Украина собирается откликнуться на просьбу ООН и принять посильное участие в ее миротворческой миссии в Мали. О том, что Киев готов отправить в эту далекую африканскую страну медицинское оборудование, палатки и другое имущество, заявил в интервью "Коммерсант-Украина" министр обороны Павел Лебедев. По его словам, "в ближайшее время министерство предложит руководству страны возможные варианты нашего участия в Мали". Какие это варианты, глава оборонного ведомства не уточнил.
При этом г-н Лебедев считает, что ключевыми факторами при принятии решений будут безопасность жизнедеятельности наших миротворцев и "соответствие их участия национальным интересам и законодательству Украины". Но каковы украинские интересы в этой африканской стране? И можно ли гарантировать безопасность нашим солдатам, если в Мали до сих пор не урегулирован конфликт между центральным правительством и туарегами, а позиции радикальных исламистов, связанных с "Аль-Каидой", достаточно сильны?
Напомним нашим читателям, что в прошлом году в межплеменном противостоянии туарегов, контролировавших к тому времени больше половины страны, вверх взяли племена, ориентировавшиеся на исламский фундаментализм. Это вызвало серьезную обеспокоенность у соседних африканских стран и Франции, традиционно имеющей сильные позиции в регионе. Сигналом к вмешательству в конфликт стало наступление в начале этого года радикальных исламистов на столицу Мали Бамако.
Совместно с малийскими войсками французский спецназ сумел быстро оттеснить подразделения исламских фундаменталистов и взять под контроль основные города на севере страны - Тимбукту и Гао. Военная операция фактически завершилась в конце апреля. В конце июня центральное правительство и туареги из Национального движения за освобождение Азавада заключили мирное соглашение, направленное на урегулирование конфликта. В результате армия вернула под свой контроль Кидаль - последний крупный город на севере, который контролировали повстанцы-туареги.
Отсутствие контроля со стороны центрального правительства над Кидалем считалось одним из главных препятствий для проведения первых президентских выборов после военного переворота 2012 г., когда армия свергла главу государства, обвинив его в неспособности справиться с восстанием туарегов на севере. Нынешние выборы назначены на 28 июля.
Обеспечение мирного проведения президентских выборов в Мали как раз и будет одной из главных задач миротворцев ООН, начавших свою миссию в стране с 1 июля. В соответствии с решением Совета безопасности ООН численность Многопрофильной комплексной миссии ООН по стабилизации в Мали (MINUSMA) составит 12,6 тыс. человек. При этом костяк миссии формируют африканские войска численностью свыше 6000 солдат. Кроме того, в стране также остается около тысячи французских военнослужащих, с января выполнявших вместе с военными государств Экономического сообщества стран Западной Африки (ЭКОВАС) миротворческие функции.
По словам генсека ООН Пан Ги Муна, MINUSMA будет обеспечивать безопасную обстановку для распространения государственной власти и защиты гражданского населения; создавать условия для деятельности по стабилизации на севере страны; сдерживать возвращение боевиков; оказывать содействие переходным властям Мали. А вот задачей французского контингента, согласно концепции ООН, будет "принуждение к миру и борьба с терроризмом". Ведь несмотря на то, что туареги уже выступают не за создание своего независимого государства Азавад, а за автономию в составе Мали, проблема сепаратизма племен берберов и радикальных исламистов до сих пор не решена.
Помимо миротворческой миссии ООН и французов в Мали также действует миссия Европейского Союза EUTM Mali, целью которой является обучение подразделений малийской армии и консультационная помощь. По информации ZN.UA, в Киеве готовы предоставить евросоюзовской миссии EUTM Mali материальную помощь - палатки, медоборудование и прочее. Украинские военные даже готовы передать малийцам партию излишков вооружения. А вот с украинским участием в миссии ООН MINUSMA дела обстоят сложнее.
Украинская сторона готова предоставить миссии миротворческий персонал - штабных офицеров, наблюдателей, врачей, технических специалистов. Однако наши военные категорически против того, чтобы направить в Мали группы украинских вертолетов, о чем вновь просили представители Организации объединенных наций. (Напомним, что еще в начале нынешнего года Евросоюз обратился к Украине с просьбой отправить вертолетное подразделение в состав EUTM Mali.)
Существует несколько причин столь негативного отношения к перспективам отправки украинских вертолетчиков в эту западноафриканскую страну. Прежде всего, подразделения украинских вертолетчиков и так уже присутствуют в трех миротворческих миссиях ООН в Африке - в Либерии, Конго и Кот-д'Ивуаре. А число боеготовых вертолетов, имеющих достаточный запас технического ресурса и способных подняться в воздух, в украинской армии не так уж и много. Ведь кто-то должен и украинское небо защищать… И даже если перебросить из какой-то из этих африканских стран вертолетный отряд, то для этого необходимо время на подготовку персонала, проведение тендеров, поиск в бюджете оборонного ведомства необходимых средств. А ведь нужно будет еще и провести через Верховную Раду решение об отправке наших миротворцев в Мали.
Кроме того, следует учитывать и фактор безопасности: туареги хорошо вооружены и имеют достаточно переносных ракетных установок, способных сбить наши вертолеты. Зачем Украине подвергать опасности жизнь своих военных? Ради каких таких украинских интересов в этой африканской стране? Да, на ее территории имеются богатые месторождения золота, урановой и железной руды, марганца, алмазов, меди, свинца, лития, что привлекает к Мали иностранных инвесторов. Но в этой стране сильны позиции французов и китайцев. Готовы ли украинские компании тягаться с ними, пытаясь занять свою нишу в добыче полезных ископаемых? На сегодняшний день между Украиной и Мали практически нет торгово-экономических отношений.
По информации ZN.UA, на Банковой пока не настроены отправлять в Мали украинских военных и вертолеты. Впрочем, при решении вопроса об отправке миротворческого контингента главную роль обычно играют не вопросы безопасности наших солдат и не санитарно-эпидемиологическая обстановка, а вопросы политической целесообразности: украинские миротворцы ценой
своей жизни, как правило, улучшают имидж высшего руководства страны. Поэтому нельзя исключать, что наши миротворцы таки окажутся в далекой стране Мали.