По мере того как на Россию все стремительнее опускается мрак варварства, на ее политическом небосводе все ярче сияет звезда демонического Евгения Пригожина.
Несмотря на свои частые встречи с Путиным, еще год назад собственник ЧВК «Вагнер» считался в российской политике маргиналом, выполняющим для Кремля грязную работу в Ливии, Сирии, африканских странах. Все изменилось, когда замаячила перспектива военного поражения, политического кризиса, экономического краха и распада России: в Москве намерились решить проблему пополнения частей и стабилизации на российско-украинском фронте, в том числе и за счет подразделений частных военных компаний.
«Думаю, сейчас не время законов, сейчас время действий», — пояснял в середине октября Пригожин мотивы формирования подразделений из зеков. По его словам, заключенные имеют возможность «не только искупить долг перед Родиной, но и отдать его с лихвой». И теперь российская пропаганда героизирует воюющих «вагнеровцев», в одночасье ставших «одной из опор нашей Родины», закрывая глаза на их преступления и в Украине, и в России.
Впрочем, для Кремля ценность пригожинского «оркестра» не только в участии «музыкантов» в боевых действиях против нашей страны, но и в тех зверствах, которыми они пытаются запугать украинцев. В этом отношении «вагнеровцы» напоминают банды рутьеров времен Столетней войны, прославившихся своей жестокостью. Этот инструмент Путин активно использует в войне против Украины наравне с ракетными обстрелами городов и объектов критической инфраструктуры.
Кремль использует Пригожина и его частную армию и как элемент гибридной войны против Запада. Так, The Guardian пишет, что российские неонацисты из диверсионно-штурмовой разведывательной группы «Русич» собирают разведданные о стратегически важных объектах Латвии, Литвы и Эстонии, о воинских частях и военнослужащих стран Балтии, их родственниках. Подобный спектр интересов российских наемников может указывать на то, что они намерены устроить теракты в странах НАТО.
В общем, теперь уже никто не воспринимает собственника ЧВК как маргинала, делающего скандальные заявления, за которые иные оппозиционно настроенные россияне получают «девятку».
Пригожин хвалит украинских солдат: «Противник оказывает сопротивление такого уровня, какого, возможно, еще не было в истории последнего столетия». Одобрительно отзывается об украинском президенте: «Зеленский, хоть и является президентом страны враждебной сейчас Российской Федерации, но все же он твердый, уверенный в себе, прагматичный, симпатичный парень». Оскорбляет и высмеивает российское высшее военное командование, возлагая на него вину за неудачи и провалы «специальной военной операции».
При том, что у Пригожина острый конфликт с военными и плохое взаимодействие с ФСБ, «повар Путина» и его «вагнеровцы» тесно сотрудничают с российской военной разведкой: эта коллаборация берет начало еще со времен российской операции в Сирии. Однако это сотрудничество демонстрирует, насколько разбалансирована система: начальник Главного управления Генштаба ВС РФ адмирал Игорь Костюков ориентируется на своего шефа, министра обороны Сергея Шойгу, а у того с Пригожиным грызня.
Рекрутируя в свою частную армию воров, убийц и насильников, отправляя их на войну в Украину, Пригожин наращивает собственный силовой ресурс. А заодно и стремительно набирает политический вес, становясь иконой для Z-патриотов: командующий группировкой российских войск «Центр» генерал-полковник Александр Лапин был отправлен в отставку, в том числе и после публичной критики Евгением Пригожиным и главой Чечни Рамзаном Кадыровым.
История с отставкой Лапина стала для министра обороны Сергея Шойгу и главы Генштаба Валерия Герасимова, равно как для и всего российского офицерского корпуса, еще одним публичным унижением со стороны безбашенных «баронов» с их бандами рутьеров. Однако «полевой командир» с его растущей частной армией несут угрозу и для Кремля, поскольку российское государство, перекладывая на них ряд своих функций, теряет и свою монополию на применение силы.
По мере ослабления власти Путина и государственных институтов российского государства, этот «барон» будет заполнять вакуум и играть все более активную роль в России. И со временем в этой стране «понятия» будут определять правила жизни обывателей и поведения политиков, кувалда и вырытая яма станут инструментом восстановления «справедливости», а блатная феня — общепринятым языком общения. И если такая перспектива для одних представителей российской элиты — возвращение в естественную среду обитания, то других она может напугать, поскольку при такой системе для них может не оказаться места.
Хотя Пригожину и позволено многое, собственник ЧВК «Вагнер» пока действует в ограниченной нише, отведенной ему хозяином Кремля. Но демонстрирующий амбиции и не имеющий рычагов власти Пригожин хочет вырваться из этой ниши, для чего пытается трансформировать приватную армию и поддержку рассерженных патриотов в политический ресурс. Тем более что сейчас популярность группы «Вагнер» в российском обществе высока, и блогеры уже проговаривают президентские перспективы «повара Путина»
Для дальнейшей политической карьеры Пригожину необходимо партийное пристанище. «Я не собираюсь возглавлять или организовывать никакие политические партии. Я всегда держу свое слово», — заявляет он. И отказывается от участия в праздничном слете ЛДПР. В результате новым либерал-демократом стал Виктор Бут. Сам же Пригожин, по слухам, поглядывает на «Справедливую Россию»: высказывают предположения, что в случае раскола «эсэров», он возьмет под крыло прилепинскую часть партии.
И если для Кремля снафф-видео казней, история с окровавленной кувалдой в здании Совета Европы и информация о возможных диверсиях в странах-членах НАТО — элемент гибридной войны против Запада, то для самого Пригожина эти скандалы — еще одна возможность громко заявить о себе на родине. За счет такой сознательно выбранной модели поведения, шокирующей весь цивилизованный мир, но находящей одобрение у российского обывателя, «повар Путина» увеличивает свою популярность в России.
Но не случайно полковник ФСБ Игорь Стрелков (Гиркин) как-то напомнил Пригожину об участи Валленштейна.
Несмотря на близость «повара» к уху Путина, политический вес Пригожина не стоит преувеличивать. Вместе со своим ситуативным союзником Кадыровым он способствовал назначению генерала армии Сергея Суровикина, с которым тесно сошелся в Сирии, на должность командующего Объединенной группировкой войск РФ в районе проведения «специальной военной операции». Однако Пригожин так и не сумел снять с должности губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова, с которым у него сейчас жесткий конфликт. Впрочем, недавно пошли разговоры, что Беглова может заменить мэр Москвы Сергей Собянин.
Поэтому и высказываются предположения, что Кремль может сознательно преувеличивать значимость Пригожина, дабы продемонстрировать Западу существование угрозы прихода к власти таких вот «оторванных» полевых командиров, которые будут нести хаос и беспредел не только в России, но и во всем мире. А на фоне Пригожина с кувалдой Путин выглядит вполне респектабельным авторитарным лидером, способным удержать Россию от распада и хаоса.
Больше статей Владимира Кравченко читайте по ссылке.