UA / RU
Поддержать ZN.ua

Все будет Китай!

«Эпохальный визит», событие «всемирно-исторического значения», «новая страница и веха в межгосударственных отношениях» — именно так китайские СМИ уже несколько недель пишут о визите председателя КНР Ху Цзиньтао в Украину 18–20 июня.

Автор: Алексей Коваль

«Эпохальный визит», событие «всемирно-исторического значения», «новая страница и веха в межгосударственных отношениях» - именно так китайские СМИ уже несколько недель пишут о визите председателя КНР Ху Цзиньтао в Украину 18–20 июня. Такому пафосу есть объяснение - китайский лидер прибывает в нашу страну впервые за последние почти 10 лет, кроме того, это лишь третий визит китайского лидера на украинскую землю за почти два десятилетия межгосударственных отношений. Украинские лидеры куда более охотно пользовались китайским гостеприимством и считали своим долгом побывать в Китае. Леонид Кучма в начале века делал это почти каждый год по разным поводам, Виктор Янукович посетил Поднебесную в первый год своего президентства в сентябре, а до этого уже успел встретиться с Ху Цзиньтао в апреле в США, чтобы вывести отношения двух стран из периода глубокой стагнации. По каким-то сугубо личным причинам президент Виктор Ющенко единственный украинский лидер, который не соблазнился китайскими приглашениями, хотя против них и не устояла его супруга. Китайцы его не поняли и приглашать больше не стали. Премьер Юлия Тимошенко оказывала на отношения двух стран более благотворное влияние, но она из-за постоянной политической борьбы не смогла совершить визит в Пекин, который уже планировался. А ее поражение на последних президентских выборах привело к тому, что наработки предыдущих лет в украинско-китайских отношениях развиваются уже другими людьми. Сегодня диалог на высшем уровне между Украиной и Китаем восстановлен на всех уровнях и набирает обороты.

Заветы товарища Ху

За год, прошедший после первой встречи между Виктором Януковичем и Ху Цзиньтао, китайская сторона убедилась, что отношения с Киевом можно активизировать и выводить на новый уровень. Причем китайцы решили сегодня начать там, где остановились с Леонидом Кучмой, - закрепить декларацией отношения стратегического партнерства, которое ранее декларировалось лишь устно чиновниками более низкого ранга. Партнерство двух стран будет теперь стратегическим в таких областях, как политика, безопасность, экономика. Ранее, правда, Киев стремился подписать с Китаем полноценный Договор о дружбе и сотрудничестве, почти такой, как был подписан между Россией и Китаем 10 лет назад. Однако в ходе последнего визита Цзяна Цзэминя в Киев в июле 2001 года лидеры скрепили подписями Совместную декларацию между Украиной и Китайской Народной Республикой о дружбе и всестороннем сотрудничестве в XXI веке. Она определяла отношения двух стран вплоть до нынешних времен.

Очевидно, что украинско-китайские отношения ни по качеству, ни по количественным показателям не дотягивают до китайско-российских, которые действительно давно имеют характер стратегического партнерства. Как свидетельствуют переговоры Ху Цзиньтао в России (откуда он и прибыл в Украину), стратегическое партнерство с РФ со стороны Китая - это сегодня уже не обмен любезностями и дружескими жестами, а вполне прагматичные подходы к важнейшим аспектам межгосударственных отношений. Если в отношениях с Киевом Пекином только декларируются общие позиции по международным вопросам, то с Москвой осуществляется достаточно планомерная и постоянная координация. В прошлом году это было видно по совместным «антияпонским» мероприятиям на спорных островах, в нынешнем - по отношению к событиям вокруг Ливии.

Несмотря на это, Китай достаточно оперативно реагировал на колебания российского курса в отношениях России с НАТО, проявлял неуступчивость перед нажимом Москвы в ходе продолжительных газовых переговоров, и во время визита Ху Цзиньтао тема газа, а точнее цены на него, была ключевой.

