UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вакансия для Папы

О чем шептались за закрытыми дверями глава ОП Андрей Ермак и госсекретарь Святого Престола Пьетро Паролин.

Автор: Екатерина Щеткина

Восток, как известно, дело тонкое. Под этими словами, вероятно, сейчас подписались бы в Ватикане. Им не привыкать, конечно, но сейчас стало особенно сложно. В Беларуси католики вошли в клинч с властью — и Папе Франциску уже становится неприлично хранить молчание по этому поводу. В Украине, с которой всем папам в ХХ и ХХІ веке приходилось нелегко, продолжается война, и Святому Престолу предстоит решить, как скорректировать свою до сих пор довольно невнятную позицию.

На этом фоне визит главы офиса президента Украины Андрея Ермака в Ватикан и встреча за закрытыми дверями с госсекретарем кардиналом Пьетро Паролином — куда не допустили из украинской делегации никого, даже переводчика — привлекает внимание. Если не содержанием, то самой этой таинственностью. Конечно, мы знаем, что это в «католическом стиле» (кто же не читал Дэна Брауна?) Но от этого лишь интереснее.

Галантерейщик и кардинал

За Ватиканом в (пост)советской культуре числится репутация почти всесильного политического интригана, стоящего за многими историческими событиями. Спасибо актеру Трофимову за образ кардинала Ришелье. Таинственность подчеркивает значимость события. Правда, остается неизвестно, кто именно настаивал на секретности — госсекретарь Паролин или глава ОП Ермак. Каждому из них по-своему секретность на руку. Госсекретаря Ватикана разговор в таком формате ни к чему не обязывает — что бы он ни пообещал, на что бы ни намекнул, он всегда сможет сказать, что его неправильно поняли. Для него это, скорее, возможность прикинуть, стоит ли иметь дело с этими людьми. Что же до Андрея Ермака, он тоже не в накладе — по крайней мере не будут рассказывать анекдоты о том, как он кардинала вербовал в ТКГ на место выбывшего Витольда Фокина.

А может, даже не кардинала. А самого понтифика. Кадровый голод — такой кадровый голод...

Однако шутки в сторону. Положение власти — отчаянное, а значит, самое время подтягивать тяжелые орудия. Круг тем для разговора весьма ограничен. Их, по сути, всего две. Первая — поддержка Украины (вернее, ее лидера) на Западе, который не слишком доволен тем, как идут реформы, и может, не дай Бог, передумать на предмет финансирования. Вторая — Восточный фронт во всем своем разнообразии: обмен пленными, заблокированные переговоры, гуманитарный кризис, а главное — там все стреляют и стреляют, в то время как публика ждет от Владимира Александровича обещанного «быстро закончить войну».

Как видите, все вопросы, которые мог бы обсудить с Паролином Ермак, на самом деле сводятся к одному — поддержке президента Зеленского. Падающий рейтинг — худшее, что может с ним случиться, ведь рейтинг — единственное, что у него осталось.

И в критической ситуации «новые лица» делают то, что делали все — едут в Ватикан в надежде заручиться поддержкой последнего из несомненных авторитетов и арбитров современного мира. Ведь даже самое обыкновенное селфи с Папой Римским, говорят, имеет чудотворное действие.

Ермаку и нужно чудо. Ну или хотя бы гол.

В идеале Папа Франциск мог бы поспособствовать разблокированию переговорного процесса. Во всяком случае хотя бы в гуманитарных вопросах. Он, как известно, накоротке с Путиным. Если Папа возьмет под собственное покровительство переговоры, сыграет роль голубя мира, это поможет убить сразу двух зайцев. Во-первых, Путин Папе, скорее всего, не откажет — он ведь тоже любит селфики. Во-вторых, как говорил герой известного старого фильма: «Галантерейщик и кардинал — это сила!»: местным любителям «разгонять зраду» будет противопоставлен не «95-й квартал», а мощный авторитет Католической церкви и лично ее лидера. Укрепить собственный рейтинг таким ресурсом — мечта любого политика.

Но можно пойти и малыми шагами, где помощь Ватикана была бы совершенно не лишней. Ее, впрочем, и так оказывают. Папа Римский участвовал в судьбе пленных и продолжает это делать — в частности предпринимает попытки вернуть в Украину Виталия Маркива. Ватикан оказывает гуманитарную помощь разрушенным войной территориям в рамках программы «Папа для Украины».

