших, поскольку другие врачи не хотели участвовать в этом процессе.

После второй победы коалиции Платформы и "народников" (партия PSL) в 2011 г. решением Дональда Туска Ева Копач стала спикером Сейма. В общем, народ хорошо оценивает ее работу на этой должности (что, впрочем, часто бывает с польскими спикерами, - эта должность, скорее, прибавляет популярности), хотя оппозиция упрекает Копач в том, что она выбрасывала оппозиционные предложения законов в мусор без обсуждения, даже если они касались вовсе неполитических и в целом полезных тем.

Отдельного комментария требует известный ответ новой г-жи премьера на вопрос, будет ли экспортировать Польша оружие в Украину. Слова, дескать, "она женщина, а женщина прежде всего должна заботиться о мире в доме, когда мужчины дерутся на улице", небезосновательно вызвали беспокойство в Украине как сигнал, что новое правительство не будет поддерживать Украину в конфликте с Россией. В действительности же эти слова - результат ошибочного восприятия рекомендаций пиарщиков Платформы, подчеркивавших: надо делать ставку на то, что премьер - женщина, а правительство Копач - самое феминизированное (а это нынче модно и прогрессивно) во всей истории современной польской демократии.

МИД без Сикорского

Если посмотреть на состав нового Совета министров и способ его формирования, можно предположить, что великой революции не будет. Большинство министров Туска остаются на своих должностях, в частности это касается политиков коалиционной PSL (Польской народной партии). В конце концов, временный характер правительства объясняется избирательным календарем - кабинет будет править всего год, до парламентских выборов, назначенных на осень 2015-го. Следовательно, Ева Копач, скорее всего, реформ проводить не будет, ее задача - плавно администрировать и получить симпатию избирателей. А сами назначения рассчитаны прежде всего на уравновешивание влияния отдельных фракций внутри Гражданской платформы и нейтрализацию внутрипартийной конкуренции. Именно так следует понимать должность министра иностранных дел для Гжегожа Схетыны, основного конкурента Дональда Туска в партии, и связанный с этим переход Радослава Сикорского на должность спикера Сейма.

Кстати, о Сикорском. Это решение удивило многих и было встречено немного критически, - ведь нельзя менять министров иностранных дел и обороны, когда по соседству идет война. Но изменений хотел сам бывший шеф польской дипломатии. Радослав Сикорский уже длительное время искал возможности поменять должность - лучше всего на какую-то международную. Сначала Польша именно его, а не Туска, предлагала отправить в Брюссель, - Сикорский был одним из основных кандидатов на должность высокого представителя ЕС по вопросам внешней политики (т.н. министра иностранных дел ЕС). В конце концов , Польша получила более высокий пост, но назначение Дональда Туска автоматически заблокировало путь Сикорскому.

Его назначение на должность спикера - на самом деле повышение, ведь, по конституции, это второе (после президента) лицо в государстве. Как свидетельствует опыт польской политической жизни, это также хороший стартовый пункт для дальнейшего карьерного роста. Для Сикорского это означает один из двух вариантов: либо старт в президентских выборах (но только в 2020 г., после второй каденции Коморовского), либо назначение на должность генсека НАТО или ООН. Во всяком случае, это произойдет нескоро, поэтому, похоже, что Сикорский останется на популярной в народе должности спикера и после парламентских выборов 2015 г., при условии, что в них победит Платформа.

Еще одна цель назначения Радослава Сикорского - провоцирование Ярослава Качиньского и усиление искусственного конфликта Платформа - ЗиС. Сикорский это умеет не хуже Туска, а на должности спикера можно блокировать проекты оппозиции и таким образом удерживать удобный для Платформы конфликт. На этом фоне Ева Копач будет казаться полякам некой "матерью народа", склонной к компромиссу женщиной, которая стоит над партийными распрями, не участвует в этих грязных играх и заботится о хорошей жизни Польши. Такая стратегия должна обеспечить Платформе избирательный успех в 2015 г.

В процессе назначения новых министров свою роль сыграл также президент Бронислав Коморовский, заблокировавший предлагаемую Туском кандидатуру бывшего министра финансов Яцека Ростовского на должность министра иностранных дел. Президент открыто высказался о Ростовском, что тот абсолютно не подходит на указанную должность, поскольку у него нет дипломатического опыта. Именно он является архитектором концепции вхождения в правительство лидеров двух оппозиционных фракций в рамках Гражданской платформы - конкурента и главного врага Туска Гжегожа Схетыны (МИД) и лидера т.н. партийного корпоратива Цезария Грабарчика (Минтранс).

Чего можно ожидать от Гжегожа Схетыны? В принципе, для Украины это хорошее назначение. Схетына - способный менеджер и хороший политик с дипломатическим опытом, полученным на должности руководителя парламентской комиссии иностранных дел. На предыдущих должностях (министр внутренних дел, спикер Сейма, председатель комиссии) он, скорее, поддерживал проукраинские инициативы (например, касающиеся либерализации миграционного законодательства). А МИД уже давно нуждалось в проветривании: несмотря на хорошие намерения его руководства, не будем забывать о визовых скандалах и недостатке контроля над консульствами и визовыми центрами, не выполняющими поручений Варшавы и неохотно выдающими пятилетние визы, которые руководство ведомства официально обещает украинцам. Это, наконец, тема для отдельной дискуссии: ведь между декларациями МИДа о содействии украинцам в визовых вопросах и визовой практикой сформировался большой разрыв, а Радослав Сикорский не считал нужным решить эту проблему и вообще не интересовался такими "мелочами". Справится ли с этой проблемой Схетына - покажет время, но уже сегодня можно сказать, что этот политик способный и больше настроен на решение таких конкретных дел, а меньше - на салонную "большую политику".