UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ядерные игры Ирана

Режим мулл откровенно тянет время, чтобы успеть создать ядерное оружие, прежде чем мировое сообщество осмелится на решительные действия.

Автор: Виктор Каспрук

Сознательно завалив переговоры с МАГАТЭ, 3 в очередной раз доказал, что считаться с мнением мирового сообщества в планы иранского клерикального руководства не входит. Режим мулл откровенно тянет время, чтобы успеть создать ядерное оружие, прежде чем мировое сообщество осмелится на решительные действия.

Иначе как еще можно объяснить отстранение инспекторов МАГАТЭ от инспекции на ключевом испытательном объекте Парчин, где проводились ядерные исследования; блокирование Ираном доступа к ключевым записям и объектам, а также неудачную попытку команды инспекторов согласовать с иранцами базовый рабочий план по решению вопросов предыдущих ядерных экспериментов?

Генеральный директор МАГАТЭ Юкио Амано, оценивая результаты визита инспекторов в Иран, сказал, что они разочаровывают. По его мнению, «мы приобщились к переговорам в конструктивном духе, однако соглашение не было достигнуто».

Очевидно, результаты визита усилят напряжение между Тегераном и Западом. Но верховный лидер аятолла Али Хаменеи заявил, что, несмотря на усиление международного давления, иранская ядерная политика не изменится, потому что Иран не планирует получить ядерную бомбу. «Давление, санкции и убийства не дадут никаких плодов. Нет препятствий, которые могут остановить ядерную программу Ирана», - подчеркнул аятолла Али Хаменеи.

В условиях провоцирования конфронтации с Западом очень сложно прогнозировать успешность переговоров с Ираном. Ведь каждый раз повторяется фактически одно и то же: Тегеран соглашается принять у себя делегацию МАГАТЭ, а потом не допускает ее на все интересующие инспекторов объекты.

Иран становится геополитическим «черным лебедем», демонстративно поворачивая на путь, ранее пройденный Ираком времен Саддама Хусейна и Ливией эпохи Муамара Каддафи. Невозможно сегодня точно смоделировать, какой может быть ситуация в Иране на следующий день после бомбежки его ядерных объектов, но Тегеран имеет намного большую стратегическую глубину, чем упомянутые страны, для продолжения противостояния и значительные резервы для провоцирования перенесения конфликта на весь Ближневосточный регион.

При этом не следует забывать о негативном опыте премьер-министра Великобритании в 1937-1940 годах Невилла Чемберлена, считавшего, что Адольфа Гитлера можно умиротворить, идя ему на уступки. История убедительно показала недооценку Гитлера Чемберленом.

Аналогичным примером могут служить 16 лет абсолютно бесперспективных переговоров с бывшим лидером Северной Кореи Ким Чен Иром. Они не дали ничего, кроме необходимого КНДР времени для создания атомной бомбы.

Так же невозможно договориться и с иранским руководством. Потому что, как свидетельствует весь опыт предыдущих договоренностей, ни к чему положительному они не приводят.

Очевидно, что отсутствие сотрудничества со стороны Тегерана противоречит его заявлениям о намерении ничего не скрывать и сотрудничать с МАГАТЭ. Все выглядит с точностью до наоборот: иранцы не сотрудничают с международным сообществом и этим провоцируют рост напряженности вокруг своей ядерной программы.

В своем докладе, опубликованном в ноябре 2011 года, МАГАТЭ утверждает, что информация о работе Тегерана над военной ядерной программой заслуживает доверия. Эти же сведения поступали от спецслужб десятков стран.

Ноябрьский доклад МАГАТЭ включает в себя и 15 страниц приложения, в котором Юкио Амано в мельчайших подробностях излагает данные, полученные его специалистами в течение последних лет. Иран отказывается говорить об этих обвинениях, называя их «враньем» и «искажением» ситуации.

Похоже, что международное давление и санкции неспособны помешать Тегерану получить ядерное оружие. Эмбарго и другие возможные нежелательные допущения со стороны международного сообщества только сделают еще более невыносимой экономическую ситуацию для простых иранцев и еще более усложнят для Ирана возможность возвращения к мировому сообществу после того, как он получит ядерное оружие. Поэтому, несмотря на то, правильно это или нет, единственным реальным способом остановить иранское руководство сегодня является военный путь.

Вероятно, одной из причин того, что Иран просто играет с инспекциями МАГАТЭ, является
целенаправленное наращение властями внешнего напряжения для консолидации населения. Внутренние разногласия в этой стране не утихают, потому для пресечения проявлений несогласия в обществе режим был вынужден постоянно усиливать внутренние репрессии. Но это намного легче сделать, если население убеждено в нарастании прямой внешней угрозы.

Для лучшего понимания других причин нагнетания президентом Ирана Махмудом Ахмадинеджадом международной обстановки нужно вспомнить, что он убежден в неизбежности скорого столкновения цивилизаций, а также в том, что ислам - единственная реальная альтернатива господству Запада. И Ахмадинеджад не сомневается в победе ислама.

Таким образом, все возможные будущие переговоры МАГАТЭ с Ираном (если они, конечно, еще состоятся) будут наталкиваться на своеобразное видение международной ситуации исламским религиозным руководством. Поэтому нельзя исключать, что режим иранских мулл уже четко определил время наступления рукотворного Апокалипсиса. Вопрос только в том, можно ли еще успеть их остановить?..