Для того чтобы обсудить эти вопросы, не нужно не только плотно закрывать двери — не нужно отнимать время чиновников, оплаченное налогами. Все это — «рабочие вопросы», которыми вполне могли бы заниматься внешнеполитические ведомства обоих государств.

Есть еще вопрос о возможности приезда Папы Римского в Украину. Это было бы просто великолепное шоу, весьма благотворное для рейтинга действующей власти. Но, во-первых, президент Зеленский уже приглашал Папу (как и все его предшественники, кроме Януковича, но повезло — только Кучме). Во-вторых, возможность такого визита весьма сомнительна — например, из-за нежелания Папы Франциска напрягать отношения с Москвой. В-третьих, даже если предположить, что глава ОП нашел способ убедить Папу Римского изменить свое расписание, в период пандемии это все равно выглядело бы неуместно.

Поэтому главным призом остается возможность привлечь понтифика и его авторитет для разблокирования переговорного процесса по Донбассу.

Всегда интересно и немного смешно наблюдать, как откровенные атеисты и агностики в попытке удержаться на плаву хватаются как за соломинку за представителей церкви. В этот момент они уже и сами толком не знают, на что рассчитывают — на их мудрость, связи, авторитет или на то, что у них, действительно, есть прямая связь с небесной канцелярией, и они там «все порешают». В данном случае — подправят имидж президента Украины и заодно (но не в последнюю очередь) его «правой руке», которая последнее время только то и делает, что садится в галошу.

Папа и «папа»

Что ж, возможно Папа Римский — это, и правда, теперь единственный человек, который может спасти переговорный процесс. Слишком очевидно ситуация зашла в тупик, слишком очевидна невозможность ее разблокировать без неприемлемых уступок, слишком очевидно нежелание российской стороны признать не поражение даже, а отсутствие успеха в своей геополитической игре.

Зато Путин вполне может откликнуться на призыв Святого Престола — не в качестве «стороны конфликта», конечно. И вместе с Римом попытаться закончить войну — на своих условиях, но с небольшими декоративными уступками. Это был бы вполне приемлемый для России формат. Не только потому, что она сможет склонить Святой Престол к компромиссу — ведь Папа Римский очень заинтересован в диалоге с Москвой и многим может ради него пожертвовать. Но главным образом потому что это наконец будет именно тот формат решения украинского вопроса, на котором Путин настаивал все эти годы — «об Украине без Украины».

Согласится ли на такой формат Святой Престол?

И согласимся ли на это мы?

На эти вопросы, скорее всего, нет однозначного ответа у самого Святого Престола. И не исключено, что именно поэтому такой «секретный» формат встречи — ни к чему, повторюсь, не обязывает, но дает возможность лучше понять ситуацию. Лучше понять, чего хочет, что может и на что готова пойти украинская сторона. Что она готова предложить. До какого рубежа готова отступить.

Тут, наверное, пора присмотреться внимательнее к человеку, который, по информации ZN.UA, взял на себя посреднические функции и стал организатором этой встречи — бывшему папскому нунцию в Украине архиепископу Клаудио Гуджеротти.

Архиепископ, который верил в геополитические катастрофы

Срок его полномочий уже вышел и архиепископ даже получил новое назначение — в Великобританию. Но украинские дела все еще продолжает, как видите, улаживать.

В Украину Гуджеротти был назначен в конце 2015-го, фактически вступил в полномочия нунция в начале 2016 года. Напомню, этот год оказался годом серьезных испытаний для католиков Украины. Не потому, конечно, что приехал новый нунций. В начале года произошло еще одно поистине историческое событие — Папа Римский и патриарх Московский встретились в Гаване и подписали совместную декларацию.

Некоторые положения этой декларации многими католиками в Украине были восприняты как предательство.

Сглаживать впечатление приехал сам госсекретарь Пьетро Паролин — с заверениями в том, что «Папа с вами» и программой гуманитарной помощи пострадавшим от войны «Папа для Украины».

Но осадочек остался. Так же, как и нунций Гуджеротти. Который почти не скрывал, что он-то как раз полностью разделяет «украинские» положения Гаванской декларации.

