UA / RU
Поддержать ZN.ua

Война России против Украины: в какую сторону смотрит Китай?

Пекин наблюдает за войной, в то время как от него ждут действий по ее прекращению

Автор: Наталия Бутырская

Мир не прекращают шокировать бесчинства российской армии против гражданского населения Украины, бомбардировка городов, намеренное создание гуманитарного и экологического кризисов, шантаж ядерным оружием. Но Китай все еще занимает отстраненную позицию. На этих днях он дважды воздержался во время голосования в ООН за резолюции, осуждающие российскую агрессию против Украины. Создается впечатление, что Китай оказывает молчаливую поддержку России. И для этого есть основания.

Си Цзиньпин принимал Владимира Путина в Пекине во время открытия Олимпийских игр-2022, когда в кремлевских кабинетах уже выработали решение о начале войны против Украины. Трудно подтвердить или опровергнуть, просил ли тогда Си Цзиньпин перенести агрессию на период после завершения Олимпиады, но декларативность и двусмысленность в поведении порождают немало вопросов к стране, претендующей на роль глобального лидера.

Китайские дипломаты не прекращают подчеркивать, что соблюдают свои основные принципы — уважение к суверенитету и территориальной целостности (в частности и Украины) — и поощряют дипломатические шаги, направленные на мирное урегулирование «украинского кризиса», избегая называть путинскую агрессию словом «война». Но до сих пор не приложили конструктивных усилий к деэскалации.

Призыв к мирным переговорам между сторонами — конечно, положительный жест со стороны КНР, особенно принимая во внимание тесное военно-техническое сотрудничество с РФ и уровень двусторонних отношений, где «нет запрещенных сфер». Совместные учения, запугивания воздушными рейдами японских и корейских судов и провозглашение «Совместного заявления» с претензией на реализацию собственного миропорядка во время встречи Путина и Си — все эти действия вызвали вполне закономерный вопрос: будут ли стороны оказывать военную помощь друг другу в их конфликтах с другими странами? Следовательно, нынешняя позиция Китая хотя бы подтверждает: пока военного союза между этими двумя действительно нет.

Объединительным фактором для двух стран выступает борьба с коллективным Западом, где каждая сторона руководствуется собственными интересами. Поддерживая российские требования о нерасширении НАТО, Китай иллюстрирует собственное неудовольствие созданием QUAD и AUKUS в Индо-Тихоокеанском регионе. Критика санкций, под которыми находится он сам из-за нарушения прав человека, явно вызвана непринятием и раздражением по этому поводу.

Но пособничество Китая придало российским властям и его политическим элитам излишнюю уверенность в том, что они могут диктовать условия Западу и игнорировать его предостережения о санкционном наказании в случае военной агрессии против Украины. Путин заранее привез в Китай ряд предложений, среди которых — соглашения с «Роснефтью» и «Газпромом» на экспорт 10 млрд куб.м газа в год, таким образом, очевидно, готовя основу для экономического противостояния с американцами и европейцами. Надежды на Пекин уже после начала войны во время срочного собрания российских бизнесменов выразил и миллиардер Олег Дерипаска. Он предложил перенести столицу в Новосибирск или Красноярск, поскольку «на фоне жестких западных санкций интересы России сместились в сторону Азии».

Правда, Россия не сможет целиком полагаться на поддержку Китая. Он уже сейчас пытается выделывать неудобные «па» в своем балансировании между Москвой и Западом, принимая во внимание потребность в технологиях, доступе к долларовой финансовой системе и экспортным рынкам. С одной стороны, китайская власть заметила, что не будет приобщаться к западным санкциям, следовательно, сможет помочь смягчить негативное влияние на финансовую систему РФ, с другой — крупные китайские банки боятся вторичных санкций. Для взаимодействия с РФ придется создавать специализированные банки, как в случае с Ираном или КНДР, и далее развивать систему расчетов в национальных валютах. Кроме того, изоляция Москвы приведет к скатыванию России на уровень сырьевого приложения КНР, который сможет диктовать ей собственные ценовые условия.

Возвращаясь к событиям в Украине. В последнее время основное внимание китайской власти было сосредоточено на эвакуации населения. Вывозить своих граждан ей пришлось в условиях горячих военных действий. КНР не спешила с перемещением своего дипломатического представительства на запад Украины вслед за другими государствами, а гражданам приказала остерегаться коронавирусной инфекции, а не наступления российских войск. Это служит определенным алиби для китайской власти: она действительно могла не знать до конца о путинских планах масштабного вторжения в Украину.

Но сейчас китайские дипломаты, очевидно, хорошо владеют ситуацией о действиях российской армии на украинской территории. Кроме того, в руках российской армии — Чернобыльская АЭС. Россияне также контролируют Запорожскую атомную электростанцию, находившуюся определенное время под массивными обстрелами и угрозой взрыва. И речь идет уже не только о мнимых угрозах безопасности России, но и о вполне реальной опасности взрыва самой крупной ядерной станции в Европе. Но Пекин до сих пор обходится общими фразами, в то время как украинская власть пытается привлечь все возможные каналы, которые позволили бы остановить российскую агрессию.

В то же время китайские официальные медиа обвиняют Соединенные Штаты в разжигании войны на европейском континенте из-за нежелания учитывать интересы безопасности всех сторон (читайте — РФ), а также рассматривают российско-украинскую войну в контексте противостояния Москвы и НАТО. По мнению Пекина, США хотят воспользоваться кризисом в собственных интересах и восстановить свои позиции в мире. Для Китая поражение России в этой войне обернется дополнительным давлением на него самого, прежде всего в вопросах Тайваня. В то время как Вашингтон представляет главный вызов для китайской безопасности, Россия ее, эту безопасность, по сути обеспечивает. Поэтому когда мы пытаемся угадать, в какую сторону сейчас смотрит Китай, ответ однозначный — в сторону собственных национальных интересов.

Другое дело, что украинская власть и правительства европейских государств не должны оставлять попыток убедить китайскую власть занять более активную позицию по прекращению российской войны против Украины. Когда ежедневно гибнут мирные люди, среди которых много детей, выжидательная позиция может привести к серьезным репутационным потерям, особенно в странах, где сосредоточены основные экономические интересы Китая.

Больше статей Наталии Бутырской читайте по ссылке.