UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зарыть топор войны

О чем в Вашингтоне договорились сербский президент и косовский премьер?

Автор: Владимир Цыбульник

Похоже, Косово и Сербия начали процесс нормализации отношений.

В минувшую пятницу в Овальном кабинете Белого дома президент Сербии Александр Вучич, премьер-министр Косова Авдуллах Хоти и президент США Дональд Трамп подписали соглашение, носящее краткое, но не совсем понятное название — «Экономическая нормализация». Вучич и Хоти не скрывали радости, ведь достигнутые договоренности касались не только экономических отношений между Косовом и Сербией, но и некоторых политических вопросов.

Поначалу Вучич и Хоти выразили несогласие с рядом пунктов проекта документа, подготовленного американцами. Но американская дипломатия додавила лидеров Косова и Сербии. И после трудных переговоров, в результате которых были сняты ряд пунктов (в частности, о признании Косова), косовары и сербы подписали каждый свой экземпляр и каждый за своим столиком, которые были поставлены по сторонам стола Трампа в Овальном кабинете. Главное отличие подписанных документов — ряд обязательств Косова и Сербии в отношении Израиля, о чем будет сказано ниже.

Свою роль в подписании соглашения сыграл и фактор Трампа: для американского президента важно любое внешнеполитическое достижение, способное повысить его шансы в борьбе за второй срок в Белом доме. Ради этого он готов подписать любой договор, которому присвоили бы статус «исторического».

Вслед за Трампом одни аналитики назвали договор «историческим», «крупным прорывом», шагом к взаимному признанию. Другие говорили о необязательности документа, подготовленного в «типично торговой манере» Трампа, и отрицали возможность через нормализацию экономических отношений добиться окончательного урегулирования косовско-сербской проблемы. Евросоюз, не заметивший «историчности», выразил надежду, что стороны начнут совместную работу над «всеобъемлющим документом» о нормализации своих отношений «на основе международного права и европейских критериев».

Так что же подписали в Вашингтоне?

Экономическая составляющая документов предусматривает совместную реализацию ряда инфраструктурных проектов общей стоимостью более 13 млрд долл. Среди них — завершение скоростной автодороги, соединяющей Белград с Приштиной и портом Дюрес; присоединение Косова к «балканскому Шенгену», обеспечивающему свободу перемещения товаров, людей, услуг, капиталов и условия для формирования свободного рынка; решение спорных вопросов в сфере энергетики. Обе страны согласились не использовать оборудование G5 «ненадежных поставщиков» в своих коммуникационных системах (что, вне всякого сомнения, вызовет неудовольствие Китая) и диверсифицировать источники энергоносителей (камень в сторону России).

Но дьявол кроется в деталях. Подписанное соглашение ставит ряд вопросов, искать ответы на которые придется, видимо, уже европейцам. Например, не убьет ли малую экономику Косова несравнимо большая сербская в случае снятия всех барьеров? Зачем и куда свободно передвигаться молодежи стран «балканского Шенгена», где существует высокая молодежная безработица? Не укрепится ли и без того высокий уровень коррупции в Косове и Сербии?

Документ содержит и ряд политических обязательств, отдельные из которых в большей мере в интересах США, нежели подписантов.

Поддавшись американскому давлению, Сербия согласилась перенести свое посольство в Израиле в Иерусалим, обе страны признали Хезболла «террористической организацией», а Косово стало вторым мусульманским государством, договорившимся с Израилем о взаимном признании с дипмиссией в Иерусалиме. Стороны согласились продолжить совместную работу по поиску пропавших без вести, беженцев и перемещенных лиц во время войны 1998–1999 годов. Договорились и об урегулировании некоторых гуманитарных проблем, и о решении вопросов укрепления безопасности.

Принципиально важными стали обещание Белграда на год прекратить кампанию по отзыву признания независимости Косова и провозглашение Приштиной годичного моратория на попытки добиваться членства в международных организациях. Это не взаимное признание, но топор войны временно зарыт.

Как и планировалось, после Вашингтона Вучич и Хоти прибыли в Брюссель, где 6–7 сентября провели переговоры с шефом еэсовской дипломатии Жозепом Боррелем, комиссаром по вопросам расширения Оливером Вархеймом и спецпредставителем ЕС по диалогу Косова и Сербии Мирославом Лайчаком.

Но результаты переговоров в Брюсселе оказались не столь яркими и конкретными, как в Вашингтоне, хотя и полезными для всех участников. Нельзя забывать, что у ЕС и США существуют разногласия в поисках путей нормализации косовско-сербских отношений, и не все вашингтонские договоренности Вучича и Хоти соответствуют внешней политике стран ЕС.

Важным и показательным стало совместное заявление Вучича и Хоти, подтверждающее, что их «важнейшим приоритетом остается интеграция в ЕС и продолжение диалога о нормализации отношений под крылом Евросоюза». Оба лидера отметили, что вашингтонские документы являются «существенным вкладом в достижение всеохватывающего и правообязующего договора» о нормализации.

Можно выделить четыре основных достижения переговоров в штаб-квартире ЕС. Правда, они не всегда конкретны и не формализованы.

Первое. Была достигнута договоренность активизировать обсуждение вопроса о Сообществе сербских муниципалитетов Косова на уровне переговорных групп до 17 сентября, а 28 сентября в Брюсселе продолжить (или завершить) на высшем уровне.

Второе. Вучич и Хоти согласились как можно быстрее решить вопросы об удовлетворении взаимных финансовых претензий и споров об имуществе, что является актуальным для многих граждан обоих государств.

Третье. В ответ на настоятельные просьбы сербской стороны делегация Косова ответила, что практически завершены закон о возвращении перемещенных лиц и разработка механизма этого процесса.

Четвертое. Стороны согласились снять все действующие барьеры, мешающие свободному передвижению товаров, людей, услуг и капиталов, и впредь не вводить ограничительные меры.

Как и соглашение об экономической нормализации, договоренности в Брюсселе важны для нормализации отношений Косова и Сербии, дополняя друг друга. Осталось немного — добиться их реализации. А это проблематично. Еще не были завершены переговоры, а лидеры двух стран подтвердили свои антагонистичные позиции: Вучич заявил о невозможности взаимного признания, а Хоти отметил бессмысленность диалога без признания Сербией независимости Косова. Так что впереди еще длительные и сложные дискуссии.

Визиты в Вашингтон и Брюссель стали предтечей геополитических изменений на Западных Балканах. И многих основных игроков в регионе это не устраивает, что демонстрирует их реакция на договоренности.

России не нужны любые положительные результаты по урегулированию косовско-сербской проблемы, и она недовольна результатами визитов Вучича и Хоти в Вашингтон и Брюссель. Пресс-секретарь МИД РФ Мария Захарова, пытаясь скрыть недовольство Москвы, в традиционной вульгарной манере комментировала фото беседы Вучича и Трампа (позже ей пришлось оправдываться и извиняться).

Не удовлетворен Китай, получающий в регионе мощного экономического конкурента в лице США. Турцию и Лигу арабских стран раздражает сама перспектива установления дипломатических отношений Косова и Израиля, а тем более размещение сербского и косовского посольств в Иерусалиме.

И все же, несмотря на немалое количество вопросов к соглашению об экономической нормализации между Косовом и Сербией и результатам трехсторонних переговоров в Брюсселе, они стали важными шагами за последние годы на пути нормализации отношений между Белградом и Приштиной.

Читайте все статьи Владимира Цыбульника.