То, чего так долго ждали, случилось.
Рассмотрев запрос президента Молдовы Майи Санду, Конституционный суд принял решение, что для роспуска парламента есть основания, а именно: он не в состоянии сформировать правительство. Решение КС обжалованию не подлежит, а, следовательно, президент может распустить законодательный орган и объявить досрочные выборы.
История с роспуском парламента длится несколько месяцев.
Никто в Молдове не надеялся, что перезагрузка парламента произойдет быстро. Среди нынешних обладателей депутатских мандатов слишком много тех, кто рискует потерять их при досрочных выборах. Да и инструментов для роспуска парламента у президента Майи Санду немного, и у них есть некоторые временные ограничения. Согласно ст. 85 Конституции Молдовы, президент имеет право распустить парламент в двух случаях. Во-первых, «в случае невозможности сформировать правительство или в случае блокирования в течение трех месяцев принятия законов». Во-вторых, если парламент не выразил вотум доверия правительству в 45-дневный срок после внесения предложения, и только после отклонения предложения не менее двух раз.
Таким образом, в любом случае приходилось ждать.
11 февраля парламент не поддержал правительство во главе с Наталией Гаврилицей, кандидатуру которой предложила Санду. После этого президенту оставалось действовать по процедуре — предложить эту кандидатуру еще раз, получить аналогичный результат и инициировать роспуск парламента. Тем более что экс-президент Игорь Додон, возглавивший Партию социалистов, неоднократно подчеркивал, что он не против досрочных выборов.
Но, как выяснилось, Додон не хозяин своему слову. Социалисты сумели сколотить новое большинство. В него вошли также фракция партии «Шор» (названной в честь лидера — бизнесмена Илана Шора, который получил приговор в деле «кражи миллиарда» из молдовской банковской системы и сейчас скрывается за рубежом) и группа Pentru Moldova. Они предложили на должность премьера бывшего министра финансов Мариану Дурлештяну. А позже Конституционный суд признал решение Санду о повторном выдвижении кандидатуры Наталии Гаврилицы неконституционным и предложил снова провести консультацию с фракциями для выдвижения кандидатуры на должность премьера.
Санду отказалась и подчеркнула, что намерена жидать до 23 марта, когда исполнится три месяца со времени отставки правительства Иона Кику.
Сложилась патовая ситуация. Президент отказывается выполнять решение Конституционного суда, фактически нарушает Конституцию, но ее оппоненты не берут на себя смелость возбудить дело об импичменте, поскольку рискуют окончательно проиграть (для импичмента нужны не только две трети голосов депутатов, но и референдум).
На консультации Санду наконец пошла. Но именно в тот день, когда президент встречалась с представителями большинства, продолжавшими настаивать на кандидатуре Марианы Дурлештяну, последняя заявила, что она не чья-то кукла, и отказалась от предложения быть премьером. Пока социалисты с партнерами оправлялись, Санду объявила, что выдвигает на пост премьера и.о. лидера пропрезидентской партии «Действие и солидарность» (PAS) Игоря Гросу.
И хотя депутаты-социалисты обратились в Конституционный суд с требованием приостановить действие этого указа, хотя пытались предложить на должность премьера посла Молдовы в России Владимира Головатюка, Санду явно перехватила инициативу. К тому же, Конституционный суд отказал социалистам и признал выдвижение Гросу конституционным.
25 марта парламент должен был заслушать кандидата в премьеры. Однако депутаты от Партии социалистов и группы Pentru Moldova покинули парламент, и заседание закрыли из-за отсутствия кворума.
Так что, фактически парламентское большинство не поддержало правительство Гросу. И Санду с чистой совестью смогла обратиться в Конституционный суд с запросом о роспуске парламента. Она выиграла эту войну нервов. В своем обращении к Конституционному суду президент заметила, что трехмесячный срок, в течение которого было необходимо назначить новое правительство, «отсчитывается от времени отставки правительства Кику, а, следовательно, он закончился 23 марта 2021 года. Поэтому с 24 марта вступают в силу условия для роспуска парламента. Кроме того, 25 марта 2021 года истек 45-дневный срок, в течение которого парламент имел две попытки выказать вотум доверия кабмину».
Тем временем ее оппоненты не ждали, пока их распустят. Союзником большинства стала пандемия коронавируса. Ссылаясь на рост количества заболеваний, депутаты проголосовали за введение чрезвычайного положения до 30 мая. А во время действия ЧП распустить парламент невозможно. Причем Игорь Додон и не скрывал, заявив, что если бы в Молдове функционировало полномочное правительство, то и надобности в чрезвычайном положении не было бы.
Против Санду продолжается масштабная информационная кампания, для которой используют все реальные или выдуманные поводы. В ход идет все, в том числе тема вакцинации. Первые вакцины компании AstraZeneca Молдова получила с помощью Румынии. Но их было явно недостаточно. На обращение президента к Владимиру Путина с просьбой предоставить российскую вакцину «Спутник V» Додон отреагировал поездкой в Москву. После встречи с Дмитрием Казаком стало известно, что Россия предоставит 180 тысяч доз «Спутника V».
Сейчас социалисты пытаются выжать все возможное из скандала с похищением украинского судьи-беглеца Николая Чауса, к чему, как утверждают местные СМИ, причастны украинские спецслужбы. Майю Санду обвиняют в том, что она якобы договорилась об этом с президентом Украины Владимиром Зеленским во время визита в Украину и все произошло с ее ведома.
Это вполне вкладывается в антиукраинскую кампанию, которую проводят социалисты через подконтрольные им медиа и социальные сети. Сторонники Додона активно озвучивают российские тезисы об «агрессии» Украины, а идеолог социалистов Богдан Цырдя даже разместил на своем телеграм-канале материалы с призывом признать «ДНР» и «ЛНР». Сам Додон заявил, что администрация президента перешла под «внешний контроль», президент может втянуть Молдову в «региональную войну» и лишь отсутствие контроля над парламентом и правительством «не дает Майе Санду идти на поводу у Зеленского».
И «дело Чауса», и военная истерия могут стать серьезным испытанием для Санду. Но выиграть может отнюдь не Додон. Что касается его и его союзников, то есть некий общественный консенсус: они должны уйти. Вопрос не столько в их прокремлевской позиции, как в том, что молдаване устали от коррупции. А Додон и его союзники ассоциируются именно с предыдущим коррумпированным режимом. Некоторую выгоду от борьбы двух «тигров» может получить лидер «Нашей партии» Ренато Усатый, который пока что вроде вне драки.
Удастся ли Майе Санду воспользоваться решением Конституционного суда и перезагрузить парламент, несмотря на сопротивление большинства и чрезвычайное положение? Додон уже назвал это решение узурпацией власти и заявил, что парламент может не признать решение Конституционного суда. Впрочем, последний может признать незаконным и введение чрезвычайного положения, которое, по утверждению отдельных экспертов, вводили с нарушением процедуры.
Больше статей Артема Филипенко читайте по ссылке.