Причем следует отметить умелую работу китайских дипломатов в Центрально-азиатских республиках, где Китай ведет собственную игру без оглядки на Россию и уже покупает там газ… И это при том, что обе великие державы уживаются и чувствуют себя вполне комфортно в рамках региональной Шанхайской организации сотрудничества. В ШОС у них общие интересы и цели. В то же время Китай вполне четко определился со своими интересами в России - он покупает больше нефти, газа, угля и леса. Меньше машин и оборудования, и уже сам готов делиться с россиянами своими наработками в сфере высоких технологий. Стороны намерены довести общий ежегодный товарооборот до 100 млрд. долларов в течение ближайших пяти лет. а в прошлом этот показатель перешагнул уровень в 50 млрд., позволив Китаю стать главным торговым партнером России, что, ясное дело, отразилось на экономических позициях Украины - она занимает пятую ступеньку среди партнеров России, хотя ранее соперничала с Китаем.

Киев, пожалуй, мог бы многое перенять из опыта российско-китайских отношений. По крайней мере, понять, что позволило им развиться до нынешнего уровня, как обе страны позиционируют себя друг другу, как пытаются отстаивать собственные интересы, несмотря на пресловутое «стратегическое партнерство» и дружбу.

Декларируя новые отношения с Пекином, Киев за весь прошедший год, однако, не внес в них ничего принципиально нового. Китайцы оказались более расторопными, и уже на апрельской встрече с украинским премьер-министром председатель КНР предложил Киеву план развития отношений из четырех пунктов. Ху Цзиньтао внес следующие предложения. Во-первых, поднять уровень политических отношений. Лидеры двух государств, законодательные органы, правительства и партии должны поддерживать тесные контакты для осуществления своевременного обмена мнениями по важнейшим вопросам, представляющим взаимный интерес. Во-вторых, всесторонне продвигать практическое сотрудничество. Стороны должны прилагать общие усилия для выполнения задачи довести двусторонний товарооборот до 10 млрд. долл. США в 2012 году. Предстоит форсировать создание китайско-украинской комиссии по сотрудничеству, в полной мере наделив ее координационными функциями. Следует также налаживать сотрудничество в реализации крупных проектов, активно содействовать сотрудничеству в научно-технической, сельскохозяйственной областях, расширять масштабы и уровень взаимодействия. В-третьих, совместно организовать мероприятия, посвященные предстоящему в следующем году 20-летию установления дипотношений между двумя странами. Использовать эту возможность как благоприятный шанс для активизации дружественных связей между культурными и академическими кругами и молодежными организациями в целях постоянного укрепления социальной базы китайско-украинской дружбы. В-четвертых, активизировать взаимодействие в международных и региональных делах через сходство и близость подходов двух стран к вопросам реформы ООН, глобального изменения климата и нераспространения ядерного оружия. Стороны должны активизировать координацию во имя защиты их общих интересов.

В ходе визита вице-премьера Госсовета КНР Чжана Дэцяна в Киев в том же апреле китайский гость отдельно отмечал, что в Украине обеспечивается экономический рост и политическая стабильность, что позволяет продвигаться по пути модернизации, эти факторы имеют для Китая важнейшее значение. А китайский премьер Вень Цзябао на встрече с Николаем Азаровым в Пекине 19 апреля заявил, что для Китая Украина является «другом и партнером, который заслуживает доверия».

Доверие китайских лидеров - это, пожалуй, основной капитал, который Киеву удалось заработать, активизировав отношения с Китаем. Однако следующим этапом должно стать расширение контактов в других сферах. Причем не только подконтрольных государству, но и в бизнесе.

