UA / RU
Поддержать ZN.ua

Запад сосредотачивается

На Мюнхенской конференции по безопасности западные лидеры возрождали трансатлантическое единство.

Автор: Алексей Ижак

В пятницу в формате видеоконференции прошли два важных для западных стран мероприятия — саммит «большой семерки» и Мюнхенская конференция по безопасности. Последняя не была привычным глобальным мероприятием, где ищутся точки соприкосновения стран, имеющих глубинные конфликты ценностей и интересов — такое мероприятие в Мюнхене планируется, когда минует пандемия COVID-19. В этот же раз США и ведущие европейские страны изложили друг другу свои взгляды на совместное будущее в постоянно меняющемся мире.

Саммит «большой семерки» был посвящен преодолению пандемии COVID-19 и восстановлению мировой экономики. Итоговая резолюция лишь мельком упомянула Китай. Главное сейчас — это скорейшая победа над пандемией в самих странах G-7 и помощь остальному миру через традиционные и специально созданные международные инструменты. Важным является решение США возобновить поддержку Всемирной организации здоровья и увеличить финансирование программы COVAX, ускоряющей глобальное вакцинирование. Речь идет о миллиардах долларов. Но еще более внушительным является стимулирование экономики в условиях пандемии. На это страны «большой семерки» выделили в прошлом году более 6 трлн долл.

Через несколько часов после саммита G-7 лидеры ведущих западных стран изложили свое более широкое видение совместного будущего в рамках Мюнхенской конференции по безопасности. Это видение было трансатлантическим без оппонирования со стороны Китая, России и развивающихся стран.

Традиционно перед Мюнхенской конференцией готовится исследование, определяющее главную тему и рамки дискурса. В этот раз оно получило название «Полипандемия». Рассматривались проблемы мирового развития в условиях множества новых «пандемий» — кроме COVID-19 и других опасных заболеваний — роста социального расслоения и нестабильности, торможения демократических институтов, распространения локальных конфликтов и экономического неравенства. Глубинные конфликты ценностей и интересов не затрагивались. Организаторы конференции нашли удачное неконфликтное название, вероятно, находясь в условиях неопределенности в отношении самой конференции. Такие исследования готовятся несколько месяцев, и трудно было предугадать, когда, в каком формате и составе пройдет конференция, кто будет президентом США, и какой будет американская политика.

На самой конференции точки над «i» в политике Запада были вполне расставлены. Лидеры ведущих стран и организаций, в первую очередь президент США Джозеф Байден и канцлер Германии Ангела Меркель, а также президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Соединенного Королевства Борис Джонсон, президент Европейского Совета Шарль Мишель, президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг ставили разные акценты, но говорили об одном — трансатлантическом единстве в отношениях с остальным миром.

Ключевой тезис был произнесен Джозефом Байденом: США вернулись к разрешению мировых проблем, к поддержанию трансатлантического и европейского единства. Американский президент твердо заявил, что НАТО остается нерушимой основой свободы и демократии, когда автократии во всем мире набирают вес, а статья 5 Вашингтонского договора означает то же, что и раньше — нападение на одного является нападением на всех членов Альянса.

Байден представил видение главных угроз Западу, которое сейчас находит оформление в новых версиях американских доктринальных документов: Китай — опасный соперник, Россия — опасный вредитель. На Мюнхенской конференции звучали более мягкие выражения, раскрывающие этот смысл. Но во внутреннем американском дискурсе ключевые слова определены. С Китаем прочно ассоциировано слово competitor (соперник), с Россией — damage (вред). Разница между оценками Китая и России не только лексическая. Эти страны являются вызовами Западу на разных уровнях. Китай воплощает иную систему ценностей, основанную на его собственных укорененных социальных структурах, мощной экономике и активно развивающихся технологиях. Россия же по причинам, известным лишь ей одной (да, разве что, еще и Китаю), настойчиво пытается нанести урон западной системе во всех возможных сферах, в первую очередь в функционировании демократических институтов. Но цивилизационного вызова Западу Россия не несет. Она может многое разрушить, но ей нечего предложить в качестве альтернативы.

