UA / RU
Поддержать ZN.ua

Выборы в Мексике: испытание "косметической демократии"

Результаты выборов ясно и недвусмысленно доказывают, что большинство мексиканских избирателей не верят нынешним политическим партиям. И как бы ни старались провластные СМИ показать ситуацию в стране в привлекательном свете, на самом деле ситуация в Мексике весьма тревожная и будет ухудшаться, если президент и правительство продолжат руководить такими же, как и ранее, методами.

Автор: Виктор Каспрук

Начало июня стало чрезвычайно ответственным временем для мексиканских избирателей.

Вся политическая жизнь вращалась вокруг избирательного процесса, который завершился 7 июня. В день, когда мексиканцы избрали 9 губернаторов (штатов Нижняя Калифорния, Кампече, Колима, Герреро, Мичоакан, Нуэво-Леон, Керетаро, Сан-Луис-Потоси и Сонора), 500 депутатов в нижнюю палату Конгресса (из которых 300 чел. избираются по одномандатным избирательным округам, а остальные 200 - на основе пропорционального представительства), 1009 мэров и
641 местного депутата. Итого - 2159 избранных представителей.

Этот день стал также лакмусовой бумажкой определения общественного мнения о деятельности правительства Институционно-революционной партии - ИРП (Partido Revolucionario Institucional) и своеобразным референдумом относительно эффективности деятельности президента Энрике Пенья Ньето.

Результаты выборов показали, что правящая Институционно-революционная партия сохранит за собой контроль над палатой представителей. Она победила, набрав 29,1% голосов избирателей и, таким образом, получив почти 200 из 500 мест парламента. Со своими союзниками ИРП будет доминировать в Конгрессе. На втором месте оказалась правоцентристская Партия национального действия (ПНД) - 20,89%. На третьем - Партия демократической революции - 10,83%.

Но вряд ли можно говорить об убедительной победе Институционно-революционной партии. Хотя волнения в штатах Герреро и Оахака не перекинулись на другие части страны, но в целом выборы прошли в довольно неспокойной обстановке. И если ИРП получила преимущество в четырех из девяти штатов, то при этом потеряла своих губернаторов в штатах Нуэво-Леон, Колима, Мичоакан и Керетаро.

Большим сюрпризом этих выборов стало то, что место губернатора в одном из важнейших штатов Мексики - Нуэво-Леон - выиграл независимый кандидат Хайме Родригес Кальдерон ("Эль Бронко"), получив 48,9% голосов избирателей. "Нуэво-Леон - это начало второй мексиканской революции", - подчеркнул он в коротком телефонном интервью New York Times.

Хайме Родригес Кальдерон победил, несмотря на жесткое давление со стороны правящей ИРП. Он выступил перед избирателями штата Нуэво-Леон в образе "крутого парня", который скачет на коне и произносит речи. Ему удалось "растопить сердца" избирателей в Нуэво-Леон. И произошло это именно поэтому, что впервые за 69 лет независимые кандидаты в этой североамериканской стране допускались к участию в выборах.

Новый мексиканский "герой" дает людям маленькую надежду на то, что и от них может что-то зависеть. И что порочный круг продажности, морального разложения чиновников и политиков, коррупции, взяточничества, противозаконных действий, нарушений закона можно попытаться разорвать.

Победа Хайме Родригеса Кальдерона опровергает утверждение, что население штата Нуэво-Леон тотально устало от "выборов без выбора". Однако он вовсе не новичок в политике. "Эль Бронко" сделал карьеру в Институционно-революционной партии, пребывая в ее рядах много лет. Потому он знал, как бороться за голоса, как работать в политике и, прежде всего, знал приемы, применяемые политиками, и как на них следует реагировать и контратаковать.

Вместе с тем, Хайме Родригес Кальдерон публично взял на себя огромную ответственность: ему предстоит доказать своим избирателям, что он действительно предлагает альтернативу действующей власти страны, и что он будет делать именно то, чего от него ожидают люди.

И будет весьма жаль, если эта победа "Эль Бронко" в конце концов выльется в "эффект Фокса" (бывшего президента Мексики Висенте Фокса Кесада (2000-2006), на которого возлагались большие надежды после победы, однако результаты его президентства оказались, в лучшем случае, посредственными.

Но если Хайме Родригес Кальдерон проявит себя как эффективный и дееспособный политик на должности губернатора и реально сможет доказать, что способен сделать то, за что берется, - то он вполне сможет стать ориентиром для других на национальном уровне. И даже выдвинуть свою кандидатуру на президентский пост в 2018 г.

Что же касается президента Энрике Пенья Ньето, то результаты выборов для него и его партии являются тревожным звонком, который должен побудить его сделать что-то по-другому, чем прежде, и как можно скорее.

Необходимы радикальные изменения. И, очевидно, "перезагрузка" его правительства. После этих выборов администрации президента следует быть весьма осторожной и провести детальный анализ политической ситуации. Если же она этого не сделает, то президента и народ Мексики будут ожидать необычайно сложные три следующих года.