Основа обоюдного доверия

Если проанализировать китайские публикации об Украине последних месяцев, то легко заметить, что высокая степень доверительности в отношениях Киева и Пекина была достигнута благодаря сотрудничеству в сфере ВПК. Именно в этом контексте Ук­раина наиболее часто упоминается в китайскоязычной прессе. Киев активизировал военно-техническое сотрудничество с Китаем еще при премьерстве Юлии Тимошенко, и сегодня оно набирает обороты. Так, в частности, топовая тема китайского, а возможно, и всего азиатского Интернета - постройка первого китайского авиа­носца на базе купленного у Ук­раины авианесущего крейсера «Ва­ряг». Горячей новостью на минувшей неделе стала поставка Украиной в Китай силовых установок корабля DN80. Также, по заявлению китайской стороны, украинские специалисты посетили китайский завод по производст­ву корабельных установок в Харбине, и якобы там достигнуто соглашение о передаче данной технологии китайс­ким специалистам, ведь Китай планирует самостоятельно строить авианосцы, подобные «Варягу». Благодаря украинцам Харбинский завод станет главным в Китае по производству двигателей для военных судов. Очевидно, что без помощи Украины не обошлось при создании учебных центров для подготовки пилотов палубной авиации: Киев предоставил доступ Китаю к советским технологиям создания палубных самолетов и позволил изучить комплекс «Нитка» в Крыму, который представляет собой копию палубы авианосца, но размещенную на суше. Сегодня Китай уже построил подобный комплекс у себя, причем, как полагают эксперты, тоже не без помощи украинских специалистов. Кроме данного проекта, Киев и Пекин успешно сотрудничают в авиационной отрасли - украинцы поставляют двигатели для китайского учебно-тренировочного самолета L-15. А также специалисты АНТК им. Антонова построили в Китае уникальный комплекс по испытанию аэродинамических характерис­тик моделей самолетов, который Ки­тай использует для создания своего первого широкофюзеляжного самолета. Китайцы также интересовались противотанковыми ракетами и ракетами R-27T/R класса «воздух-воздух» киевского завода «Артем». Их интере­сует и украинский дизельный двигатель для танков 6TD-2, производимый в Харькове, и десантные корабли на воздушной подушке типа «Зубр».

Все эти проекты имеют первостепенное значение для обороны Китая и курируются на государственном уровне. Китай заинтересован в Украине как источнике «ноу-хау», хотя в самой Украине очень мало делается для того, чтобы вкладывать средства в то, что действительно может принести деньги при мудром построении отношений с Китаем. Такие проекты кроме всего прочего могли бы стать не только прибыльными, но и взаимовыгодными. В то же время со стороны Киева интерес в большей степени ограничивается главным образом инфраструктурными проектами. В ходе визита Виктора Януковича в Пекин глава украинского государства и члены делегации обсуждали проекты реконструкции взлетно-посадочной полосы аэропорта «Борисполь», создание карго-терминала, строительство железнодорожного сообщения между аэропортом и Киевом, строительство парогазовой электростанции в Крыму, реконструкцию одесского морского торгового порта и строительство новых причалов и терминалов в Днепро-Бугском лимане, строи­тельство новых автомобильных дорог Львов –Краковец и Одесса – Рени и большой кольцевой дороги вокруг Киева. Эти и другие проекты потянули на более чем 4 млрд. долларов. На них китайцы готовы даже давать кредиты Киеву, причем под низкий процент.

Однако на данный момент, спустя девять месяцев после визита президента, в реализации ни одного из этих проектов не было достигнуто существенных сдвигов. К визиту Ху Цзиньтао Киев был готов лишь на формальный жест закладки камня на месте строительства будущей железнодорожной ветки к Борисполю, по другим проектам заметной активнос­ти партнеры вообще не проявляли.

В отношениях с Китаем ждет своего разрешения еще целый ряд проблем, которые в целом можно свести к отсутствию нормальных условий для ведения бизнеса. И хотя Украина предприняла усилия по открытию в ближайшее время нового консульства в Гуанчжоу - столице китайских деловых выставок и ярмарок - в целом климат двусторонней торговли от этого улучшится, но незначительно. А представители украинского правительства пока лишь говорят о намерении что-то исправить. Очевидно, что прошедшего года активного развития двусторонних украинско-китайских отношений на высшем политическом уровне оказалось недостаточно для перестройки отношений на «низшем», базовом уровне.

Однако следует заметить, что в Китае «эпохальные» визиты Ху Цзинь­тао и других политиков в Украину всегда рассматриваются как сигнал китайскому бизнесу активизировать свою деятельность на данном направлении, в этой конкретной стране. Для Киева сегодня важно не упус­тить этот новый шанс.