Судя по выступлению Байдена на Мюнхенской конференции, первоочередного внимания требует вред, который Россия пытается нанести единству западных стран в рамках НАТО, но не менее важно — в рамках Европейского Союза. Американский президент доходчиво объяснил то, что Россия никогда не скрывала: ей легче «работать» с отдельными странами, чем с их консолидированными союзами. Новым было указание в этом контексте на первостепенное значение поддержки Украины. Очевидно, США видят в Украине вероятную точку приложения российских усилий, призванных разрушить западное единство.

США провозгласили отказ от форсированного сокращения военного присутствия как в рамках НАТО, так и в ключевых точках мира. Быстрого ухода американских войск из Германии и Афганистана, как хотел Дональд Трамп, не будет. Не исключено их наращивание при необходимости. Это не рассматривается как новый виток милитаризма — в США это не популярно, — но как сохранение основ ключевых альянсов.

Джозеф Байден уделил значительное внимание ядерным вопросам — ограничению ядерных вооружений совместно с Россией и возвращению к многосторонним переговорам о ядерной программе Ирана. Но, как можно понять президента США, целью является не создание новой международной повестки, а устранение лишних элементов из и без того сложного уравнения международной безопасности. В этом отношении показательно как был продлен договор СНВ-3 о стратегических наступательных вооружениях. Россия, как только осознала проигрыш Дональда Трампа, который не хотел продлевать СНВ-3, готовилась к широким обсуждениям и интенсивным контактам с новой администрацией США. С российской стороны были созданы рабочие группы для выработки соглашения о продлении с последующей ратификацией в Госдуме (что избыточно в процедурном отношении), пошли звонки с предложениями. США со своей стороны просто продлили СНВ-3 дипломатической нотой. Теперь России нужно думать как вовлечь США в переговоры о российском «супероружии» — различных авангардах, посейдонах и пересветах.

Канцлер Германии Ангела Меркель не противоречила Джозефу Байдену в главном: НАТО и ЕС остаются основой единства и процветания Запада, в отношении КНР и РФ должны быть выработаны совместные подходы, хотя бы для того, чтобы противодействовать очевидному стремлению России разрушить Европейский Союз. Но Меркель акцентировала на многосторонних инструментах мировой политики, без которых решение глобальных проблем невозможно. В отношении Китая и России она указала, что среди западных стран существуют разные взгляды на взаимодействие с ними, но противодействие не должно мешать сотрудничеству там, где оно выгодно. Впрочем, о «Северном потоке-2» Меркель решила вообще не упоминать. Здесь стоит заметить, что и Байден не говорил об отношениях с Китаем и Россией как о «холодной» войне или о чем-то подобном. Его рецепт сотрудничества — следование Китая и России западным правилам в политике и экономике.

Президент Франции Эммануэль Макрон предложил усилить европейскую военно-политическую составляющую трансатлантического сообщества. По его мнению, повышенное внимание США к проблеме Китая требует от Европы большей самостоятельности в следовании собственным приоритетам. Впрочем, Макрон, а до него и другие французские президенты, всегда говорили о европейской самостоятельности, подбирая аргументы, соответствующие духу времени. Как следует из выступления Макрона, Франция, также как и Германия, будет поддерживать усиление НАТО необходимыми ресурсами. О европейском вкладе в Альянс говорил и Джозеф Байден. Здесь видно одно из немногих проявлений преемственности политики Дональда Трампа. Однако с той важной разницей, что не всегда достаточные европейские ресурсы на общую оборону больше не являются поводом для снижения американского внимания к НАТО.

Мюнхенская конференция по безопасности создала впечатление восстановления привычного внутреннего устройства трансатлантического сообщества. В нем демократическое развитие и личные свободы являются неизменной ценностью, США берут на себя обязательства лидера, европейские страны создают потенциал достижения общих целей.

Картина выглядела бы почти идеальной, если бы не некоторая доля сомнений в достаточности у Запада сил, чтобы справиться с глобальными вызовами и угрозами. Китай может оказаться слишком опасным соперником, а Россия — слишком опасным вредителем.

Другие материалы автора читайте по ссылке