Мексика вынесла свой политический вердикт. Но если избирательные реформы были направлены на улучшение качества политических кампаний, то на выборах 2015 г. они достигли противоположного эффекта или, по крайней мере, не остановили их ухудшение.

Каждая избирательная кампания в Мексике характеризовалась определенными особенностями. Так, на выборах 2012 г., с привлечением социальных сетей, появилась возможность использовать новое поле для политических дебатов. Особенностью выборов 2015 г. стало то, что были задействованы большие дозы выбросов компромата. В "нужный момент" начали появляться выбросы фо-
то-, аудио- и видеоматериалов, происхождение которых сложно было отследить или определить. Поэтому мексиканцам начало казаться, что шпионаж стал тотальным, и все принялись следить за всеми.

Следствием такой "слежки" стало то, что, хотя подавляющее большинство компромата касалось политиков и местных органов власти, сам процесс зашел так далеко, что коснулся лиц, не задействованных непосредственно в избирательном процессе. Часто под видом изобличения коррупции собирался компрометирующий материал на политиков, которые потенциально могут стать будущими кандидатами на губернаторские кресла на выборах в 13 штатах в 2016 г.

Впрочем, похоже, мексиканцы до сих пор не осознавали масштабов этой проблемы. Сегодня же, после выброса компромата, становится понятно, что в течение многих лет целенаправленно собиралась конфиденциальная информация на депутатов, граждан, сенаторов, журналистов, чиновников, губернаторов, руководителей предприятий. Фактически, на всех, кто может представлять экономический, политический интерес или личную выгоду.

Следовательно, получение незаконным путем конфиденциальных данных позволяет воспользоваться сведениями об обсуждении или принятии государственных решений, передвижении войск, работе над новыми законами, бизнесе или перемещении финансовых потоков. Ибо тот, кто владеет внутренней информацией, имеет преимущество, по сравнению с другими гражданами и самим государством. Значит проблема заключается не только в том, что такая деятельность является преступлением. Это вопрос национальной безопасности, и такие действия должны жестко пресекаться государством.

Другой характерной особенностью выборов в Мексике стало использование кибервозможностей. Кандидаты нанимали себе "орды" сторонников, которые вели пропаганду в поддержку своих "работодателей", дискутировали с политическими оппонентами, вбрасывали дезинформацию или компромат, усиливая и без того огромную поляризацию в социальных сетях. Но в 2015 г. эффект от указанной "деятельности" был значительно меньше, чем в 2012 г.

Любой избирательный процесс - это испытание управления. Отношение граждан к кандидатам, правительству, независимым организациям и политическим партиям будет определять направление мексиканской "косметической демократии". А итоговые результаты повлияют на способность граждан адаптироваться к новым законам и новым формам общественного взаимодействия. Хотя доминирующим фактором и далее остается желание политических элит провести изменения так, чтобы при этом оставить все в действующей системе власти, как было прежде.

Похоже, мексиканцы застряли в ловушке прошлого и не в состоянии вырваться из нее уже более 100 лет. Поэтому игнорирование выборов половиной населения страны является мощным сигналом политическим элитам Мексики и протестом против всей политической системы, которая не только не функционирует нормально, но и переживает кризис доверия.

Кроме того, результаты выборов ясно и недвусмысленно доказывают, что большинство мексиканских избирателей не верят нынешним политическим партиям. И как бы ни старались провластные СМИ показать ситуацию в стране в привлекательном свете, на самом деле ситуация в Мексике весьма тревожная и будет ухудшаться, если президент и правительство продолжат руководить такими же, как и ранее, методами.

Многие проблемы Мексики уходят корнями едва ли не во времена завоевания, когда верхние классы для сохранения контроля над низшими классами держали их в состоянии угнетенности и необразованности. Но самой большой проблемой является укоренение коррупции в высших эшелонах власти. От тех, кто близок к президентскому дворцу, - и до нижних эшелонов государственных служащих. Эти люди искренне убеждены, что законы в стране писаны не для них.

Коррупция - чрезвычайно серьезная проблема: она сводит на нет все экономические, политические и социальные меры, которые пытались реализовать в Мексике. Собственно, этот вопрос следует рассматривать в "едином пакете негатива", куда можно отнести, кроме коррупции, еще и неравенство, и низкий уровень производительности. И хотя каждый из этих негативных факторов не является чем-то особым или присущим только Мексике, но вместе они составляют один из главных вызовов проведению реформ.

Экономическое неравенство ограничивает внутренний рынок, тогда как социальные условия формируют и провоцируют политические риски. Впрочем, эти проблемы невозможно решить в один момент, поскольку они накапливались в течение многих десятилетий подряд. Поэтому на их решение уйдут годы. Однако эгоизм и непрофессиональность мексиканских политических элит поставили под угрозу саму демократическую систему. Пример Мексики наглядно подтверждает, что жадность, некомпетентность, коррупция и популизм правящих элит может легко поставить под угрозу будущее страны.