Лучше всего взгляды бывшего нунция характеризует интервью, данное им «Радио Ватикана» все в том же 2016 году. По понятным причинам украинская служба Радио не стала переводить его для украинских читателей/слушателей. Содержание интервью стало известно украинской публике совсем недавно.

В этом интервью архиепископ Гуджеротти высказывает мнение, что Украина стала «неудачей Запада» — именно поэтому ее популярность в Европе и США якобы упала до незаметных величин (речь, напомню, о 2016 годе). Что де-факто отделившись от России посредством «майданов», Украина «проиграла на всех фронтах». И проиграли все. В первую очередь, Россия и Запад, чьи отношения резко ухудшились. Что же до проигрыша Украины, то почтенный прелат доказывает это с цифрами в руках и в точности по сурковской методичке: вот, мол, какая зарплата была в Украине до Евромайдана, а вот какая стала после. От чего у слушателя должно сложиться впечатление, что украинскую экономику подточили не война и оккупация, а именно «майдан» стал причиной краха. Ну и вишенка на торте: «отрыв» Украины от России произошел, по мнению нунция, под «несомненным давлением Запада». Который в свою очередь «обманул» Украину — так и не сумел дать ей так же много, как давала Россия.

Не знаю, верит ли Его Превосходительство в Бога (иногда мне кажется, что церковные сановники просто выше этого), но в «печеньки Нуланд» он, кажется, верит. А может, и в «наколотые апельсины» тоже.

Это интервью было дано в качестве аккомпанемента к Гаванской декларации. И оглядываясь назад можно предположить, что и сама Гаванская декларация стала детищем тех сил Римской курии, которые представляет архиепископ Клаудио Гуджеротти, — партии, поддерживающей Остполитик.

Да, спустя почти тридцать лет после «крупнейшей геополитической катастрофы» не только в Третьем, но и в Первом Риме находятся люди, которые откровенно досадуют по этому поводу и считают, что мы со своим упорным нежеланием оставаться в орбите России лишь портим им игру. Остполитик была почти совершенным — с точки зрения куриальных дипломатов — инструментом отношений между Москвой и Ватиканом, хоть и сводилась преимущественно к тому, чтобы «не дразнить быка». Т.е. признать и принять разделение мира — в том числе церковно-политического — на зоны влияния и принцип невмешательства во «внутренние дела» чужих «канонических территорий». Согласно этому разделению Украина находится в российской орбите. И там ей (нам) и место.

Маленький факт из биографии бывшего нунция: архиепископ Клаудио Гуджеротти начинал свою дипломатическую карьеру секретарем у монсеньера Акилле Сильвестрини, которого называют «зодчим ватиканской Остполитик». Пока на Святом Престоле находились папы-европейцы — поляк и немец, хорошо осведомленные в восточноевропейских делах, после «геополитической катастрофы» сторонники Остполитик оказались не у дел. Но вот престол занял папа из Нового Света (кстати, карьера госсекретаря Паролина также связана, преимущественно, с Латинской Америкой) — и Остполитик была снята с пыльных полок и снова пущена в дело.

Во всей этой истории самое интересное даже не то, что Гуджеротти в надежде продвинуть Остполитик устраивает встречу Ермаку с госсекретарем, — каждый делает то, во что верит и чему служит. Интереснее то, что он считает Ермака вполне подходящим человеком, который может помочь Ватикану возродить отношения с Москвой, пускай даже ценой возвращения Украины в политическую орбиту России. Его превосходительство уверен, что так будет лучше для всех.

Впрочем, так же как Ермак хватается за Ватикан как за соломинку в попытке спасти свое лицо и президентский рейтинг, Клаудио Гуджеротти, не исключено, хватается за Ермака в попытке спасти свою пошатнувшуюся карьеру и свое политическое кредо. Актуальность Остполитик, кажется, начала вызывать сомнения у Святого Престола — особенно, когда к украинским проблемам прибавилась еще и Беларусь. Назначение нунцием в Великобританию может показаться лакомым кусочком. Но для прелата, чья карьера до сих пор была связана с постсоветским пространством и Конгрегацией восточных церквей, это больше похоже на отстранение от дел.

Означает ли это, что Святой Престол разочаровался в обновленной Остполитик?

Не исключено, что выводы будут сделаны по результатам переговоров с главой ОП Украины за закрытыми дверями.